• Головна
  • Абсцесс мариупольского горздрава
08:49, 21 вересня 2019 р.
#Субботний разговор

Абсцесс мариупольского горздрава


Скандал, вызванный ситуацией вокруг неоказания медицинской помощи 10-месячной девочке с проблемами дыхания, породил горячую дискуссию в среде медиков и вскрыл целый ряд проблем, которые накапливались годами. Годами не решались. И вот теперь, выражаясь медицинской терминологией, мы получили абсцесс.

Хронология конфликтной ситуации

9 сентября в ЛОР-отделение горбольницы №4 скорая помощь доставила 10-месячную девочку. У нее были хрипы, затрудненное дыхание. Педиатр, которая осматривала ребенка, заподозрила наличие инородного тела в дыхательных путях и дала направление в отделение. Родители вызвали скорую помощь. Скорая доставила девочку в ближайшее ЛОР-отделение по месту жительства – в горбольницу №4.

 В больнице (ситуация казалась экстренной, ребенок хрипел) папа малышки не стал дожидаться оформления документов в приемном отделении, а сразу побежал в стационар и обратился к врачу Байраку Дмитрию с просьбой осмотреть ребенка. Врач отказал, сославшись на то, что отделение – не ургентное, стерильного инструмента для осмотра нет.

Папа девочки Сергей Балинский начал оскорблять врача. В ответ доктор Байрак заперся в своем кабинете.

Скорая вынуждена была везти хрипящую девочку в соседнее инфекционное отделение, где врач осмотрел ребенка и сделал вывод, что экстренной ситуации нет. После дообследования в педиатрии, было установлено, что причиной хрипов стала аллергическая реакция.

Около 16.00 отец ребенка обратился к журналистам и рассказал о преступном, с его точки зрения, бездействии врача. 

В 17.30 журналисты обратились к доктору Байраку за комментарием. Однако он отказался говорить, сославшись на то, что журналисты звонят в его личное время. Он согласился дать комментарий только утром следующего дня.

Утро 10 сентября. Позиция врача тезисно: отец девочки – грубиян и хам. Он пришел в стационар, минуя приемное отделение, а это нарушение. Скорая вообще не должна была привозить ребенка в г/б 4. Врач скорой помощи поступил неверно. Если бы ребенку действительно было плохо, то папа должен был стоять со слезами на глазах и молить о помощи врача, как Бога. 

Позиция родителей, тоже тезисно: хорошо, что в дыхательных путях действительно ничего не оказалось. А если бы ребенок задохнулся? Врач даже мельком не взглянул на больного ребенка, назвав несколько формальных поводов для отказа. Если бы подобная ситуация случилась в транспорте, на улице, минуя приемное отделение? Этот врач тоже бы прошел мимо? Экстренная помощь – она потому так и называется, что ее нужно оказывать сразу, а формальности откладывать на потом.

10 сентября врач Байрак написал заявление на увольнение по собственному желанию. Позднее он стал говорить, что сделал это под давлением.

11 сентября был обнародован результат проверки департамента здравоохранения. «Департамент здравоохранения, руководители лечебных учреждений и главный внештатный специалист по отоларингологии 10 сентября провели совещание касательно случая, который произошел 9 сентября в городской больнице № 4. По ее результатам было установлено, что врач Дмитрий Байрак не выполнил приказ о предоставлении отоларингологической помощи ребенку».

12 сентября адвокатом уволенного доктора выступила журналист Наталья Дедова, которая развернула кампанию в поддержку Байрака. Она записала на видео его монолог, в котором Байрак еще раз поясняет свою позицию. Он считает, что прав и ничего не нарушил. Также он высказал версию, что все это – спланированная акция, чтобы расправиться конкретно с ним. Байрак опасается, что теперь в больницы просто хлынут лавины хамов и грубиянов. Но при этом он так и не дал ответа на вопрос: а почему, собственно, он не взглянул на ребенка? Чтобы понять, что девочке ничто не угрожает, на нее надо было хотя бы взглянуть.  Еще раз: в момент обращения врач не знал, экстренный случай у малышки или нет, нужно ли срочное вмешательство или можно подождать. Тем не менее, отказался взглянуть на 10-месячную девочку.  

Спустя несколько дней после начала кампании в поддержку Байрака, в департамент здравоохранения поступило коллективное обращение сотрудников ЛОР-отделения в защиту доктора.

19 сентября зам. городского головы Ксения Сухова вышла из отпуска и начала собственную проверку сложившейся ситуации.

Вскрытые проблемы

Происшествие в горбольнице №4 из рядового превратилось в настоящий скандал благодаря тому, что оно было предано огласке и переведено из приватного, частного случая в публичную сферу. На самом деле в поведении доктора Байрака нет ничего необычного для Мариуполя. Неприятная,  но обычная практика.  Очень часто пациенты сталкиваются с  грубостью некоторых врачей, отказами в помощи. Именно потому, что это очень больная и близкая всем тема, общественный резонанс и не стихает до сих пор. 

Зам. городского головы Ксения Сухова, которая курирует медицинское направление, рассказывала, как сложно приходилось переобучать врачей во время первого этапа медицинской реформы. Было достаточно сложно менять представление у медиков, что они – не божества. Они оказывают услугу.

"Мы пытались мотивировать, вдохновить, убедить.  Но было очень тяжело. Пустота в глазах. Непонимание. «Зачем нас учат? Мы врачи, наше дело лечить, зачем нам это все надо». Было трудно доказать, что медицина – это услуга, и что термин пациентоориентированность  существует во всем мире, кроме Украины", - цитата из интервью Ксении Суховой в мае этого года. 

Второй этап – реформа больниц стационарного типа – пока еще не начался. И сейчас отношение врача и пациента складывается исключительно исходя из личных человеческих качеств каждого отдельного специалиста. Если врач – чуткий, отзывчивый человек, не хам, то и без всякой реформы и специальных тренингов он умеет находить общий язык с пациентами. И наоборот. К сожалению, несоразмерно низкая стоимость медицинской услуги  в стационарах не способствует тому, чтобы хороших специалистов и отзывчивых врачей становилось больше.

Вторая сторона проблемы – пациенты. Доктора действительно нередко становятся жертвой агрессии с их стороны. Врач не защищен. Случаи нападения происходят, конечно, не часто, но периодически случаются. И это тоже проблема, которая долгие годы никаким образом не решается.

Ну и третья проблема – отсутствие координации между различными медицинскими структурами. О ней  говорили все без исключения медики, с которыми нам удалось пообщаться. Ситуация нескоординированности порождает конфликты между врачами и врачами, врачами и пациентами.  

 Главный врач экстренной медицинской помощи Валерий Закржевский считает неприемлемой ситуацию, когда врач «скорой» после постановки  предварительного диагноза, привозит в больницу тяжёлого больного, а  его начинают пинать из отделения в отделение.

«Когда время идет на часы и минуты, мы теряем его в дороге. Бывают случаи, когда мы по 2-3 часа возим пациента и не можем определить его в стационар. Это ненормально! Эту ситуацию давно пора было решить одним распоряжением по горздраву», - считает Валерий Закржевский.

Например, такое распоряжение по оказанию экстренной помощи ребенку  уже давно действует. И согласно ему, детей в экстренных ситуациях нужно доставлять в  ближайшую больницу, а не в ургентную. Это, к слову, о том, нарушила ли что-то бригада скорой, доставившая 10-месячную девочку с проблемами дыхания в ближайшую к ее дому больницу. 

Валерий Закржевский уверен: задача экстренной помощи – поставить предварительный диагноз пациенту, доставить в отделение для уточнения диагноза и стабилизации состояния пациента. И уже после стабилизации, если есть такая необходимость, можно перевести пациента в другое отделение.

«У нас все больницы – многопрофильные, я не понимаю, почему мы не можем наладить работу по такому принципу», - говорит Закржевский.

Однако у врачей стационаров на это тоже есть свои аргументы.

Они сетуют, что в отделения на «скорой» часто привозят непрофильных больных, а потом там не знают, что с ними делать. И когда врач остаётся один на один с  тяжелым  непрофильным больным, не зная, как отправить в другую больницу, тогда пациенту приходится добираться туда на такси, на трамвае, на автобусе. И это тоже ненормально. 

И в ситуации такой несогласованности действий особая роль ложится на врача, который ОБЯЗАН быть как минимум неравнодушным. 

По мнению уролога урологического отделения горбольницы №1 Евгения Визенкова, который не единожды становился объектом агрессивных действий и нападений со стороны своих пациентов, врач, несмотря ни на что должен оказывать помощь. Он должен работать как светофор, а не как шлагбаум. Если нет возможности оказать помощь самому, доктор должен вызывать специалистов из других отделений на себя.

Именно поэтому, по мнению Визенкова, врач Байрак был не прав. 

«Не прав. Вышел бы, осмотрел ребёнка, принял решение о видах оказания помощи, пригласил бы "на себя" - к ребёнку реаниматологов, инфекциониста, стерильный инструмент бы нашёлся. И погасил бы конфликт, успокоил бы в беседе родственников, а не вступал бы в прямую "мариупольско-одесскую" перебранку с родственниками (наматывая при этом снежный ком негатива против себя и нашей профессии ). При необходимости (по улучшении состояния и стабилизации пациента) - поставив в известность администрацию больницы - начмеда - отправил бы в другое лечебное учреждение, - предварительно с ними созвонившись...  Грамотный врач  должен быть как светофор - направить в правильном направлении. Но это  при условии стабильного состояния и отсутствия угрозы жизни. Если же есть угроза жизни – помощь должна оказываться на месте», - высказал свою позицию Евгений Визенков.

Для того, чтобы больницы и скорая помощь начали работать по такой схеме, необходимо решить всего несколько конкретных задач. Мы попытались обобщить те предложения, которые высказывали сами врачи. 

1.Обязать все больницы в обязательном порядке принимать пациентов – и взрослых, и детей, -  которых доставляют бригады скорой помощи, до стабилизации состояния пациента и уточнения диагноза. Скорая помощь не имеет права терять по 2-3 часа на доставке больного к месту лечения. Такие потери времени могут стоить жизни.

2.Обязать скорую помощь предупреждать больницы, если они везут тяжелых больных

3.Отменить как таковое понятие ургентности.

4.Обучить сотрудников приемных отделений оказанию помощи на месте в тяжелых случаях  ( чтобы они не только бланки и формы заполняли).

5.Обеспечить транспортом больницы для трансфера  больных в нужное отделение, после стабилизации их состояния. Если такая транспортировка потребуется.

Для этого не нужны приказы министерства. Достаточно управленческих решений на местном уровне. И конечно, эти решения должны широко обсуждаться в медицинской среде, среди профессионалов, для того чтобы была разработана оптимальная схема, которая бы устроила и врачей, и пациентов. Нынешнее положение дел абсолютно неприемлемо. Оно настолько не удовлетворяет пациентов, что в следующий раз может закончиться социальным взрывом.

Ксения Сухова обещала уже на следующей неделе рассказать, к каким решениям придут в муниципалитете, чтобы развязать этот гордиев узел.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #Байрак #здравоохранение

ТОП новини
10 років та 73 дні війни. Все, що відбувається в країні, - онлайн
"20 днів у Маріуполі" вирізали із скороченої версії кінопремії "Оскар". Суспільне на знак протесту відмовилося її показувати
Мати загиблого героя, маріупольця Олександра Коняхіна, просить підтримати петицію про присвоєння звання Героя України
Окупанти їх бояться і вважають потенційними терористами. Як в Росії “перевиховують” депортованих українських дітей, - розслідування
live comments feed...