О древних украх и новых военных технологиях

У многих читателей, просматривающих мои опусы, уже возникает нетерпение: где же Великие Укры и когда они начнут копать Черное море? Ну вот, читатель, ты дождался. Правда, не Укров с  лопатами, но первого письменного известия о славянском народе на украинских землях. Речь сегодня пойдет об антах.

Археологи отмечают славянские поселения и в более раннее время, но только начиная с антов (их отождествляют с Пеньковской культурой), данные археологии подкрепляются в некоторой степени письменными источниками. Естественно, сразу замечу, что анты не умели писать и все сведения о них оставили более грамотные соседи, преимущественно византийцы. 

Славянский поселок 

 О древних украх и новых военных технологиях, фото-1

Впервые анты встречаются на страницах «Истории» гота Иордана. Уже знакомые нам готы, после того как отхватили от гуннов, для самоутверждения начали войну с соседями-антами. Сперва анты отбили захватчиков, но те поднатужились и в ответной встрече одержали победу. Правитель антов, Бож, вместе с сыновьями и семьюдесятью старейшинами был распят для устрашения всех, кто не любит готов. Впрочем, готы недолго радовались – не терпящим своеволия гуннам опять пришлось избить готов, убив и их короля. Сложно сказать, насколько эти сведения Иордана соответствуют действительности, однако часть ученых считает, что существование Божа косвенно подтверждается текстом «Слова о полку Игореве». Его неизвестный автор упоминает далекие «времена Бусовы», о которых пели «готские красные девы». 

Но все же главный урок, который извлекли анты из этих событий, было то, что забрать добро у соседа намного проще, чем зарабатывать самому. Осознав это, анты массово подались за добром в Византийскую империю. И, возможно, только благодаря этому до нас дошли описания антов, сделанные византийскими историками. Они разделяли все славянские племена на две большие группы – склавинов и антов. 

Прокопий Кессарийский о них писал так:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый...Образ жизни у них … грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы». 

Вот так воспринимали «украинских туристов» тогдашние греки – с чувством превосходства, уважением и легкой боязнью. Впрочем, анты быстро убедили византийцев, что бояться их надо очень сильно. Первые вторжения славянских племен на территорию Византийской империи происходят в конце V века, а затем повторяются с завидной регулярностью. Они разграбили земли Фракии, Македонии, Фессалии, достигли Пелопоннеса, осаждали Фессалонику и даже подходили к стенам Константинополя. 

Славяне под стенами византийской крепости. Реконструкция М. Горелика.

 О древних украх и новых военных технологиях, фото-2

Славянам очень понравилось предаваться грабежу – они тащили буквально все, что попадалось под руку, авось в хозяйстве сгодиться (по-видимому, славянская кровь течет и во многих жителях нашего города  -  читатели могут вспомнить события весны 2014 года, когда местные жители растащили по кусочкам все то, что осталось от сожженного отделения Приватбанка в центре Мариуполя). Все то, что утащить было нельзя, славяне уничтожали – и действительно для чего эта вещь, если я ею не могу пользоваться. Может быть, именно тогда и возникла украинская поговорка «Якщо не з’їм, то понадкусюю». 

Иногда возникали конфликты в момент дележа имущества и между различными группами славянских лиц. Византийцы приводили множество примеров вспыхнувшей вражды между антами и склавинами, заканчивавшиеся, как правило, серьёзным мордобоем. Примерно в середине VI века многие славяне, ходившие поживиться на Балканский полуостров, решают там и остаться – ведь уровень жизни на этих землях намного выше. Византийские императоры, понимая, что запретить процесс переселения они не могут, просто добавили к своим титулам еще и эпитет «антский». Некоторые анты стали служить в армии Византии, защищая границы от своих бывших товарищей. Но поскольку такой род службы не приносил желанной добычи, то они по привычке ходили в набеги, но уже на славянские земли. Известно имя находящегося на византийской службе анта Хильбудия, который несколько лет защищал границу от антов, сам нападал на их земли, и погиб во время одного из таких походов.

Славянский пехотинец и аварский всадник сражаются с византийским воином. Реконструкция М. Горелика

 О древних украх и новых военных технологиях, фото-3

Примерно в это же время в Приазовье и Причерноморье появляются племена кочевников аваров, использовавших новые военные технологии – лошадиные стремена.

Это дало им превосходство над соседями, и анты были подчинены. На некоторое время их набеги на Византию ослабевают, но вскоре и анты, и авары сообразили, что вместе они смогут набрать в Византии намного больше. И грекам пришлось столкнуться с двойным ударом. Но то ли, как обычно, грабители не смогли поделить добычу, то ли свободолюбивым антам надоело быть у аваров в подчинении, но в 602 году, по свидетельствам византийцев, анты начали войну с аварами. Это стало последним событием в исторических хрониках, связанное с антами. Больше это название славянского племени никогда не встречалось, исчезнув после 612 года и из императорского титула.

Конрад Михельсон

Приазовье древниеукры история
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии