Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО

Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО

Еще свежи в памяти события нашумевшего фестиваля Гогольфест. Каждый год вокруг него идут дискуссии – стоил ли вкладывать большие деньги в событие, которое посещают не десятки тысяч, не сотни, а какие-то тысячи человек.

В этой дискуссии я на стороне тех, кто выступает за фестиваль. Мои аргументы таковы: мы очень разные все. Те, кто хочет пива и мяса, – свои фесты имеют. Любители классической музыки – тоже. Поклонники спорта получают свою порцию зрелищ. Любителям современного искусства также необходима своя отдушина. И она есть.

Но есть и вопросы к нам, мариупольцам, как к принимающей стороне. Зачем мы принимаем фестивали? Чтобы что? Насколько эффективно мы тратим деньги и выжимаем ли мы всё по-максимуму из этих перфомансов для города?

В Мариуполе немало проводится всевозможных арт-тусовок под слоганом «Сделать что-то, что потом останется городу». А что остается? И как мы этим пользуемся?

 В 2016 году арт-платформа ТЮ вместе с художником Гамлетом реализовала крутую идею – в окнах старого хлебозавода они разместили живую экспозицию картин «Житие пацана Петра».

Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-1

А потом власти решили демонтировать здание. И стали рушить его вместе с уникальными картинами. Художники спасали их, откапывая из строительного мусора. Ну а чё? Кому они надо, да?

В 2019 году в  Мариуполе проходил фестиваль кузнецов «Простір мрій». По детским рисункам кузнецы создавали кованые скульптуры.

Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-2 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-3 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-4

Можете сказать, где они установлены сейчас (кроме дракона-защитника, расположившегося возле Вежи)? Оригинальные скульптуры, настоящее произведение искусства, могли бы стать основой парка кованых скульптур, новым магнитом, как любит повторять наш мэр. Но их раскидали по всему городу, расставили в малоприметных местах, и вне концепции мало кто из горожан понимает, что это за железные штукенции, зачем они тут стоят.

Последняя история с Гогольфестом - наиболее говорящая. Я бы даже сказала громко кричащая. И кричит она про то, что люди, организующие культурные события в Мариуполе, - они не про перспективу. Они не про будущее. Они про «галочку»: сделали, закрыли смету, и слава богу.

Помните ржавый поезд, который стоял на отстое, перекрывая часть Приморского бульвара? Во время Гогольфеста его превратили в настоящий арт-объект. Этот объект мог бы надолго поселиться на рельсах, привлекая внимание туристов. «Дорога домой» - лейтмотив последнего фестиваля – звенела бы в воздухе, не давая забыть о страшной трагедии людей, потерявших свои дома из-за войны. Очень органичный символ для города, ставшего вторым домом для тысяч переселенцев.

Но не сложилось. Поезд увезли. Нет арт-объекта.

А вот как выглядит сегодня легендарное «Древо жизни».

Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-5 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-6 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-7 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-8 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-9 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-10

Над «Древом жизни» работали художники Дмитрий Костюминский и Алексей Нужный. Восьмиметровую металлическую конструкцию установили посреди моста на знаменитой трассе Н20, соединяющей Донецк и Мариуполь. Место – магическое и символическое само по себе. Ковыльная степь, гранитные скалы, Калка. И мост, соединяющий два берега одной беды.

Эта инсталляция была частью перфоманса «Дорога домой».

Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-11 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-12 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-13 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-14 Заброшенные арт-объекты. История культурных событий, которые не нужны никому, - ФОТО, фото-15

«Рефлексия на актуальную сегодня тему для Украины, особенно восточного региона. Однако акцентом является не тема войны и боли, а тема мира: того, что нас всех объединяет, что дает нам надежду, общее построение дома и развитие светлого будущего, общих желаний и начало создания современной, новой мифологии”, - говорил Влад Троицкий, режиссер представления.

Он пытался пояснить, что нам, оказавшимся в эпицентре страшных, порой трагических событий, надо учиться жить здесь и сейчас. Учиться быть счастливыми, а не ждать, когда «всё закончится, чтобы начать жить».

Невероятно красивое, символическое до самого последнего металлического «листа», Древо могло бы стать новой туристической Меккой для тех, кто приезжает на восток Украины «посмотреть войну» и «мир».

«Мы дарим вам это дерево. Оставляем его Мариуполю. А уж как вы им распорядитесь – это ваше дело и желание», - сказал Влад Троицкий.

Но не распорядились. Потому что нет у нас пока главного – ответа на вопрос «Зачем?» 

Анна Романенко

Материалы, размещенные в рубрике "Блоги" а также "Авторская колонка", отражают субъективное мнение авторов. Их позиция может не совпадать с позицией редакции.

Все материалы "Блогов" читайте здесь.

Читайте также: В Мариуполе вместе с хлебозаводом чуть не уничтожили картины из цикла "Житие пацана Петра" (ФОТО)

В Мариуполе поселятся влюбленные многоэтажки и кое-кто еще, - ФОТОРЕПОРТАЖ

Мариуполь
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии