10 животрепещущих вопросов и ответов о ЖКХ
1. Как происходит оплата коммунальных услуг?
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники домов вносят плату
за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение,
исходя из показаний приборов учета, установленных на «вводе» в дом.
Общий объем полученных ресурсов распределяется между собственниками с учетом
показаний индивидуальных счетчиков. Если в квартирах такие приборы не установлены,
вся использованная жильцами вода, полученное тепло и так далее «разбрасываются»
по плательщикам (квартирам). Отопление - исходя из площади квартиры и норматива
потребления. Вода и канализация - в зависимости от количества жильцов в каждой
квартире.
2.Когда начинается и завершается отопительный сезон?
Если дом имеет автономную систему отопления, сроки устанавливают сами собственники
жилья и согласуют их с организацией, поставляющей тепло. В случае централизованного
теплоснабжения сроки устанавливают уполномоченные органы (как правило, муниципалитеты).
При этом начало отопительного периода установлено 15 октября, окончание - 15
апреля.
3.Могут ли отличаться коммунальные тарифы для ОСМД, кооперативов и обычных
жильцов муниципальных квартир?
Если исполнителем (то есть организацией, приобретающей коммунальные ресурсы
у поставщиков и отвечающей за функционирование всех инженерных систем внутри
дома) является объединение совладельцев многоквартирных домов, жилищный или
жилищно-строительный кооператив либо управляющая организация, ЖЭК, то расчет
размера оплаты за коммунальные услуги производится по тем же тарифам, что используются
для граждан.
4. Должны ли жильцы пускать в квартиру представителя коммунального предприятия
для контроля показаний счетчиков?
По правилам показания внутриквартирных счетчиков снимают представители коммунальных
предприятий, хотя на практике чаще это делают сами жильцы, а управдом приходит
в случае, если возникают сомнения в правильности оплаты. При этом правила предусматривают
некоторые «защитные» меры, если кто-то из жильцов отказывается пустить контролера
в квартиру.
Так, при неоднократном отказе открыть дверь жилец получает письменное извещение
(под роспись) и должен сообщить на предприятие или управляющему дома или председателю
ОСМД, когда он будет дома и сможет показать ему приборы учета.
5. Как рассчитывается оплата, если счетчик выходит из строя?
Во время ремонта, замены, поверки домовых и квартирных приборов учета (не более
чем в течение 30 дней) объемы воды и других ресурсов для расчета оплаты за них
исчисляются исходя из средних показателей за последние полгода (либо, если счетчики
были установлены меньше чем шесть месяцев назад, - за время фактической их работы).
6. Чем грозит самовольное подключение к системе снабжения ресурсами в обход
счетчиков?
Если обнаружится несанкционированное подключение к системе трубопроводов, электросетей,
исполнитель (коммунальное предприятие) вправе сделать перерасчет оплаты за последние
шесть месяцев по правилам, применяемым для домов, не оборудованных приборами
учета.
7. Когда жильцы должны быть предупреждены об изменении размера оплаты за
коммунальные услуги?
Информация об изменении размера оплаты, тарифов и нормативов потребления коммунальных
услуг направляется исполнителем (предприятием, предоставляющим ЖКУ) потребителю
в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных
документов (если иное не предусмотрено договором).
8. Каким образом учитываются льготы по оплате коммунальных услуг?
Если в квартире проживают льготники, имеющие право на льготу, при расчете оплаты
коммунальных услуг ее размер уменьшается на размер установленный законодательством
(для каждой группы льготников индивидуально). Но если льготник получает денежную
компенсацию своей льготы, размер оплаты не уменьшается.
9. Как пересчитывается оплата за коммунальные услуги, если жильцы на время
уезжают из дома?
В Постановлении Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года № 630 «Об утверждении
Правил предоставления услуг централизованного отопления, подачи холодной и горячей
воды и водоотвода…» сказано, что если жилец какое-то время отсутствует в квартире,
то он имеет право на перерасчет оплаты за вышеперечисленные услуги при отсутствии
индивидуального прибора учета. В данном случае необходимо обратиться с письменным
заявлением в ЖЭК, к которому приложить документ, подтверждающий временное отсутствие.
К примеру, справку о прохождении лечения в больнице, копию командировочного
удостоверения, справку с места временного проживания или другие документы, подтверждающие
отсутствие абонента в квартире. Перерасчет должен быть сделан в течение недели.
10. В каких случаях могут отключить от ЖКУ?
Поставщик коммунальных услуг имеет право ограничить или вовсе остановить предоставление
коммунальных услуг, в нескольких случаях заблаговременно предупредив абонента:
а) неудовлетворительное техническое состояние водопроводных и канализационных
сетей, приборов и сооружений, которые находятся на балансе абонента, невыполнение
абонентом требований Водоканала относительно устранения нарушений технической
эксплуатации, выявленных водоканалом;
б) проведение Водоканалом ремонтных работ по обслуживанию водопроводных и канализационных
сетей и приборов, к которым подключен абонент, а также выполнение работ по подключению
новых абонентов;
в) отказ абонента в подключении к водопроводным и канализационным сетям и приборам,
которые находятся на балансе субабонентов, которые имеют разрешение Водоканала
на подключение;
г) невыполнение абонентом условий договора;
д) несвоевременное внесение платы за воду, при этом подача воды прекращается
по окончании двух недель от момента подачи счета или платежного документа;
е) недопуск абонентом представителя Водоканала к водосчетчику и водопроводным
устройствам, сооружениям локальной очистки производственных стоковых вод, а
также неподача сведений, необходимых для расчета воды, которая тратится (количество
жителей, арендаторов, наличие домашних животных, скота и тому подобное). При
этом подача воды прекращается по окончании недельного срока после предупреждения
Водоканала;
ж) самовольное подключение к коммунальной водопроводной сети или сетям водоотвода;
з) заявление абонента о прекращении пользования водопроводом, если оно не повлияет
на водоснабжение других абонентов (субабонентов);
и) недопущение абонентом представителя Водоканала для регуляции предоставления
и наложения пломб в тех случаях, когда абонентом превышается установленный ему
лимит отпуска воды, а также наложение пломб на запорно-регулирующую арматуру
внутренней сети абонента;
к) несоблюдение абонентами определенного режима водопотребления и водоотведения
и невыполнение в определенный Водоканалом срок мероприятий по снижению расходов
воды;
л) невыполнение требований относительно обеспечения качественного учета потребляемой
воды;
м) самовольное включение резервных вводов, опломбированных Водоканалом, без
предупреждения Водоканала, за исключением потребности гашение пожара;
н) отказ водопотребителя заключить договор с Водоканалом на предоставление услуг
по водоснабжению и водоотведению, принять счет или платежный документ за использованную
воду и канализацию, не устранение причин, которые препятствуют снятию показателей
водосчетчика в срок, установленный Водоканалом.
В то же время местные органы государственной исполнительной власти определяют
перечень абонентов, прекращение подачи воды которым может быть осуществлено
только с их согласия.
Подобные Правила действуют и относительно порядка предоставления услуг по теплоснабжению:
предприятия имеют право приостановить предоставление своей услуги потребителю
в случае неуплаты.
По материалам Коммунального портала