Игорь Ошкадеров, партия «Основа»: Национальная пенсионная система без немедленного реформирования прекратит свое существование
-Из Украины ежегодно выезжают миллионы трудоспособных украинцев. Они учатся, работают, ведут бизнес в других странах и там платят налоги, которые пополняют бюджет тех государств. Но совершенно непонятно, если тенденция сохранится – откуда через несколько лет в бюджете Украины возьмутся средства для выплаты пенсий?
- Вы правы и ситуация еще более угрожающая, чем нам рассказывают власть имущие чиновники и политики. На сегодняшний день только в Польше работает 2 миллиона украинцев, которые обеспечивают достаточно высокий уровень роста экономики этой страны - 4,2 %, за прошлый год. И это позволило властям Польши в прошлом году принять решение на 4 года уменьшить пенсионный возраст, 60 лет вместо 64, а у нас все наоборот. Почему? Потому что они заинтересованы, чтобы обеспечивать рабочие места молодёжи, потому что огромный на сегодняшний день спрос на рабочую силу и, к сожалению, он выполняется, в основном, за счет Украины. Со следующего года Чехия готова в два раза увеличить квоты на трудоустройство украинцев. Эту инициативу уже давно поддерживали чешские работодатели. А теперь получили содействие и со стороны государства. Ведь нехватка рабочей силы, по оценкам чешских экспертов, ежегодно приносит местному бизнесу убытки в размере 110 млрд крон.
В то же время, повышение в Украине с 1 июля 2018 года размера минимальной пенсии на 62 гривны, с 1374 грн. до 1436 грн. – унизительно. С учетом инфляции и роста цен пенсия должна быть на уровне не менее 10-12 тысяч гривен. Как этого достичь? Для этого не надо печатать деньги, а надо обеспечить реальный рост экономики. Чтобы страна начала много зарабатывать и, соответственно, появились возможности для выплаты достойных пенсий. Другого рецепта не существует.
- На сегодня минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. С 1 января 2019 года это – 1497 гривен. Но этот прожиточный минимум не позволяет людям прожить!
- Абсолютно согласен, что минимальная пенсия ни в коем случае не может быть ниже ФАКТИЧЕСКОГО уровня прожиточного минимума, а не выдуманной цифры в головах чиновников с Кабмина. При чем с одной стороны Кабмин знает, что фактический размер прожиточного минимума в ценах сентября 2018 в расчете на месяц на одного человека составлял 3252 грн. и плюс сумма обязательных платежей на коммуналку - 3734 грн. Но при этом, с другой стороны, делает вид, что суммы 1497 гривен должно хватить человеку на всё. Вы только вдумайтесь, что на начало июля 55% украинских пенсионеров получали пенсию менее 2000 грн., что почти в полтора раза ниже фактического прожиточного минимума. И это официальные данные!
Как достучаться до нынешних чиновников?
За 4 года нынешняя власть четко продемонстрировала на что способна, а на что нет. Повысить соцвыплаты можно только при условии полной трансформации всей системы власти Украины. И тут важно, чтобы те, кто идут голосовать и хотят, чтобы была пенсия другая, не продавались за гречку. Чтобы повысить пенсии, нужно обеспечить экономический рост, создавать новые рабочие места, а также провести демонополизацию экономики для поднятия внутреннего спроса и внутреннего производства.
Сегодня, к сожалению, уже можно констатировать, что Кабинет министров и Верховная Рада фактически сорвали запуск второго уровня пенсионного страхования. Во-первых, был нарушен график создания нормативно-правовой базы для запуска накопительной системы пенсионного страхования с 2019 года. А во-вторых, и главное - бездействие правительства привело к тому, что, по данным Пенсионного фонда Украины, по состоянию на конец первого полугодия 2018, бедность пенсионеров достигла критической точки.
Откладывание из года в год настоящей пенсионной реформы становится угрозой национального масштаба и, потенциально, ещё одним фактором сдерживания экономического роста страны.
Слабые имитации реформы в 2014-2018 гг. неспособны переломить негативную ситуацию - дефицит ПФ растет, содержание пенсионной системы становится все более обременительным для госбюджета.
Можно ли уже оценить последствия саботажа проведения пенсионной реформы?
Да и они трагические. За четыре последних года инфляция «съела» все повышение пенсий: если минимальная пенсия выросла на 39,4%, то уровень инфляции составил 88%. А государство, вследствие слабости пенсионной системы, за три года не смогло компенсировать последствия почти 50-процентной инфляции 2015 года.
Следует признать очевидное - национальная пенсионная система без немедленного реформирования прекратит свое существование. Поэтому, чтобы предотвратить катастрофу, необходимо прежде всего реализовать комплекс мер для того, чтобы украинский бизнес смог выбраться из налоговой ловушки. Иначе любая пенсионная реформа не будет иметь смысла.
Игорь Ошкадеров – руководитель городской ячейки партии «Основа».