Почему позорный столб, аффермации и ребрендинг мариупольской шлаковой горы, - это не бред, а искусство

Почему позорный столб, аффермации и ребрендинг мариупольской шлаковой горы, - это не бред, а искусство, Романенко Анна

В ноябре в Мариуполе проходила арт-резиденция «З.мист: Идентичность». Как и в прошлом году, многие мариупольцы оценили работы современных художников неоднозначно.  Диана Берг, инициатор и организатор арт-резиденции, поясняет, почему то, что происходило в Мариуполе, – именно искусство, а не «ерунда какая-то». Слово Диане Берг:

Финансирование резиденции из госбюджета «Украинским Культурным Фондом», по мнению многих, как бы должно было придать проекту солидности и представить сплошь пейзажи с натюрмортами, и многих предложенные работы изрядно озадачили. А некоторым вообще запомнился только проект Богдана Бунчака из-за его громкого экспериментального перформанса. «Разве это искусство? Вот Айвазовский!.. Лучше бы на завод пошли» самые невинные комментарии недоумевающих. Попробую ответить, почему это и есть – искусство, а рисовать, как Айвазовский, сегодня глупо.


"Современные художникине изображаютокружающий мир. Их работа начинаетсяизнутри". Это цитата Джексона Поллока, одного из самых узнаваемых и знаковых художников. Его «Номер 5» стала самой дорогой картиной мира – работа была продана за 140 миллионов долларов. Ужас: абстрактное полотно с размазанными пятнами краски, 1 квадратный сантиметр которого стоит больше, чем зарабатывает средний мариуполец за год! Хотя ваш ребенок смог бы так же, если не лучше, правда ведь?


Неправда. Для тех, кто до сих пор так думает, написано много книг о том, почему это не так. Да, ваши дети смогли бы случайно разбрызгать краски на холст один в один в манере Поллока. Наверняка можно случайно повторить и манеру других абстракционистов – Ротко,Джонса, Пикассо, Кандинского, Малевича, Мондриана. Но стоить эти работы будут ровно ничего.

Способность изображать что-то более-менее реалистично тоже не придаст вашим работам художественной ценности. Искусство не об этом. Художники теперь не изображают окружающий мир – помните, что сказал Поллок? Живопись в духе Шишкина и Репина сегодня не работает, хотя работы классиков до сих пор важны. Да, это все звучит все хуже и запутанней: выходит, что ни реалистичность, ни абстрактность, ни талант рисовальщика или скульптора, ни его отсутствие не являются ключевыми для художника и его признания. А что же делает художника художником, а его работы – искусством?


Художественное высказывание, опыт автора и контекст – вот и всё.Черный квадрат, нарисованный сегодня мной, и черный квадрат Малевича 100 лет назад могут быть идентичными, но мой ни стоит и копейки, потому что за моим нет бекграунда, нет высказывания, нет контекста. Назвать писсуар фонтаном можно и сейчас, но мы не станем от этого легендой, как Дюшан, основавший жанр реди-мейда. Самые точные копии работ искусства никогда не будут такими же ценными, как оригинал: за ними нет авторского высказывания, истории, контекста. Микеланджело, Ван Гога, Кало, Уорхола, Абрамович и тысячи других признанных художников объединяет одно – это были чейндж мейкеры своего времени.


С изобретением фотографии, когда реалистичность передачи изображения перестала быть главным талантом, и родился авангард, то самое современное искусство. Художник сегодня – это новатор, и его инструментарий – весь мир вокруг. Современное искусство сложное и может не нравиться, но не считать его искусством – это признание в собственном низком культурном уровне и недостатке эрудиции. Да, намного комфортнее назначить Да Винчи хорошим, а Хёрста дерьмом, но повторять сегодня Да Винчи бессмысленно: сегодняшний Да Винчи – это и есть Хёрст.


Искусство не должно дарить эстетического наслаждения, не обязано нравиться или заставлять думать о прекрасном. Искусство сегодня мотивирует думать, анализировать, осмысливать, рефлексировать, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Поэтому позорный столб Богдана Бунчака, аффирмации Оли Федоровой, фильмы Ксюши Гнилицкой и Добрыни Иванова, ребрендинг шлаковой горы Жени Коршунова, и все остальные работы художников резиденции «З.мист» - это искусство. Чтобы отличить искусство от профанации, пропаганды, бездумной мазни, провокаций и дешевых поделок, нужно уметь думать. Надеюсь, еще через пару резиденций думающих людей станет больше.

Мариуполь Тю Берг Зміст
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии