Как мариупольцам вернуть право на город, - ФОТО
Деревья посадили, да не те, плитку положили, но криво, автостоянку забыли сделать, лавочки не там поставили, на траве лежать не разрешили… Нам все время что-то не нравится в том, что делает городская администрация, мы везде находим изъяны и бурчим. Но ведь можно не ворчать, а делать. Делать самим.
Мы хотим рассказать вам о том, как работает гражданская инициатива в Ивано-Франковске, почему она не работает в Мариуполе, чем плохи Фонд развития Мариуполя и КСНы. И очень надеемся, что этот разговор станет началом дискуссии в Мариуполе. Дискуссии о том, что мы можем делать сами – без городских властей. И надо ли вообще нам это.
Объединиться не вокруг политики, а вокруг любви к городу
Знаете, с чего начинается любое движение вперед? С желания и инициативы какого-то одного человека, который умеет объединить вокруг себя единомышленников. В Ивано-Франковске таким человеком стал Юрко Филюк.
Он занимается бизнесом с 15 лет. Учился в Стенфорде, работал в Европе. В 2014-м решил, что должен вернуться в Украину, в родной город. И вернулся. Но через полгода заскучал. Унылый город, в котором нечего посмотреть, нечем заняться и не с кем общаться. И тогда Юрко решил: или он сам станет теми переменами, которые необходимы, либо ему снова придется уезжать туда, где есть условия для самореализации.
И он принял решение объединить близких по духу людей вокруг идеи теплого города. «Теплого» - в смысле комфортного, удобного для жизни. Общественная платформа «Тепле Місто» начала с поиска денег для своих инициатив и объединила друзей – частный бизнес, который поверил в идею комфортного города и стал ежемесячно перечислять добровольные взносы в фонд общественной организации. Вы скажете: так это то же самое, что и ФРМ в Мариуполе!
То, да не то. Ключевое отличие Фонда развития Мариуполя от «Теплого города» - в открытости. Кто в Мариуполе знает, сколько денег поступает на счета ФРМ, кто дает эти деньги, на какие цели они тратятся, сколько из этих денег идет на заработные платы сотрудникам, а сколько – на нужды города? Как там принимаются решения? Кто выбирает, какие проекты развивать, а какие нет? Никто не знает. Частный фонд – как хотят, так деньги и тратят.
В «Теплом городе» каждые три месяца – полный отчет перед громадой, 100-процентная открытость.
На что тратят деньги иванофранковцы? Идеи предлагают сами жители. Например, реконструируют старинные двери, финансируют строительство необычных, креативных детских площадок, проводят фестивали, собирающие в городе десятки тысяч туристов, радио свое, общественное, запустили.
Некоторые из этих решений принимаются в формате треугольника: общественная инициатива – бизнес – городская власть. Например, идея унифицировать вывески в старой части Ивано-Франковска принадлежит «Теплому Городу». Там же разработали дизайн и бесплатно разрабатывают макеты вывесок для всех желающих. Инициативу поддерживает городская администрация.
Один из самых масштабных и амбициозных проектов платформы – «Промприлад. Реновація». Есть в Ивано-Франковске такой завод, «Промприлад». Когда-то он был очень важным заводом, современным. Но после распада СССР его продукция стала невостребованной. Оборудование морально устарело. И завод сейчас работает на 10% своей мощности, помещения разрушаются, а огромные площади - простаивают.
«Теплому городу» удалось аккумулировать грантовые средства, для того чтобы запустить проект реновации – новой жизни промышленного объекта. Сегодня третий этаж завода переоборудован в современные помещения для бизнеса и творчества.
Юрко Филюк хочет, чтобы этот социальный проект стал самоокупаемым – то есть зарабатывал деньги на свое содержание. Говорит, именно за такими проектами - бизнес-социальными - будущее. Он активно собирает инвестиции и в ближайшее время планирует полностью выкупить завод у собственника и развернуть тут современное пространство для бизнеса, культуры, образования.
«У мене часто питають, а коли ви стелю відремонтуєте, - смеется Филюк. – А я відповідаю: вона вже відремонтована. Ми намагаємося зберегти те, що було в цій будівлі, та додати сучасності и комфорту».
Еще один интереснейший проект «Теплого города» – социальный ресторан. Так случилось, что в платформе «ТГ» есть несколько рестораторов. Они посчитали, что для того, чтобы открыть в Ивано-Франковске хороший ресторан, нужно 100 тысяч долларов. И тогда ребята кинули клич, пояснили горожанам, что они хотят сделать и для чего. И уже через 2 месяца нашлись 100 человек, которые согласились вложить по 1000 долларов в социальный проект, прибыль от которого тратится на развитие Ивано-Франковска.
