Мариупольцы и демократия: в первом классе демократической школы
Блогер Владислав Зайцев - о транспортных проблемах Мариуполя и о том, почему так важно понимать, что такое "народная власть".
Исторически мариупольцы не привыкли митинговать и высказывать свое недовольство. Указка сверху для нас привычнее диалога, консенсуса и собственной инициативы. “Спасибо” за это Советскому Союзу и стодвадцатилетней монополии крупных предприятий.
До войны мариупольцы лишь раз массово высказали свое недовольство — это был митинг против загрязнения воздуха со стороны крупных предприятий, в 2012 году. Тогда травили так, что об экологии говорили буквально на каждом углу. Хорошо, что заводской патернализм и совок не убили хотя бы инстинкт самосохранения.
В 2014 году война сильно пошатнула спящий и ждущий “звонка” Мариуполь. Появилась прослойка людей, которым не все равно. Эти люди защитили Мариуполь, продолжают его развивать и сейчас. По моим личным ощущениям, таких людей — 0,5% от населения города.
В 2019 году к войне привыкли, и она перестала быть будильником, который способен разбудить спящую часть населения. Мы по-прежнему активно реагируем только на проблему экологии, и то с периодичностью в несколько лет. Последний крупный эко-митинг прошел в сентябре 2017, собрав около 5000 человек. С тех пор экология лучше не стала, но накал общественного недовольства все еще слишком слаб, чтобы поднять больше людей на защиту собственного здоровья.
Но неужели мы начали просыпаться? На сессии горсовета 22 февраля объявили о повышении стоимости проезда на всех видах транспорта (трамвай, троллейбус, автобус и т.д.), сразу на 2 гривны. Первого марта решение вступило в силу, а уже третьего марта собрался митинг на 500-800 человек, которые были недовольны транспортом в целом - его ценой, качеством, графиком и так далее.
Впервые за много лет мариупольцы высказали недовольство не из-за войны и не по теме экологии. Согласно соцопросам, транспорт не является топ-проблемой для местных жителей. Несмотря на это, мы выходим на улицу, создаем сообщества “контроль общественного транспорта” в соцсетях, приходим на сессии горсовета и всячески даем администрации понять, что они что-то делают не так.
Судя по всему, мы взрослеем и начинаем понимать простые истины: местная администрация — это нанятые нами люди, которые должны делать город лучше для нас. Если нам не нравится то, что они делают — мы говорим им об этом, не слышат — говорим громче, совсем не слышат — не голосуем за них на выборах.
Третьего марта нас услышали — на митинг приехали директор департамента транспорта и связи Мариупольского городского совета Василий Клат и заместитель городского головы Сергей Захаров. 12 марта Василий Клат дал интервью, в котором объяснил повышение проезда. Это мы заставили их объясниться — первый шаг сделан.
Важно не терять бдительности и помнить, что наша цель глобальна — это комфортный и экологически чистый Мариуполь. Давайте чаще напоминать об этом людям, которых мы наняли управлять городом. В противном случае, мы их поменяем на других, местные выборы скоро — уже в 2020 году.