Диана Берг: мы пытаемся приколхозить новую память на месте коллективной советской травмы

Говорит мариупольская блогосфера. О совке и коллективной травме, о смене одной пропаганды иной пропагандой и о том, как всем нам не хватает настоящего переосмысления самих себя - в блоге Дианы Берг, основательницы платформы ТЮ.

У Святослава Хороброго поломался меч. Едва простояв 2 года, незаконно установленный в центре города памятник начал разрушаться. В этом явлении столько символизма, что он вмещает в себя весь абсурд нашей реальности и нашей особенности восприятия памяти.

Диана Берг: мы пытаемся приколхозить новую память на месте коллективной советской травмы, фото-1

Монументальное искусство, и памятники в особенности, отлично отражает актуальную повестку. Яркий пример – СССР. Сотни статуй, обелисков, мемориалов, стел, бюстов коллективно олицетворяли советскую идентичность: скорбь и драма, пафос и надрыв, лицемерие и малодушие. Советские монументы как бы репрезентовали фундаментальную пропаганду и цензуру и были насквозь политизированы – как и вся советская официальная культура. В них все скрепы морального кодекса строителя коммунизма.

Актуальную повестку современной независимой Украины тоже несложно угадать по монументальному публичному искусству. От муралов до скульптур, от архитектуры до памятников – все нам рассказывает о том, чем живет и дышит современная Украина. И если присмотреться, то в новых скульптурных группах, щедро сдобренных тризубами и вышиванками, можно увидеть всю ту же пропаганду и цензуру. Будто официальная культура просто в этом сезоне перекрасилась в желто-голубой из красного. Те же герои, тот же пафос и надрыв. Та же героизация, та же коммунистическая идеология, которую мы так старательно пытаемся забыть и вычеркнуть.

Я думаю, что наши коммеморативные практики, то есть язык выражения коллективной памяти, напрямую запитан оттуда, где в нас осмысляется история. Если мы всюду ставим святославов на месте лениных, мы вообще ни сделали ни одного вывода из эпохи ленина. Кроме того, что красные вожди – это вроде плохо. Пока мы вымарываем, зачеркиваем, забываем наше прошлое, потому что оно неприятно, некрасиво, трагично – мы возвращаемся в колесо сансары и снова будем переживать этот цикл. Пока мы делаем из себя жертву чьего-то злого сценария, считаем себя невиновными – как в случае с памятью о советском периоде – мы топчемся на месте, если не откатываемся назад. Пока мы отказываемся осмыслять, рефлексировать, делать выводы – мы будем искать только «хорошие» факты в истории и пытаться выпячивать их в максимально пафосном виде. Вот как в случае со Святославом Хоробрым.

Декоммунизация станет реальным повсеместным процессом, когда мы пройдем все стадии горевания и примем наше прошлое, а не застопоримся, как сейчас, где-то между отрицанием и гневом. Когда это будет походить на опыт денацификации. Посмотрите на места памяти и мемориалы в Германии: памятники всем, пострадавшим от нацистского режима – людям с ментальными отклонениями, гомосексуальным людям, советским солдатам, ромам и нацменьшинствам, депутатам бундестага.

Диана Берг: мы пытаемся приколхозить новую память на месте коллективной советской травмы, фото-2

Посмотрите, в конце концов, на мемориал холокоста в Берлине: в центре города, на огромной территории увековечено напоминание о страшном геноциде. В них нет посыла «это убивали не мы, это какие-то плохие люди» - нет, там только боль трагедии и уверенность, что такого не должно повториться никогда в истории человечества.

Диана Берг: мы пытаемся приколхозить новую память на месте коллективной советской травмы, фото-3

Так воспринимает историю народ, принявший свое прошлое и сделавший из него выводы. И это хорошо видно по стилю – минималистичному, абстрактному, футуристичному, устремленному в будущее,  без пафоса и надрыва, без цепляния за прошлое. Также и мы сможем по-настоящему освободиться от совка, только признав и приняв свою вину и ответственность.

Есть у строителей-ремонтников такой термин «приколхозить». Это значит – наспех непрофессионально что-то починить. Примерно так, как сейчас отремонтирован поломанный меч Святослава. Так вот у меня ощущение, что этот несчастный, некрасивый, безвкусный и незаконный памятник с приколхоженным мечом – репрезентация современного украинского мифотворчества, да и в целом культуры. Вообще, приколхоженность очень присуща нашей идентичности, куда ни плюнь – что-то приколхозили. Кое-как,  некачественно, спустя рукава. Так и с нашей памятью – мы пытаемся приколхозить новую память на месте большой коллективной советской травмы – там, где должно быть осмысление, рефлексия, принятие. Этот некачественный искусственный имплант плохо приживается и рано или поздно будет отторгнут, так же, как поломанный меч смешного мариупольского памятника все равно когда-нибудь отвалится. А пока нам и так сойдет, зато он герой.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии