• Головна
  • Деньги для бизнеса: кого и как намерен поддерживать Мариуполь
#Субботний разговор
11:46, 1 лютого 2020 р.

Деньги для бизнеса: кого и как намерен поддерживать Мариуполь

#Субботний разговор

Центр поддержки малого и среднего бизнеса в Мариуполе обрел своего директора, помещение и финансирование. Осталось дело за малым - запустить его работу. 

В Мариупольском горсовете на этот счет  полны оптимизма. В предпринимательском сообществе к проекту относятся очень скептически.

Мы решили разобраться, чего же хотят предприниматели и чего добивается муниципалитет, внедряя в городе программу поддержки бизнеса.

Чего хотят предприниматели

Несколько общественных организаций, объединяющих предпринимателей Мариуполя, в течение последних двух лет пытались реализовать свою программу поддержки малого и микробизнеса. Их идея проста: муниципалитет учреждает фонд и становится соинвестором стартапов. Он обучает предпринимателей, оценивает их коммерческие предложения, выбирает лучшие и вкладывает 50% инвестиций в лучшие идеи. Оставшуюся часть финансирует сам предприниматель. Когда бизнес становится доходным, муниципалитет получает свой процент от прибыли.

Еще одна группа предпринимателей предлагала другую схему - создать револьверный фонд, который бы давал не инвестиции, а очень дешевые или даже беспроцентные кредиты под конкретные бизнес-предложения. Деньги эти предприниматель должен вернуть, например, через год. Эта группа предпринимателей считает, что инвестиции, которые не надо возвращать, расслабляют начинающего бизнесмена. Стартапы, открытые за безвозвратные средства,  часто прогорают (такие примеры есть  и в истории проекта “Донецкий куркуль”). 

Однако в итоге муниципалитет отказался от обоих предложений. Городские власти заказали у киевских специалистов собственную программу поддержки бизнеса и теперь будут пытаться ее реализовать

В Мариуполе есть мнение, что эта программа - мертва, потому что предлагает фантастические, оторванные от реальности идеи, вроде рыбопереработки, развития туристического и гостиничного бизнеса. А еще в предпринимательской среде уверены, что главная цель программы мэрии - освоить деньги USAID. Более 100 миллионов гривен дает американский фонд, большая часть этих денег пошла на покупку здания под созданный центр.

Чего хочет городская администрация

В департаменте экономики городского совета упреки в покупке дорогостоящего здания отметают. 

“Здание приобреталось не только для центра. Там будет располагаться и центральная библиотека, и “Агентство развития Приазовья”, - говорит директор департамента Евгений Бодягин.

Деньги для бизнеса: кого и как намерен поддерживать Мариуполь, фото-1

По его словам, задача программы поддержки малого и среднего бизнеса в том,  чтобы число предпринимателей росло, а те предприятия, которые уже существуют, получили новый толчок к развитию. При этом увеличение налоговых поступлений - не цель, хотя и неплохой бонус к реализации программы..

Евгений Бодягин считает, что центр поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) должен стать основой для диверсификации экономики в Мариуполе. Его основными задачами, как и прописано в программе, станут образование, создание возможностей для предпринимателей и  финансирование проектов.

В этом году из трех вышеперечисленных направлений центр возьмется за реализацию двух - образовательных программ и финансовой поддержки бизнеса.

В 2020 году Мариуполь заложил финансирование пока только на две программы - на “Донецкого куркуля” и внутреннюю городскую грантовую программу для бизнеса. Сейчас департамент экономики разрабатывает документ, который будет согласован с регуляторной службой. 

“В первом квартале мы получим уже согласованный документ и со второго квартала начнем конкурс проектов на финансирование. Приоритет будет отдан тем, кто уже прошел образовательные курсы и понимает, как вести бизнес.Начали мы с небольшой суммы - 1,5 млн грн. Как она будет осваиваться и будет ли пользоваться спросом, мы посмотрим”, - поясняет Евгений Бодягин.

