«Укрзалізниця»: когда монополия – зло

Единственный украинский перевозчик на железной дороге уже очень давно имеет весьма сомнительную репутацию. Но какая разница, что там за репутация, если у украинцев банально нет выбора, ведь компания – монополист. Результат предсказуем: отвратительный сервис, подвижной состав, 80-90 процентам которого место в пункте приема металлолома, и постоянно ползущие вверх цены на фоне аргумента руководства об убытках от пассажирских перевозок.

Господа, поверьте, если бы была хоть малейшая возможность доверить свое путешествие по железной дороге другой компании, я бы первая это сделала!

Но в этот раз мне не повезло, и пришлось купить билет в плацкартный вагон поезда «Мариуполь-Киев» славноизвестной «Укрзалізниці». Вернее, не повезло проводникам – судя по мгновенно изменившимся лицам, увидеть в качестве документа при посадке удостоверение журналиста они явно не ожидали. Кстати, о посадке в вагон: оказывается, далеко не все сотрудники железной дороги в курсе, какой именно документ должен подтверждать личность. Если бы я неосмотрительно поверила сотрудникам вокзала «Мариуполь», что годится любой документ с фото и ФИО, осталась бы на перроне. Как выяснилось, у начальника поезда имеется бумага, в которой четко прописан список документов, удостоверяющих личность. Если коротко, то это исключительно паспорта, разных видов, но паспорта. Лично видела, как на другой станции проводник отказал в посадке парню, у которого была при себе только ксерокопия паспорта. Аргумент несчастного о том, что на вокзале его не предупредили насчет оригинала документа, не был принят даже после консультаций с начальником поезда.

P8271109

Сюрпризы поджидали уже с первых шагов в вагоне. Ржавчина на полках, резкий запах из туалета, белье в пятнах непонятного происхождения, порванные сетки и… полупустой вагон. Оговорюсь сразу, билетов на поезд «Мариуполь-Киев», как правило, не достать. И в этот раз мне посчастливилось купить единственный кем-то сданный билет аккурат перед отправлением поезда. Из Мариуполя в вагоне ехали всего 23 человека, некоторые из них вышли в Донецке. В обратном направлении, «Киев-Мариуполь», до нашего города доехали лишь 13 украинцев. Напомню, билетов практически не достать, причем в конечных пунктах. Видимо, «Укрзалізнице» выгоднее продавать сначала билеты на короткие дистанции, а уж на конечные станции – как придется.

P8311216
P8271040
P8271045
P8271049
P8271050
P8271059
P8271083
P8311212
P8311213

Следующий повод умилиться чуткости железнодорожников – ассортимент товаров у проводника. Традиционные чай, кофе, печенье и вафли дополнились небанальными пунктами, такими как газета «Железнодорожник Украины» (в самом деле, где бы еще вам продали такое счастье? На прилавках его не найти), бутылки воды малопонятного производства (проводник так и сказала: «Там даже написано, из какого крана налито»), и радость рабочего народа – пиво, причем в избыточном количестве!

И если в направлении «Мариуполь-Киев» обожаемый трудовым людом напиток продавался, но не в каждом вагоне и только по запросу, то на обратном пути проводники нескольких вагонов начали активно реализовывать слабоалкоголку… в первые полчаса после отправления поезда. Дороговато, кстати – 10-15 гривен за банку сомнительного пойла.

P8311211

Но самое интересное ожидало ночью. Ближе к полуночи полумрак в вагоне и мерный стук колес чудесным образом сблизил меня с проводниками, и работники вагонов разоткровенничались по принципу «пан или пропал». Одна из проводниц так и объяснила свой приступ честности: «Меня все равно уволят за то, что я сейчас расскажу. А так сама уходить собираюсь, уже неважно».

Из рассказа нескольких, повторюсь, нескольких проводников всплыла неприглядная картинка, которую никак не хочет вытаскивать на всеобщее обозрение украинский монополист.

Для начала затронули вопрос, интересовавший меня с момента подхода к вагону: какой давности железо? И откуда страшная вонь из туалета, ведь я лично видела, что проводник его моет?

Женщина рассказала, что в лучшем случае вагоны из мариупольского депо 80-х годов постройки, хотя абсолютное большинство – еще 70-х. Как оно еще ездит, загадка даже для проводников. Отсюда же выплывает и причина резкого запаха из туалета – по словам сотрудницы ДонЖД, внутренний настил в туалетах, в том числе столярку и трубы, попросту никто не меняет без крайней на то необходимости. «Пишем заявки, строчим горы бумажек, а их никто не читает», - сетует проводница.

Ее коллега делится «страшной тайной»: когда запах стал вообще невыносимым, а внутренняя обшивка пришла в негодность, сами проводники взяли лом и с его помощью придали туалету «ремонтный» вид, чтобы только этот вагон не пошел в рейс. Тогда уже выбора не осталось, и спорный вагон пришлось отправить в ремонт.

Конечно, можно предположить, что не во всех вагонах пресловутые туалеты в таком печальном состоянии. Так и предполагаю по пути в вагон СВ, стоимость проезда в котором около 700-800 гривен. Проходя мимо купейных вагонов, замечаю разломанные пластиковые емкости для жидкого мыла и не самое лучшее состояние санузла. Дохожу до СВ, где меня встречают россияне и любезно разрешают сфотографировать их две полки. Пока стараюсь сделать снимки, на которых не будет видно взрослых, муж с женой рассказывают: «Мы из Пензы, уже лет десять-пятнадцать в Мариуполь ездим, у супруги тут родители. Удивляет, что даже в СВ у вас нет биотуалетов. Вот обивка новая, хотя сами вагоны старые. Повеселили накладки на унитаз – по две в упаковке с бельем».

P8271100
P8271088
P8271095
P8271097
P8271098
P8271099
P8271085
P8271092
P8271094

Уже в плацкарте бывшая сотрудница мариупольского вагонного депо объяснила мне, что основное преимущество СВ – амортизация. По словам женщины, отработавшей в депо больше тридцати лет, на СВ-вагоны ставят другие пружины, помягче и получше, поэтому их не шатает так сильно, как обычные.

Она же посвящает меня в премудрости работы: «Все детали сами доставали. Я вот иду, бывало, по улице, а на земле винтик лежит. Как это – целый винтик лежит?! Поднимаю и несу в цех. А однажды договорилась с рабочими «Азовмаша», что они нам пружинок и шурупов разных дадут. Так я их набрала, сколько смогла унести, килограмм тридцать было. Прихожу, кричу: дайте мне кого-нибудь, не донесу добро! Слесаря повыбегали, говорят, как ты это подняла? А я от радости, что столько запчастей добыла, и веса не чувствовала. Даже на пенсию как ушла, все равно мимо деталюшки на улице пройти не могу». Отсюда и проблемы с ремонтами, потому как ремонтировать банально нечем и менять изношенные детали не на что.

К слову, платить тоже нечем. По словам проводницы, от милицейских патрулей в поездах «Укрзалізниця» отказалась именно из-за этого – им нечем платить. Прачечная из Мариуполя исчезла по той же причине, и теперь белье, которое снимают в вагонах в Мариуполе, везут стирать в Донецк. Результат отсутствия милиции не заставил себя ждать: пассажиры буйствуют, пьют, курят в тамбурах под табличками «Палити заборонено», а права оштрафовать или вывести нарушителей ни у кого нет.

P8271063
P8271065
P8271067
P8271062

Казалось бы, плачевную ситуацию с состоянием подвижного состава и обслуживанием должны улучшить знаменитые «Хюндаи». Ан нет, услышав об этом корейском чуде, проводница просто хохочет: «Знаете, как те «Хюндаи» ездят? Его когда в рейс отправляют зимой, так рядом всегда идет наготове обычный состав, чтобы в случае чего людей подобрать. Топим пустой вагон, держим в тепле, чтобы в любой момент пассажиров забрать и доставить к месту назначения. Я лично так дважды уже людей забирала в свое дежурство на запасном вагоне. Что? Скорость? Так знайте, что наши вагоны доходят до пункта назначения за то же время и с той же скоростью, что и «Хюндаи». И стоят в три раза дешевле, один «Хюндай» - это три вагона украинского завода, новеньких, со всей начинкой. Только видно, невыгодно нашей верхушке их покупать, столько денег в карман не пойдет».

Зато хорошая новость в том, что пока есть деньги на зарплату проводникам, средний заработок которых – около 5 тысяч гривен. Правда, за эту сумму они перерабатывают. Проводница приводит пример: «Вот, скажем, в месяц норма – 170 часов. А мы работаем на 100-150 часов больше, из рейса и сразу в рейс». При этом прием новых сотрудников на железную дорогу закрыт, хотя проводников не хватает.

«Но это не значит, что мы такие суммы получаем», - продолжает проводница. Показывает расчетку, в которой вычетов на все про все больше тысячи. «А пивом знаете почему торгуем? Так с нас за каждый рейс мзду собирают, официально типа план продаж, а на деле кому нужны те газеты с водой? Их же читать невозможно! Мы вон себе их как скатерть стелим, когда садимся обедать. А вода? Вы ту воду пробовали? Газированную еще хоть как-то залить в себя можно, а негазированная противная до ужаса! Вафли – ну где вы видели пачку вафель за 7-10 гривен? Пассажир что, совсем больной, чтобы по таким ценам покупать? А пиво берут, куда денутся. Трубы-то горят, выпить хочется». По словам проводницы, норму выручки за рейс они сдать обязаны в любом случае, хоть из собственного кармана. Поэтому и торгуют пивом, иногда и водкой, чтобы «отбить потраченное на мзду». Женщина добавляет, что от этих поборов начальник поезда получает максимум процентов 10, остальное уходит вышестоящим.

