Автоперевозчики Мариуполя говорят об убытках, а налоговые проверки - о теневых доходах до 400 тысяч гривен в квартал
Приводим Вашему вниманию интервью, которое дал Петр АНДРЮЩЕНКО, заместитель начальника Жовтневой межрайонной государственной налоговой инспекции в городе Мариуполе газете "Приазовский рабочий"
- Петр Павлович, почему маршрутные такси оказались "под колпаком"
у налоговых органов?
- Представители транспортной отрасли постоянно говорят о том, что работа
в режиме маршрутного такси экономически не выгодна. В частности, из-за перевозки
пассажиров льготных категорий, из-за низких тарифов, которые не соответствуют
затратам, и так далее. А между тем еще в августе прошлого года председатель
Донецкой облгосадминистрации приводил данные анализа ситуации по Донецкой области
в целом, в том числе и по Мариуполю, в сравнении с уровнем уплаты налогов, заработной
платы, тарифов в других регионах и крупных городах. Наш регион выглядит хуже
всех. Во Львове, например, уровень средней заработной платы водителей в два
раза выше, чем в Мариуполе. При этом уровень тарифов - такой же, а порою и ниже.
Работниками Жовтневой МГНИ был проведен контроль за выторгом - то есть за теми цифрами по количеству проданных билетов, перевезенных пассажиров и полученной выручки, которые официально декларирует предприятие и на самом деле имеет. Были проверены два основных крупных перевозчика, которые состоят на учете в нашей инспекции, - это АТП-11402 и предприятие "Марвей".
Результаты просто шокирующие. По предварительным данным, предприятия занижают свой фактический выторг примерно на 300-400 тысяч гривен в квартал. То есть занижают свои обороты для того, чтобы как можно меньше заплатить в бюджет. При этом страдает не только бюджетная сфера, но и каждый конкретный житель города. Заниженные обороты ложатся в основу тех сведений, которые всякий раз предоставляются автоперевозчиками в исполком горсовета как обоснование очередного повышения проездных тарифов.
- Чем подтверждаются такие данные?
- Нами были созданы семь рабочих групп, которые осуществляли хронометраж
работы маршрутных такси от конечной до конечной остановки, от начала до конца
рабочего дня в течение недели. Они контролировали, сколько фактически выручки
поступает за каждый день. В результате обобщения полученных данных мы вышли
на средний ежедневный выторг, а затем ежемесячный и ежеквартальный.
Работали и в выходные дни, поскольку, если говорить о маршрутах, соединяющих Левый берег с центром, то, естественно, в будни перевозится большее количество пассажиров. Учитывали временные интервалы, часы пик, утренние, вечерние часы. То есть получили общую объективную картину.
Интересно, что в первый день, буквально в первый час проверки АТП-11402 маршрут № 124 - самый протяженный - практически полностью был парализован. Водители для того, чтобы уйти от проверки, просто останавливали работу под предлогом поломки автобуса. Одновременно "сломался" весь маршрут.
- Так, может, всему виной чрезмерно завышенные налоговые обязательства?
И руководители предприятий просто вынуждены закрывать глаза на то, что водители,
выполнив план, могут поработать и на себя?
- Но, согласитесь, не на 300-400 тысяч гривен в квартал! Я глубоко сомневаюсь
не только как чиновник, но и как гражданин в том, что хоть какой-то собственник
предприятия позволит увести из оборота такие суммы ради того, чтобы эти деньги
заработал водитель.
Хотя версия, о которой вы говорите, нам тоже известна. Она связана с другой проблемой: предприятия декларируют заработную плату на очень низком уровне. Я могу утверждать, что начиная с сентября прошлого года в результате нашей работы 90% транспортников, частных предпринимателей и предприятий, работающих в режиме маршрутного такси, увеличили заработную плату водителей в два раза. На первый взгляд, хороший результат. Но если говорить о цифрах, то зарплата была на уровне 400 гривен, а стала 800 гривен. Естественно, что ни один водитель на такую заработную плату не пойдет, отсюда и "работа на себя".
Что касается "завышенных" налоговых обязательств, то такое предприятие, как "Марвей", например, пользуется льготой по налогу на добавленную стоимость. Оказывается, этого мало: льготируемое предприятие должно еще "сэкономить" на бюджете.
Мы направили письма в исполком городского совета о сложившейся ситуации, потому что каждый год проводится тендер по выделению маршрутов. Из года в год эти предприятия получают право нас перевозить. Но нужны ли нашему городу такие перевозчики?
- Ваш вопрос вызывает встречный: а какие "нужны", для кого расчищается
поле?
- Нет, это неверная интерпретация наших действий. Наши проверки не носят
выборочный характер. Они продолжаются сплошным порядком и касаются всех предпринимателей
и предприятий транспорта. Для того, чтобы решить, кто требует к себе первостепенного
внимания, нами предварительно анализируются все данные отчетности. Начиная с
количества транспортных средств, которые зарегистрированы за предприятием, количества
наемных работников, уровня заработной платы и заканчивая протяженностью маршрута,
оборотами и так далее.
- Вы рассказали о нарушениях, а каким было наказание в результате проведенных
хронометражей?
- Согласно законодательству, налоговый орган по результатам хронометража
никаких мер финансового характера применить не может. Однако прошедший отчетный
период показал, что разговоры с руководством предприятий так и остались разговорами,
а их обещания - обещаниями. После чего нами были проведены оперативные проверки
по одному и второму предприятию. В результате применены финансовые санкции в
пятикратном размере за непроведение операций с наличностью через регистраторы
расчетных операций. Штрафы составили около 5 тысяч гривен по каждому предприятию.
- Сопоставление размера отведенной "в тень" выручки и уплаченного
штрафа наводит на мысль: что ли и себе купить автобус?
- Размер финансовых санкций определяется следующим образом. Согласно законодательству,
оперативная проверка для конкретного перевозчика не может длиться больше одного
дня. Если в день проверки фактический выторг с одного автобуса составил, например,
2 тысячи гривен, а "через кассу" прошла 1 тысяча гривен, то разница
между этими суммами и есть тот самый скрытый оборот, к которому применяется
финансовая санкция в пятикратном размере. Но не надо думать, что на этом все
заканчивается. Вы знаете, что у нас есть орган налоговой милиции, есть прокуратура.
Все предприятия транспортной отрасли сейчас находятся на особом контроле.