О древних украх и новых военных технологиях
У многих читателей, просматривающих мои опусы, уже возникает нетерпение: где же Великие Укры и когда они начнут копать Черное море? Ну вот, читатель, ты дождался. Правда, не Укров с лопатами, но первого письменного известия о славянском народе на украинских землях. Речь сегодня пойдет об антах.
Археологи отмечают славянские поселения и в более раннее время, но только начиная с антов (их отождествляют с Пеньковской культурой), данные археологии подкрепляются в некоторой степени письменными источниками. Естественно, сразу замечу, что анты не умели писать и все сведения о них оставили более грамотные соседи, преимущественно византийцы.
Славянский поселок
Впервые анты встречаются на страницах «Истории» гота Иордана. Уже знакомые нам готы, после того как отхватили от гуннов, для самоутверждения начали войну с соседями-антами. Сперва анты отбили захватчиков, но те поднатужились и в ответной встрече одержали победу. Правитель антов, Бож, вместе с сыновьями и семьюдесятью старейшинами был распят для устрашения всех, кто не любит готов. Впрочем, готы недолго радовались – не терпящим своеволия гуннам опять пришлось избить готов, убив и их короля. Сложно сказать, насколько эти сведения Иордана соответствуют действительности, однако часть ученых считает, что существование Божа косвенно подтверждается текстом «Слова о полку Игореве». Его неизвестный автор упоминает далекие «времена Бусовы», о которых пели «готские красные девы».
Но все же главный урок, который извлекли анты из этих событий, было то, что забрать добро у соседа намного проще, чем зарабатывать самому. Осознав это, анты массово подались за добром в Византийскую империю. И, возможно, только благодаря этому до нас дошли описания антов, сделанные византийскими историками. Они разделяли все славянские племена на две большие группы – склавинов и антов.
Прокопий Кессарийский о них писал так:
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый...Образ жизни у них … грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы».
Вот так воспринимали «украинских туристов» тогдашние греки – с чувством превосходства, уважением и легкой боязнью. Впрочем, анты быстро убедили византийцев, что бояться их надо очень сильно. Первые вторжения славянских племен на территорию Византийской империи происходят в конце V века, а затем повторяются с завидной регулярностью. Они разграбили земли Фракии, Македонии, Фессалии, достигли Пелопоннеса, осаждали Фессалонику и даже подходили к стенам Константинополя.
Славяне под стенами византийской крепости. Реконструкция М. Горелика.
Славянам очень понравилось предаваться грабежу – они тащили буквально все, что попадалось под руку, авось в хозяйстве сгодиться (по-видимому, славянская кровь течет и во многих жителях нашего города - читатели могут вспомнить события весны 2014 года, когда местные жители растащили по кусочкам все то, что осталось от сожженного отделения Приватбанка в центре Мариуполя). Все то, что утащить было нельзя, славяне уничтожали – и действительно для чего эта вещь, если я ею не могу пользоваться. Может быть, именно тогда и возникла украинская поговорка «Якщо не з’їм, то понадкусюю».
Иногда возникали конфликты в момент дележа имущества и между различными группами славянских лиц. Византийцы приводили множество примеров вспыхнувшей вражды между антами и склавинами, заканчивавшиеся, как правило, серьёзным мордобоем. Примерно в середине VI века многие славяне, ходившие поживиться на Балканский полуостров, решают там и остаться – ведь уровень жизни на этих землях намного выше. Византийские императоры, понимая, что запретить процесс переселения они не могут, просто добавили к своим титулам еще и эпитет «антский». Некоторые анты стали служить в армии Византии, защищая границы от своих бывших товарищей. Но поскольку такой род службы не приносил желанной добычи, то они по привычке ходили в набеги, но уже на славянские земли. Известно имя находящегося на византийской службе анта Хильбудия, который несколько лет защищал границу от антов, сам нападал на их земли, и погиб во время одного из таких походов.
Славянский пехотинец и аварский всадник сражаются с византийским воином. Реконструкция М. Горелика
Примерно в это же время в Приазовье и Причерноморье появляются племена кочевников аваров, использовавших новые военные технологии – лошадиные стремена.
Это дало им превосходство над соседями, и анты были подчинены. На некоторое время их набеги на Византию ослабевают, но вскоре и анты, и авары сообразили, что вместе они смогут набрать в Византии намного больше. И грекам пришлось столкнуться с двойным ударом. Но то ли, как обычно, грабители не смогли поделить добычу, то ли свободолюбивым антам надоело быть у аваров в подчинении, но в 602 году, по свидетельствам византийцев, анты начали войну с аварами. Это стало последним событием в исторических хрониках, связанное с антами. Больше это название славянского племени никогда не встречалось, исчезнув после 612 года и из императорского титула.
Конрад Михельсон