Деньги для бизнеса: кого и как намерен поддерживать Мариуполь, фото-2

В муниципалитете говорят, что заинтересованы в росте количества предприятий и количества рабочих мест. Причем устойчивых рабочих мест, которые, как следствие, дадут возможность городу получать больше отчислений в бюджет. В том числе и через легализацию. “Ведь легализация-  это не только принуждение. Легализация - это когда сегодня предприниматель работает не совсем прозрачно, а завтра он понимает, что может получить серьезную финансовую помощь на развитие бизнеса, но для этого ему надо официально зарегистрироваться и трудоустроить людей”. 

Говоря о тех бизнесах, которых явно не хватает Мариуполю, Евгений Бодягин назвал очень конкретные и реалистичные направления.

“На сегодняшний день город является одним из самых больших инвесторов в себя же. И сталкивается с рядом проблем, а именно, - нехваткой стройматериалов. Они завозятся в Мариуполь из других городов. Соответственно, нам бы хотелось, чтобы в Мариуполе появились предприятия по производству стройматериалов - это то, чего не хватает городу. У нас, к сожалению, не хватает предприятий пищевой промышленности. У нас много локальных фермеров, которые сдают трейдерам за копейки свою продукцию. А если бы у нас в Мариуполе был свой переработчик, они могли бы зарабатывать больше. Все это в совокупности могло бы дать рост экономики”.

Непрозрачный конкурс

Понятно, что реализация идей, которые закладывались в проект и о которых рассказывает Бодягин, во многом будет зависеть от человека, возглавившего центр поддержки бизнеса.

И вот в этом вопросе у предпринимателей есть серьезные претензии.

Конкурс проводился непрозрачно. В закрытом режиме. Человек, который будет осваивать десятки миллионов гривен ежегодно, был избран после собеседования, длившегося несколько минут.

Для сравнения: конкурс на должность директора школы проходит в три этапа и длится около месяца. Неужели должность директора главного городского инвестцентра требует меньшей квалификации? - недоумевают предприниматели.

“В  требованиях к кандидатам прописано несколько серьезных пунктов. Например, знание основ экономики, программного обеспечения и так далее. По идее, все правильно. Но штука в том, что у нас никто эти знания не проверял. Ну вот как они узнали, какие у меня организаторские, аналитические способности, если не дали мне теста, не задали ни одного вопроса, который бы позволил продемонстрировать свои способности в этих направлениях?” - недоумевает один из участников конкурса на должность главы правления Центра МСБ Роман Амелякин.

Зато зам. городского головы Сергей Орлов поинтересовался, не станет ли Роман Амелякин в случае успеха центра использовать бюджетные средства для собственного пиара. Странный вопрос, если учесть что весь состав муниципалитета постоянно занимается собственным пиаром исключительно за бюджетный счет.

Евгений Бодягин  считает, что презентация, которую подготовили кандидаты, лучшим образом демонстрирует и знания экономики, и владение программным обеспечением, и аналитические способности, и поэтому никакие дополнительные  тесты комиссии были не нужны.

“Если кандидат на достойном уровне смог подготовить интересную, яркую, качественную презентацию, это уже о многом говорит”, - считает глава департамента экономики.

Но ведь, чисто теоретически, вместо кандидата по его просьбе презентацию мог подготовить кто угодно, не так ли? Поэтому у участников конкурса есть много претензий к его организаторам. Некоторые из них считают, что муниципалитет провел формальный конкурс, определив на должность главы центра удобного для себя человека.

Победителем конкурса на должность директора центра стала Ольга Пикула, депутат горсовета от партии Оппозиционный блок, хозяйка школы английского языка “Оксфорд”.

Ольга Пикула не знает, почему конкурсная комиссия выбрала именно ее. Но она точно знает, зачем решила заняться этим делом.

“Я занимаюсь бизнесом уже очень давно. Несколько лет назад я приняла для себя решение стать депутатом Мариупольского городского совета. Моя мотивация - влиять глобально на процессы, которые происходят в Мариуполе. Потому что я живу в этом городе, я планирую и дальше жить здесь. И я хочу, чтобы Мариуполь был современным украинским европейским городом.И именно поэтому я решила принять участие в конкурсе. Я считаю, что проект поддержки малого и среднего бизнеса важен не только для предпринимателей. Он важен в целом для развития экономики Мариуполя. В большинстве развитых стран Европы основой экономики является именно предпринимательство, малый и средний бизнес. И Мариуполь - абсолютно не исключение.

Это очень важный аспект, который поможет нам поднять экономику, это поможет нам оставлять молодежь. И это поможет Мариуполю стать постиндустриальным городом, пройти путь, который прошел Питтсбург. При этом мы должны помнить, что большое число людей, которые сегодня задействованы в производстве, не должны остаться без работы. Они должны иметь возможность или открыть собственное дело, либо быть задействованы в малом и среднем бизнесе. Я вижу себя в этих процессах. Я на миллион процентов хочу сдвинуть это дело. Бизнес - мне близок. Я в бизнесе очень давно. Поверьте, со всеми сложностями, с которыми может столкнуться предприниматель, я сталкивалась. Я понимаю как предприниматель проблемы бизнеса, а как депутат горсовета понимаю, как работает муниципалитет. И если учесть, что ключевым фактором для успеха должна быть коллаборация,  я вижу себя тем человеком, который может стать мостом, соединит все эти направления”.

Ольга Пикула, говоря о своей презентации и своих предложениях, пояснила, что в первую очередь ее нанимают как менеджера, который реализует уже разработанную муниципалитетом стратегию. 

Деньги для бизнеса: кого и как намерен поддерживать Мариуполь, фото-3

“Я достаточно прогрессивный человек. Для меня важно, чтобы этот проект не стал формальностью, чтобы он действительно заработал. Естественно, у меня есть собственное видение. Я предложила расширение программ. Я вижу, что наш центр должен быть мегафункциональным. Он должен не только сопровождать проекты. Это должен быть настоящий инкубатор для бизнеса”.

Ольга Пикула очень мотивирована. Тем не менее, ее победа вызывает среди предпринимателей определенный скепсис. И из-за непрозрачного конкурса, и из-за лояльности к власти, и из-за конфликта интересов, который может возникнуть у Ольги Пикулы - хозяйки бизнеса, и Ольги Пикулы, распределяющей финансы для поддержки бизнеса.

Но Евгений Бодягин уверен, что комиссия выбрала человека, который сможет сплотить вокруг себя единомышленников.

Ольга Пикула тоже не видит в этом проблемы. Она считает, что невозможно выбрать такую кандидатуру, которая устраивала бы всех. 

“В моей депутатской деятельности было очень много ситуаций, когда на прием приходили люди, крайне негативно настроены и по отношению ко мне, и по отношению к горсовету в целом. И после коммуникации, после того, как я совершенно непредвзято включалась в решение проблемы, отношение человека менялось. Поэтому я для себя проблемы не вижу. Моя задача - делать все, чтобы предпринимателям в Мариуполе было комфортно. Если Центр МСБ будет успешным, у нас будет расти экономика, повышаться культура, у нас будет увеличиваться бюджет развития. 

В тех негативных высказываниях, которые я слышу в свой адрес, я не вижу конструктива. Есть просто недовольство людей, которых я даже не знаю. Их мотивацию понять сложно. Но на меня, на мою работу мнение этих людей никак не повлияет”, - говорит она.

Сейчас центр находится в самом начале своего пути. Муниципалитет объявил конкурс на замещение вакантных должностей - трех менеджеров и бухгалтера Центра МСБ. Конкурсы обещают проводить открыто, их проведение - регламентировано.

“Мы хотим со старта работать абсолютно прозрачно. Для нас важно, чтобы работе центра доверяли предприниматели”.

Удастся ли это - посмотрим. Первые результаты работы Центра МСБ горожане смогут  оценить уже к концу года. 

Пока же абсолютно очевидно одно: без диверсификации экономики, без появления все новых и новых предприятий у Мариуполя нет будущего. Город будет пустеть и стареть.  

Анна Романенко

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #МСБ
live comments feed...