По ту сторону «баррикад»: откровения мариупольского водителя маршрутки

Завтра, 1 декабря, в мариупольских городских автобусах начинает действовать новый тариф на проезд.

Традиционно повышению транспортных расценок предшествовали акции протеста, бурные обсуждения в кабинетах власти и на просторах Интернета. Пожалуй, никакое другое повышение цен не вызывает столь бурной реакции в Мариуполе. Казалось бы, транспорт - такая же услуга, оказываемая частниками, как и продажа яиц. Однако что-то не припомнится, чтобы из-за роста цен на яйца, мясо или сахар в городе выходили под стены горсовета с плакатами. А вот тарифы на проезд в маршрутках регулярно становятся поводом для протестов.

Претензии мариупольцев понятны. Отказаться от услуг частных автоперевозчиков  у нас нет никакой возможности - альтернативы маршруткам в городе просто не существует. При этом нас вынуждают платить больше за услугу, которая год от года становится только хуже. Маршрутки  разваливаются на ходу, кондукторы - хамят, а водители гоняются  на перегонки, рискуя жизнями пассажиров. И очевидно, что тариф в 3 грн. ситуацию не изменит.  

Такая вот коллизия. Чтобы разобраться в ней,  мы решили выслушать вторую сторону финансового конфликта и побеседовали с одним из мариупольских водителей. На условиях анонимности он согласился откровенно рассказать, как же работается сегодня шоферу, много ли он зарабатывает, и намного ли станет богаче после введения нового тарифа. Приводим его рассказ без купюр.

«Мы  - не рабы, рабы - не мы»

«Как же все любят считать наши деньги, рассказывают тут, сколько мы зарабатываем и как жиреем. Да уж, хотел бы я пригласить поработать в АТП таких вот говорунов. Нет, ну конечно, хозяин зарабатывает и своего не упустит. Но не мы. Водители в АТП - что рабы. Это только так говорится, что мы официально трудоустроены, получаем зарплату и какой-то там соцпакет. Не знаю где и как, но я лично ничего такого ни разу не получал.

Я во всем завишу от хозяина. Захочет - поставит в график. Захочет - не поставит. Взбредет ему в голову снять меня с линии и заставить привезти какой-нибудь документ,  еще что-то - снимет, и плевать ему, что я на рейсе деньги потеряю. Ему все равно, где я деньги потом возьму, но в конце дня вынь да положи ему выручку. Не заработал - клади из своего кармана.

Да разве ж только выручку! Казалось бы, мы наемные работники, пришли, сели за баранку и работаем. А ты, хозяин, должен обеспечить нашу работу - автобус дать, заправить его, отремонтировать. Но такого нет нигде. Заправляю автобус за свои. Многое по ремонту делаю тоже из собственного кармана.  Даже печку пришлось в автобус вдвоем с напарником ставить. А что делать? Не мерзнуть же…»

Черная бухгалтерия транспортного тарифа

«Из чего формируется тариф? А откуда мне знать. Но думаю, что правдивых цифр вам никто никогда не покажет. Все эти официальные расчеты, которые директора АТП подают в горсовет, шиты белыми нитками. Вряд ли в «белую» себестоимость тарифа  включены расходы «на хозяина». Из чего складывается  мой личный «тариф», сказать могу. Каждый день я должен отдать хозяину план. Я знаю, что в некоторых АТП, если водитель не сдает норму, его сразу же увольняют. В том, где работаю я, не так жестко. Но даже если я недодам 10 грн., меня заставят писать объяснительную. И никто мне этих денег не простит - я должен недостачу возместить в другие дни. Еще за свои деньги я должен заправлять автобус, порвался ремень на генератор  - меняю за свои, рессора лопнула -  опять за свои деньги и т.д. Если не заплачу слесарям, никто мне гайки не подкрутит, крути сам. Поломаюсь  - мои проблемы, время в ремонте могут списать, а могут и не списать, все зависит от директора.

 Получается, по большому счету, что за безопасность работы автобуса отвечает не АТП, а лично каждый водитель. Нет, конечно, формально - таки АТП. Но по факту, оно давно уже переложило львиную часть обязанностей по текущему обслуживанию автобусов на самих водителей. Как будто это мы - собственники. Да, АТП проводит ТО (техобслуживание), но помимо этого, нас заставляют вкладывать свои деньги в ремонт, в чужое имущество - бред, конечно, но такие правила. Другой работы нет. Я бы еще понял, если бы нас  заставляли вести ремонты за свой счет, когда автобус поломался по вине водителя (ДТП там или еще что-то), а так  - непонятно. Вот и получается, что вроде бы и кассу большую собираем за день, но пока за все заплатишь, в конце дня больше сотни гривен в карман не положишь. 16-18 часов пашешь, в 4 утра встаешь, чтобы сотню заработать! Врагу не пожелаешь. Не буду врать, бывают дни, когда заработки бывают и побольше, но такие дни случаются нечасто. Многое опять же зависит от того, в какой график тебя хозяин поставит. Тариф 3 грн. я, конечно, приветствую. Поверьте, богаче не стану, но будет полегче».

От количества к качеству?