Понятно, что при таком раскладе прибыли у железной дороги нет и быть не может. Впрочем, как и выбора у пассажиров – альтернативы «Укрзалізнице» нет, компания остается монополистом в своей отрасли. А это значит, что качество услуг и цены и дальше могут оставаться никак не связанными друг с другом. Все равно пассажирам деваться некуда, в оставшихся трех направлениях из Мариуполя – Львов, Киев и Москва – пешком мариупольцы не пойдут.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Подводим итоги минувшей недели. Представляем рейтинг ТОП-5 самых громких и обсуждаемых новостей В Мариуполь приедет Президент Украины Петр Порошенко Президент Украины Петр Порошенко, посетил Мариуполь. В рамках визита была запланирована его встреча со студентами. В мариупольских ВУЗах к этому мероприятию готовились заранее - были составлены и утверждены списки студентов. В Мариуполе начнут массово избавляться от металлических гаражей В Мариуполе разрабатыв...
Общество
На стене одного из домов по проспекту Мира теперь красуется новый мурал.  Как стало известно, его создал мариупольский художник Александр Писарчук. Свою работу он назвал «Цель» и появилась она на месте разрушенного мурала «Канарейка». «Это, скорее, реставрация. Хотелось оставить это место за собой»,- отметил художник. Краску для создания нового рисунка помогла приобрести компания «Місто для людей», которая обслуживает этот дом. Для этого они специально раз...
Общество
Наблюдатели ОБСЕ зафиксировали новый обстрел в Саханке.Об этом сообщается в отчете СММ.Наблюдатели зафиксировали свежую воронку, возникшую в результате обстрела в жилом районе поселка Саханка . 12 октября на ул. Октябрьской, 39, команда СММ зафиксировала свежую воронку (диаметр - 1,5 м и глубина - 50 см) в саду заброшенного дома. По оценке Миссии, воронка образовалась от попадания минометной мины (82 мм), выпущенной с юго-запада. Житель Саханка рассказал С...
Происшествия
Пророссийские террористы 28 раз обстреляли позиции ВСУ. Есть пострадавшие.Об этом сообщает Штаб ООС. За прошедшие сутки боевики 23 раза открывали огонь по позициям украинских войск. При этом они 4 раза применяли вооружение, Запрещенное минскими договоренностями. Террористы вели прицельный огонь из минометов калибра 82 мм, гранатометов различных систем, крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия. "Российско-оккупационные войска осуществляли обстрелы по...
Общество
Сегодня с 18:30 до 21:00 мариупольцы и гости города могут полюбоваться вечерними небесными светилами. «Совместно с администрацией «Башни» мы проводим наблюдения за Луной и планетами. Для этого на самом верхнем этаже будет выставлен телескоп, в который все желающие смогут созерцать ночное небо», - рассказал 0629 заместитель руководителя мариупольского астрономического луба «Кассини» Федор Каменский. В «Кассини» отмечают, что в настоящее время наблюдается мо...
Происшествия
Сегодня на центральной площади поселка Сартана прошел молебен по погибшим 14 октября 2014 года. 4 года назад с оккупированной боевиками территории поселка Р.Люксембург российско-оккупационные войска обстреляли похоронную процессию в Сартане. На глазах у своих родственников погибли 7 мирных жителей. 18 получили ранения разной степени тяжести. Также  снарядами были уничтожены сельскохозяйственные постройки на окраине Сартаны. ОБСЕ дала официальное заключени...
Происшествия
Вчера во время гонок, которые проходили на мариупольском аэродроме, произошло ДТП - разбился мотоциклист. Об этом 0629 сообщают очевидцы происшествия. ДТП произошло с одним из участников заезда на глазах у зрителей. "Во время заездов на ускорение двух мотоциклистов, один из них не справился с управлением, и на высокой скорости вылетел из мотоцикла. Водитель, отделался ссадинами, и самостоятельно покинул место происшествия", - говорят очевидцы. Подробности...
Общество
Сегодня на Театральной площади состоялся праздничный митинг в честь Дня защитника Украины, который отмечается 14 октября. На празднике собрались защитники Мариуполя - военнослужащие, пограничники, полицейские.  Еще до начала торжественной части на большом экране, установленном на площади, шла прямая трансляция  благодарственной молитвы за автокефалию украинской православной церкви, а также выступление Президента Украины Петра Порошенко. Вместе с военными н...
Разговоры об истории
Продолжая разговор о древних жителях Приазовья, поговорим немного о скифах. В отличие от киммерийцев это слово более на слуху. О них не только пишут ученые в научных статьях, но и поэты в ненаучных стихотворениях. Помните, как в начале прошлого века  Александр Блок писал: Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами! А через столетие его поддержала Маргарита Пушкина: Скифы! Да, мы варвары и темны лицом. Сведений о скифах сохранилось на пор...