• Головна
  • Судебная реформа. Почему мы все еще надеемся
ФББ Мrpl
11:29, 4 квітня 2017 р.

Судебная реформа. Почему мы все еще надеемся

ФББ Мrpl
О судебной реформе в Украине с оптимизмом говорит журналист кризисного медиацентра Ирина Перкова. Как сделать судебную ветвь независимой, но контролируемой и не коррупционной, читайте в блоге автора.

"9000 должностей судей в стране. 8000 судейских кресел заняты. Из них примерно 6500 тысяч судей имеют право судить. Это безликая статистика.

Но в последнее время персоналии всплывают из черной массы судейских мантий все чаще. К сожалению, в большинстве случаев, как примеры того, какими судьи быть не должны. И это не наша национальная любовь к «зрадам» толкает нас выдергивать только негативные кейсы из всей судейской системы. Это – объективное положение дел. Судьи, в большинстве своем, обслуживают правящий класс (да простят меня крайне правые, ибо звучит это крайне лево). Ну, «мальчишей- плохишей» от судебной системы, продающихся за бочку варенья, мы пнем в следующий раз, а сейчас речь пойдет о реформе, об облике судебной системы в уже недалеком будущем и почему мы все-таки верим, что судебная система изменится к лучшему.

Первый шаг к реформе был сделан осенью 2014 года - на Банковой, в Администрации Президента создали Совет по вопросам судебной реформы. Тогда же, в 2014 году – парламент принял Закон «О праве на справедливый суд». А в 2016 году были внесены изменения в Конституцию и приняты законы «Про судоустрій і статус суддів», «Про Вищу раду правосуддя» и стартовал конкурс в новый Верховный Суд.

Руководитель департамента правовой политики Константин Красовский рассказал, почему команда Совета по вопросам судебной реформы имеет оптимистичный настрой и позитивные ожидания от проводимых изменений. По его словам, пока мы не ощущаем перемен в судебной системе, потому что они сейчас только на уровне законодательства. Реформа идет не так быстро, как хотелось бы, но все этапы реализуются успешно.

По своей сути суды не должны быть местом политических игрищ или состязаний материальной обеспеченности, но местом восстановления справедливости для всех, невзирая на политический окрас и толщину кошелька. Поэтому судебная ветвь власти должна быть независимой. У нас назначения и увольнения судей всегда были политическими рычагами влияния. Реформаторы берутся изменить положение дел. Новая реформа отдает право назначать судей, увольнять судей и осуществлять дисциплинарные наказания в руки самих судей – только Высший совет правосудия теперь имеет такие полномочия. То есть ни у Президента, ни у парламента, ни у Кабинета министров не будет инструментов влияния на судей. И здесь появляется некоторый риск корпоративности, закрытости судебной системы, что при существующем уровне коррупции пугает круговой порукой и безнаказанностью судей. Чтобы этого избежать, в судебную систему решено ввести, так сказать, несудебные элементы: адвокаты, прокуроры, представители Президента, представители Верховной рады, представители научного юридического сообщества будут входить в состав Высшего совета правосудия и создавать баланс интересов в этом органе. Есть надежда, что такая пропорциональность сделает невозможной функционирования судебной системы по принципу «рука руку моет».

К слову, в отличие от старой системы, когда алгоритм наказания судей был крайне сложным и имел только два варианта – судьям могли либо вынести выговор, либо уволить, нововведения увеличивают выбор и упрощают применение дисциплинарных наказаний – судью возможно будет перевести в суд низшей инстанции или отстранить от правосудия с направлением на обучение.

Но кроме прямых нарушений законодательства, которые можно отследить, в наших судах достаточно часто применяются манипуляции в ходе самих судебных процессов и соблюдения процедур, которые доказать и наказать сложнее.

Предохранителями от манипулятивных действий нечестных судей планируются новые процессуальные кодексы и электронный суд. Частично электронный суд уже действует: возможность получения уведомлений и копий решений по электронной почте, возможность отслеживать ход дела в суде, он-лайн оплата судебного сбора. Но это не все возможности электронного суда. Планируется полностью перевести коммуникацию с судом в электронную форму для тех граждан, кому это удобно. Применение Интернет-технологий позволит экономить ресурсы, но самое главное, ускорить решение споров и снизить нагрузку на суды. Полноценный запуск электронного суда ожидает изменений в процессуальном законодательстве. Есть надежда, что эти изменения произойдут уже в этом году.

Важное новшество в судебной системе – антикоррупционный суд. Решение о его создании принято, но необходим отдельный закон, четко прописывающий функционирование этой структуры и отбор антикоррупционных судей, которые кроме высоких профессиональных качеств должны обладать еще и нулевой толерантностью к малейшим проявлениям коррупции. В политических кругах сегодня есть желание предусмотреть такой механизм назначения судей в антикоррупционный суд, который позволил бы иметь влияние на работу этого органа. Но надежда есть, что в законе будет прописан механизм, где решающим в назначении судей будет голос общественности и международных структур. В реформаторской команде даже была идея пригласить на должности антикоррупционных судей канадцев и американцев украинского происхождения (похожий опыт в некоторых странах с высоким уровнем коррупции был). Но это ставит под сомнение государственный суверенитет с точки зрения способности государства выполнять свои функции, поэтому от этой идеи отказались. «Мы имеем возможность своими силами изменить судебную систему на такую, которая будет работать эффективно», - уверен Константин Красовский.

Если законодатели справятся с принятием этого закона в первой половине 2017 года, то есть шанс, что в 2018 году антикоррупционный суд начнет свою работу. А с его запуском работа Национального антикоррупционного бюро и специализированной антикоррупционной прокуратуры станет по-настоящему эффективной. И, возможно, мы увидим долгожданные «посадки жирных коррупционеров».

Еще одно нововведение в судебной системе – Громадська рада доброчесності (ГРД). Этот орган сформирован из представителей авторитетных общественных организаций. Его цель – контроль соответствия судей критериям профессиональной этики и добропорядочности. Громадська рада доброчесності собирает и анализирует всю информацию о судьях, которую можно найти в открытых источниках и с которой обращаются граждане в этот орган. На основании собранной информации ГРД делает выводы по каждому кандидату на должность судьи. Чтобы преодолеть заключение о недобропорядочности кандидата и все-таки назначить его на должность, необходимо не простое большинство, а 2/3 голосов Высшего совета правосудия. Создание такого общественного совета с вполне конкретными полномочиями и рычагами воздействия – наше украинское абсолютное «ноу-хау», повергшее в удивление и даже вызвавшее некоторые возражения у международных представителей. Впервые на судебную систему прямое и очень существенное влияние оказывает гражданское общество.

«Есть идея суда, есть идея правосудия, идея справедливости. Мы должны сделать так, чтобы система была близка к этим идеям на уровне правил игры, на уровне законов, на уровне институтов», - озвучил основную идею реформы Константин Красовский.

В целом все эти новшества выглядят правильными и имеющими своей целью изменить судебную систему таким образом, чтобы она осуществляла именно «правосудие». Но без контроля гражданского общества и эти благие намерения могут завести не туда, а старая система снова вернет все на старые рельсы. Давайте помнить, что гражданское общество мы и есть, каждый из нас, и без участия каждого из нас никаких изменений не произойдет."

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Судебнаяреформа
live comments feed...