«Ясное дело, что никакой тариф, ни 3 грн., ни 5 грн., ситуацию на мариупольских дорогах не изменит. Водители в погоне за пассажирами будут гонять по дорогам. Потому что, это же наш хлеб. Еще и льготников вози… Никакие жалобы на грубость кондуктора не помогут -  себя поставьте на место женщины, которая 16 часов подряд, с 5 утра, ездит по маршруту - голова кругом идет.  Тут уж не до вежливости.

Новых автобусов тоже не будет - поскольку доходы уже не те, что раньше, хозяин будет по максимуму выжимать деньги из того, что есть. Так что, никакого изменения в качестве не ждите. Чтобы что-то по-настоящему изменилось, нужно в принципе менять систему работы на АТП».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Реклама
Здоровый позвоночник и осанка человека – это фасад души и основа вашего здоровья!Осень - пора обострений хронических заболеваний позвоночника и суставов у взрослых и детей. Для старшего поколения это связано с частым изменением погоды (то холодно, то жарко) и  атмосферного давления, для школьников и студентов  - с возросшей нагрузкой в учебных заведениях и дома. Чтобы избежать тяжелого болезненного состояния и не ухудшать качество жизни, врачи   Центра по...
Герои нынешней войны
19-летняя девушка-военнослужащая на Донбассе погибла от пуль боевиков.В Украинской армии женщин служат наравне с мужчинами, разделяя все трудности. Женщин были и в первых рядах добровольцев и ныне в кадровой армии есть много представительниц прекрасного пола. По новым данным статистики в Вооруженных силах из общей численности 255 000 человек проходят службу около 55 000 женщин, из которых более 25 000 имеют воинские звания, почти 3,5 тысячи – офицерские. Б...
Происшествия
Сегодня после обеда на улице Набережной случилось чрезвычайное происшествие. Об этом 0629 сообщили очевидцы. У троллейбуса, следующего в центр, при повороте пост-мост, отлетела штанга и ее «башмак» ударился о стекло следавшего за ним ВАЗ-2107. Стекло от удара потрескалось, но, к счастью, никто не пострадал. К слову, башмаком называется   устройсьво, непосредственно примыкающее к контактной сети, составляющее верхнюю часть шлангового токоприемника троллейбу...
Новости компаний
Как избежать высоких платежей по отоплению? Наиболее волнующий вопрос с приходом холодов. Сегодня большая часть населения использует газ для обогрева помещений. Выгодно ли это? Для обогрева стандартного частного дома (не более 75 м2) требуется сжечь 300 кубометров газа. По нынешним тарифам в денежном эквиваленте – 2100 грн, однако правительство уже подготавливает формулу пересчета цены, согласно которой предполагается увеличение стоимости газа для населени...
Новости компаний
Хлеб – всему голова, а если это не просто хлеб, а целый бутерброд, то и вовсе говорить нечего. Вкусный ломтик поджаристого хлеба с ароматным мягким сливочным маслом – это классический перекус, который заряжает энергией на весь день. Сегодня рецептов этого «блюда» можно найти огромнейшее количество, и хоть классический – с одним маслом – все еще в почете, популярности набирают и более изощренные версии бутербродов. Для приготовления лакомства даже были прид...
Общество
В субботу, 13 октября Приморском парке состоялся ежегодный племенной смотр, организованный кинологическим центром КСУ "Азов". В выставке приняли участие собаки различных пород - немецкие овчарки, вельш корги пемброк, мопсы, бернский зенненхунд, йоркширские терьеры, русский той, цвергшпиц, малый шпиц, французские бульдоги и многие другие. Судьи оценивали собак в движениях и экстерьере. По итогам племенного смотра, были отобраны собаки, которые будут участво...
Реклама
Мечтаете о новом телевизоре, стиральной машине, домашнем кинотеатре или телефоне? Задумали сделать ремонт, поменять мебель или просто решили отдохнуть? АЗОВСКАЯ КРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ может легко осуществить все ваши мечты! Воспользовавшись кредитом «На осуществление любого желания» Вы сможете получить все, что хотите, не откладывая это на потом! Почему Вам выгодно взять кредит в АЗОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ КОМПАНИИ? - Не нужно копить необходимую сумму для осуществлени...
Общество
В МКР "Черемушки" среди жилых домов  грозит обосноваться новый объект, о чем свидетельствует огороженная территория на улице Ласкова, за которой активно ведется строительство. На месте нынешней стройки был старый дом, когда его хозяйка - пожилая женщина умерла - данный участок купили и началось... Люди предполагают, что на месте дома строится  рынок. Перед тем, как начать здесь работы, с жителями данный вопрос не оговорили, а ведь если менять целевое назна...
Общество
Подводим итоги минувшей недели. Представляем рейтинг ТОП-5 самых громких и обсуждаемых новостей В Мариуполь приедет Президент Украины Петр Порошенко Президент Украины Петр Порошенко, посетил Мариуполь. В рамках визита была запланирована его встреча со студентами. В мариупольских ВУЗах к этому мероприятию готовились заранее - были составлены и утверждены списки студентов. В Мариуполе начнут массово избавляться от металлических гаражей В Мариуполе разрабатыв...