Искусственно созданный дефицит бензина. Кабмин решил вернуться к практикам СССР и начал регулировать цены
Мариупольцы, постоянные клиенты сети ОККО и WOG, на минувших выходных стали получать СМС-сообщения, что из-за действий правительства по ограничению розничных цен на горючее премиум-класса, автозаправочные станции вообще прекращают его продавать.
Кроме этих сетей, прекратили отпускать горючее Socar и KLO.
Государство решило вмешаться в рынок после того, как во всем мире стали расти цены на сырье, особенно на нефть. Соответственно, стали расти цены и на горючее. Но вместо того, чтобы снижать пошлины и акцизы и тем самым снижать цены, украинское правительство решило заняться тем, что всегда делали в Советском Союзе – госрегулированием цен. Результат последовал мгновенно – на автозаправках возник дефицит горючего премиум-класса.
Экономист Олег Петриченко поясняет в цифрах, почему в данной ситуации государство действует как грабитель.
«Акциз на паливо в Україні складає 171,5 євро за 1000 літрів, тобто, 5 грн та 72 коп за кожен літр пального. Преміальний бензин, який тепер буде недоступним через регулювання владою цін на пальне, коштує 34 грн/літр. У вартості 34 грн/літр вже закладено 5 грн 67 коп ПДВ.
Тобто, з кожного літру преміального палива вартістю 34 грн/літр держава одразу отримує 11 гривень та 39 копійок. Це складає 33,5% від вартості пального.
По різним оцінкам, собівартість палально для АЗС (тобто, без урахування операційних витрат самої мережі АЗС) складає 50-55% від роздрібної його вартості. Для розрахунків візьмемо 50%, дамо прихильникам регулювання цін фору.
Отже, виходить, що маржа мережі автозаправок складає максимум 16,5%, в той час як держава одразу отримує 33,5% з кожного літру пального.
Але і це ще не все. Справа в тому, що з цієї максимальної маржі розміром 16,5%, суттєва частина піде на операційні витрати та зарплати, а ще частина піде державі у вигляді податку на прибуток, ПДФО + ВЗ + ЄСВ за кожного співробітника, податку на землю та ПДВ в платіжці за електроенергію.
То виникає логічне запитання: хто ж тут головний барига? Бізнес, який має маржу до 16,5%, з якої ще й оплачує купу операційних витрат та податків, чи держава, яка одразу отримує 33,5% з кожного літра пального, а потім ще збирає податки з тих 16,5% маржі бізнесу?» (Источник – Телеграм-канал «Останній капіталіст»).
В Европейской Бизнес Ассоциации (EBA) заявили, что бизнес не поддерживает введение государственного регулирования цен на горючее и добавили, что это «будет способствовать тенизации рынка». Там отметили, что подобное вмешательство государства невозможно в цивилизованной стране и может привести лишь к одному: закрытию АЗС.
В ЕВА отмечают, что если число АЗС сократится, то уменьшится и конкуренция между заправками. И в этой ситуации бензин вообще может стать «золотым товаром». Кроме того, искусственно сдерживаемые цены приведут к неминуемым убыткам компаний, что в свою очередь станет причиной сокращения налоговых поступлений в бюджет. И значит, государство ничего не выиграет, а только проиграет.
Сегодня, после такой резко негативной реакции, похоже, Кабмин пошел на частичные уступки. Начал выдавать пояснения, что ограничения цен вводит только на ходовые марки бензина – А-92 и А-95.
В Минэкономики признали, что введение госрегулирования цен на бензин и дизтопливо будет иметь негативное влияние на бизнес, однако уверяют, что это позволит создать на рынке равные условия.
Коментарі