В Мариуполе заработала военная администрация. Что поменялось. Как появление ВА повлияет на жизнь мариупольцев

Фото Сергія Ваганова

Еще 16 апреля этого года президент Украины подписал указ о создании военной администрации в Мариуполе, однако только 22 декабря Мариупольская городская военная администрация появилась на самом деле. До этого момента ее не было даже на бумаге.

«Документы для государственной регистрации Мариупольской городской военной администрации Мариупольского района Донецкой области были поданы государственному регистратору 19 декабря 2025 года. Согласно законодательству (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований»), государственный регистратор обязан рассмотреть такие документы и провести регистрацию в течение 24 часов с момента их поступления, кроме выходных и праздничных дней.

В результате рассмотрения поданных документов 22 декабря 2025 года Мариупольская городская военная администрация Мариупольского района Донецкой области была зарегистрирована как юридическое лицо в организационно-правовой форме – орган государственной власти», - сообщили по запросу 0629 в пресс-службе Мариупольского городского совета.

Почему возникла необходимость в создании МВА именно сейчас? Является ли нарушением ее несоздание еще в 2022 году. Кто будет финансировать новосозданное государственное учреждение, и кто в нем будет работать? Что будет с центрами "ЯМариуполь" и жилищными программами? Вот на эти вопросы мы искали ответы.

Но сначала предыстория вопроса

Разговоры о необходимости создания военной администрации в Мариуполе начались еще летом 2022 года, когда стало ясно, что депутаты Мариупольского городского совета не могут собраться на сессию, даже онлайн из-за отсутствия кворума. Мариупольцы выбрали столько предателей в местный совет, что почти половина избранников осталась в оккупации и сразу начала сотрудничать с врагом.

Ну а для мариупольцев вне оккупации это имело существенные последствия. Мариуполь в изгнании остался без бюджета, без возможности принимать программы поддержки, нуждавшиеся в решении сессий. Значительная сумма местных денег, оставшихся на счетах горсовета, была заморожена – без решения сессии исполком не мог распоряжаться этими деньгами.

Представители общины Мариуполя сразу начали писать обращение в областную администрацию и президент с требованием создать ВА в Мариуполе. Люди были убеждены, что вновь орган непременно возглавит человек, который будет вызывать доверие общины.

Вариант, при котором главой ВА станет действующий мэр города Вадим Бойченко, потерявший доверие части горожан после событий 2022 года, среди общественного актива даже не рассматривался. Поэтому когда через 8 месяцев раздумий Владимир Зеленский назначил начальником ВА Вадима Бойченко, разочарование и раздражение части общины таким назначением стало громким и заметным.

Читайте об этом здесь:От безразличия к Майдану. Как отреагировали мариупольцы на назначение Вадима Бойченко главой военной администрации

В то же время в самом горсовете никогда не хотели превращаться в военную администрацию. Напротив, за последние три года мариупольский муниципалитет всеми возможными путями пытался добиться от украинских парламентариев других решений тупикового положения, в котором оказался город. К примеру, вносились предложения, чтобы законотворцы предоставили возможность горсоветам принимать решения без кворума - с тем депутатским составом, который оставался в Украине. Также выдвигались предложения внести изменения в законодательство, чтобы разрешить проводить сессии дистанционно. Но ни одно из этих предложений не было реализовано.

Теперь мариупольскому муниципалитету придется учиться работать в новом для себя формате.

Читайте на "Цензор.НЕТ":Возвращение без доверия: кого и зачем назначили управлять Мариуполем

Кто контролирует работу ВА

Деятельность военных администраций всех уровней регулирует Закон Украины «О правовом режиме военного положения».

Согласно закону, военные администрации могут создаваться на территориях, где действует военное положение. Слово «могут» означает, что создание ВА не обязательно, а решение об этом принимает Президент Украины.

В случае с Мариуполем Владимиру Зеленскому понадобилось почти четыре года, чтобы решить создать военную администрацию.

Городские и поселковые ПО подчиняются областным военным администрациям. Там, где областные ВА не созданы, местные подчиняются непосредственно президенту.

То есть, в случае с Мариуполем все важные решения (утверждение штата военной администрации, использование средств, принятие программ деятельности) будут утверждаться в Донецкой областной военной администрации.

Финансируется деятельность городской военной администрации за счет средств местного бюджета.

Контроль за расходами, которые будут производиться в рамках полномочий МВА, будет также осуществлять областная администрация.

Военные администрации будут существовать до тех пор, пока действует режим военного положения и в течение 30 дней после его завершения.

Важные вопросы к MBA

Редакция 0629 задала ряд важных вопросов относительно дальнейшей деятельности Мариупольской городской военной администрации, и вот какие ответы получила.

Планируются ли изменения в штате МВА? Вообще нужно ли будет расширять штат? Если да, какие специалисты будут нужны?

Мариупольская городская военная администрация (МВА) является вновь временным государственным органом. Поэтому ее структура и штатное расписание утверждаются впервые. По закону (ч. 7 ст. 4 Закона Украины «О правовом режиме военного положения») это делает начальник Донецкой областной военной администрации. В настоящее время идет согласование структуры и штатного расписания Мариупольского МВА с Донецкой ОВА. После завершения этого процесса будет определено, сколько и какие именно специалисты могут потребоваться, сообщили в пресс-службе горсовета.

Как будет финансироваться работа ВА? Не видите ли вы угроз потерять финансирование от доноров из-за нового статуса горсовета?

Относительно финансирования (ч. 6 ст. 4 Закона Украины «О правовом режиме военного положения»): деятельность Мариупольской МВА по выполнению полномочий органов местного самоуправления финансируется из городского бюджета, а выполнение других функций – из Государственного бюджета Украины.

Предоставление Мариупольской МВА соответствующего статуса снимает ограничения, которые существовали из-за того, что депутатский корпус не работал (горсовет не мог утвердить бюджет, не мог принимать программы помощи, а исполком не мог распоряжаться львиной долей денег, замороженных на счетах горсовета – прим.0629). Это позволяет вместе с Правительством и международными партнерами продолжить действующие программы и запустить новые, важные для общества.

Напомним, ранее в горсовете объясняли, что международные партнеры не готовы сотрудничать и помогать деньгами военным администрациям, но, возможно, за последние годы позиция международных партнеров Украины в этом вопросе изменилась.

Будет ли ликвидирован горсовет и его исполком?

Нет. Для организации работы Мариупольского МВА в первую очередь будет определен порядок взаимодействия с Мариупольским городским советом и его исполнительным комитетом, а также утвержден городской бюджет на 2026 год.

Будет ли сохранена работа центров Ямариуполь, медицинских и бытовых центров?

Все текущие программы поддержки должны быть продолжены. В частности, это касается проекта поддержки переселенцев Ямариуполь. Это сеть из 42 центров всесторонней поддержки мариупольской общины Ямариуполь, которая работает в 22 городах Украины и ежедневно помогает почти 70 тысячам семей. В нее входят гуманитарные хабы, бытовые центры, медицинские хабы, оздоровительные центры и объекты социального жилья. За это время мариупольцы получили около 900 тысяч гуманитарных наборов, более 264 тысяч консультаций. Также трудоустроено почти 5 000 человек, оздоровлено более 12 тысяч человек, предоставлено 276 тысяч медицинских и 220 тысяч бытовых услуг, а более 1 400 мариупольцев получили социальное жилье.

Какие первоочередные шаги уже запланированы в статусе МВА?

В проекте решения по бюджету Мариупольского территориального общества планируется внедрить по меньшей мере 7 целевых программ, которые охватят дополнительной поддержкой еще большее количество мариупольцев.

В первую очередь предполагается утверждение отдельной целевой программы для военных, ветеранов и их семей, которая разрабатывается вместе с ветеранским сообществом. В то же время обращаем внимание, что утверждение целевых программ будет возможно после принятия Верховной Радой Украины соответствующего постановления, которое предоставит начальнику военной администрации необходимые полномочия, предусмотренные частью второй статьи 10 Закона Украины «О правовом режиме военного положения».

Отдельный и неизменный приоритет – социальное и доступное жилье для мариупольцев. Совместно с правительством уже начат проект «Мой дом. Украина», в пределах которого будет построен современный жилой квартал в Белой Церкви на 1000 квартир. В будущем планируется увеличение объемов и географии строительства жилых комплексов для переселенцев Мариуполя в таких городах как Львов, Васильков и Днепр.

Плюсы и минусы военной администрации

Создание военной администрации – это точно не идеальное решение. В Ассоциациях городов Украины видят в создании военных администраций угрозу местному самоуправлению, особенно там, где работают параллельно и местные органы власти, и военные администрации.

Советник главы Ассоциации городов Украины Оксана Продан в комментарии DW говорила о частых конфликтах между ВА и горсоветами, в том числе и из-за финансирования (и местные органы власти, и военные администрации финансируются из местных бюджетов, то есть нагрузка на местную казну увеличивается).

Кроме финансовой нагрузки из минусов – община теряет контроль над расходами ВА. По закону, военная администрация не обязана отчитываться перед обществом о своих расходах, потому что она не является подотчетным обществу органом.

Однако на практике многое в вопросах открытости зависит от позиции руководителя ВА. Коллеги из других регионов Украины, которые уже имели опыт общения с военными администрациями, отмечают, что некоторые ВА вообще не отвечают ни на один информационный запрос, ссылаясь на военное положение и военную тайну. Это может стать проблемой для общественности и журналистов.

Влияние общины на то, куда лучше всего направить бюджетные деньги, в случае с МВА также нивилировано. Военная администрация не обязана совещаться с обществом.

Однако в создании ВА есть и безусловный плюс – деньги местного бюджета (а это более 5 млрд. грн.) будут разморожены. Они смогут начать работать на общину. Бюджет, наконец, будет принят.

Собственно, именно необходимость начать использовать замороженные бюджетные средства и побудила власти на Банковой, наконец, создать ВА в Мариуполе и еще 9 городах, где также была заблокирована работа городских советов.

Но будут ли эти средства потрачены эффективно, в пользу людей, вот за этим и журналистам и активистам нужно внимательно наблюдать.

ЧИТАЙТЕ НАС В ТЕЛЕГРАМ- КАНАЛЕ Мариуполь 0629

Отправляйте свои сообщения в Телеграмм-бот 0629

ОБСУЖАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук - Мариуполь Город-герой

СМОТРИТЕ нас на YouTube