Сотня основателей наняла для реализации своей идеи опытную компанию-ресторатора. Так и появился общественный ресторан Urban Space 100.
20% прибыли от его работы забирает ресторатор, а 80% прибыли идет на социальные проекты.
Как тратятся эти деньги? Каждый желающий может подать свой социальный проект по улучшению города. Единственное условие – проект должен реализовываться в Ивано-Франковске и для иванофранковцев. Раз в квартал основатели собираются и решают, какие из общественных инициатив важнее профинансировать. То есть для людей, вложивших деньги, профит не в прибыли, а в УЧАСТИИ.
Ресторан демонстрирует открытость не только в своей финансовой деятельности, но и в кухне.
Каждый год число участников проекта растет – вовлеченность жителей растет. И в результате горожане ощущают Ивано-Франковск – СВОИМ. Городом, в котором они важны, их мнения важны, их комфорт в нем важен.
А теперь самое важное: почему в Мариуполе не так
В каждом городе – не важно, будь то Ивано-Франковск, Бахмут или Мариуполь – число активных граждан колеблется в пределах 10-15%. Если же считать тех, кто готов активничать не только в социальных сетях, а реально что-то делать, то окажется, что таких людей еще меньше.
Осмелимся предположить, что те 3-5 тысяч человек, которые 29 сентября вышли на экологический протест в Мариуполе, несмотря на попытки дискредитации акции, и есть наша проактивная громада. Это те люди, которым НЕ ВСЕ РАВНО. Им не безразличны не только вопросы экологии, но и то, как реконструируется город, сколько рабочих мест появляется в Мариуполе, как решается вопрос организации досуга для молодежи, как и на что расходуются бюджетные деньги. Теоретически, именно на эту часть горожан могла бы рассчитывать мэрия, продвигая свои идеи городских трансформаций.
Но нет. Именно эту часть горожан власть считает продажной, подкупленной, политически заангажированной. И вместо того, чтобы выстраивать с этими людьми самый эффективный треугольник управления – власть/бизнес/активная громада – их дискредитирует.
В своих действиях мариупольская власть опирается не на них, а на условно-самоорганизованное население – КСНы. Никого не хотим обидеть. КСНы выполняют свою часть работы. Но нельзя называть комитетом САМООРГАНИЗАЦИИ тех, кто получает заработную плату из городского бюджета и полностью зависим от политики городских властей.
На сегодняшний день КСНы, учителя, воспитатели детских садов и другие бюджетные работники, как и раньше, используются властью не по назначению. Их под роспись приводят на некоторые сессии и внеочередные исполкомы, их под роспись собирают на презентации книг фонда Ахметова, на общественные слушания. В общем, используют как массовку, имитируя самоорганизованное население.
Имея под рукой условно самоорганизованное население, можно самостоятельно принимать любые решения, не переживая, а надо ли это громаде, а удобно ли мариупольцам будет такое решение или может стоило поискать другое.
Результат такой политики мы наблюдаем каждый день. Например, в Мариуполе, как и в Ивано-Франковске, власти тоже решили упорядочить уличные вывески. Но инициатива у нас исходила не снизу, от горожан, а, как всегда в Мариуполе, - сверху. Что мы получили? Жуткое неприятие бизнесом предлагаемых перемен.
Или история с заборами, которыми огородили весь центр города. Допустим, об эстетике можно спорить. Но зачем лишать автостоянки школу искусств (забор установили прямо на ней, перекрыв заезд автомобилям)?
В Мариуполе власть распоряжается бюджетными средствами как своими (полагаясь исключительно на свой ум и чувство вкуса). Горожане относятся к бюджетным деньгам и всему, что за них приобретается, - как к чужому. А в итоге - вандализм, который перечеркивает усилия властей преобразить Мариуполь.
Однако есть способ все изменить. Надо просто объединиться вокруг любви к своему городу. Возможно, опыт иванофранковцев хорош не только для иванофранковцев. Возможно, и мариупольцам стоит вернуть себе право на город и взять инициативу по трансформации Мариуполя на себя? И если не удается построить этот треугольник – общественная инициатива/бизнес/власть, то, может быть, стоит поработать для начала по прямой – громада/бизнес?
Давайте подумаем об этом.
Анна Романенко