• Головна
  • За 3000 дней мариупольский портовик мог заработать на дом, как у городского головы
Мариуполь. Прошлый век
08:00, 11 червня 2016 р.

За 3000 дней мариупольский портовик мог заработать на дом, как у городского головы

Мариуполь. Прошлый век

"Деньги, денежки, жареные семечки. Были, да ушли, нету ни копеечки".

Этот "хит" Феди Карманова нет-нет, да и звучит в мариупольских маршрутках, владельцы которых постоянно жалуются на жизнь и мечтают поднять цены на проезд не на копеечки, а на гривни. А вот выражение "были, да ушли" как-то не очень соответствует традициям материального благополучия мариупольцев. Конечно, социальное разделение (богатый - бедный, партноменклатура - народ, менеджеры - рабочие) в той или иной степени в столице Приазовья было, есть и будет. Только в сравнении с другими городами и весями наш М., можно сказать, генетически научился жить таки немного лучше. Да и как не научиться, если крепостного права греки-переселенцы, пришедшие в тогдашний Павловск и окрестности, не ощутили, а купцы-торговцы уездного Мариуполя имели достаточно привилегий. За столетия мариупольцы (не все, конечно, но многие) научились не просто выживать, а жить и переживать нелегкие времена. Последний пример - нынешняя "донецкая оккупация", к которой многие наши земляки тоже успешно приспособились, ухитряясь поиметь дивиденды и при новой власти.

 Другой вопрос, что можно купить на эти деньги? Сегодня каждый из нас может соотнести свои "дивиденды" с "покупательской способностью". А вот какими были цены и зарплаты лет, эдак, около ста назад?..

Понятное дело, богатые и обеспеченные люди водились в Мариуполе всегда. Вот, например, 2 августа 1914 года "Екатеринославские губернские ведомости" отдельным вкладышем опубликовали "Список лиц, имеющих право быть избранными в почетные мировые судьи по Мариупольскому уезду на трехлетие с 1914 года".

Среди прочих кандидатов в нем значился "Попов Иван Алексеевич, статский советник, городской голова". Сообщалось, что тогдашний мэр "имеет в Мариуполе дом, оцененный в 3300 рублей", а еще, что Попов - "кандидат прав Императорского Харьковского университета".

А вот действительный статский советник Хараджаев Давид Александрович владел домом стоимостью 15450 рублей. Жилье, в пять раз дороже "мэрского", вполне могло компенсировать разницу в образовании. Судя по публикации, Хараджаев был студентом университета в Одессе, но курса не окончил и потому "пользуется правами окончившего курс гимназии".

Стоимостью домов аналогии с декларациями о доходах потенциальных почетных мировых судей исчерпываются. Зато из тех же "Губернских ведомостей", но за 5 сентября 1914 года, можно узнать, сколько зарабатывали, например, чернорабочие в Мариупольском порту:

"Начальник Мариупольского торгового порта сим объявляет, что министром торговли и промышленности по соглашению с министрами внутренних дел и финансов, утверждены следующие поденные платы чернорабочих в предприятиях Мариупольского торгового порта за трехлетие 1914-1916 гг:

- взрослому рабочему старше 17 лет - 1 руб 10 коп;

- подростку мужского пола от 15 до 17 лет - 75 коп;

- малолетнему мужского пола от 12 до 15 лет - 45 коп;

- взрослой работнице старше 17 лет - 1 рубль;

- подростку женского пола от 15 до 17 лет - 65 коп".

Путем нехитрых арифметических вычислений определяем, что взрослый портовик за каких-то 3000 рабочих дней мог легко заработать сумму, адекватную стоимости дома городского головы. Интересно, какой будет данная пропорция в современном Мариуполе?

 

Естественно, за годы Первой мировой войны цены в городе изменились. И не в лучшую для людей сторону. Хотя, когда они менялись в лучшую? Больше денег хотели и тогдашние перевозчики, то есть, извините, извозчики. Вот, например, "Мариупольская жизнь" 10 января 1917 года под заголовком "Ходатайство извозчиков мариупольского порта" сообщала, что "легковые извозчики Мариупольского порта, ссылаясь на дороговизну, подали в уездную земскую управу  ходатайство о повышении таксы на время войны". Причем, упоминалось, что повышение таксы уже вообще-то недавно было, а новые аппетиты перевозчиков "по мнению земской управы, будут обременительны для населения".

Повысить цены на проезд извозчики желали почти в два раза: "Так, например, от порта на Биржу вместо 80 коп хотят 1 руб 50 коп, от порта до православного кладбища вместо 70 коп - 1 р. 30 коп". Чтобы сориентироваться в "километраже", замечу, что Биржа располагалась приблизительно в тех местах, где ныне начинается улица Итальянская, а кладбище - это то самое старое городское, что возле завода стиральных машин. 

В январе 1917-го, как сообщала газета, "земская управа нашла пожелания извозчиков чрезмерными и необоснованными и внесла вопрос на обсуждение земского собрания". В переводе на современную иерархию это равносильно тому, что исполком горсовета посчитал повышение нецелесообразным и передал его вместе со своим ярко выраженным мнением на рассмотрение депутатам горсовета. Учитывая, что практически все решения о повышении тарифов на проезд в современном Мариуполе принимались исполкомом, а отдельные депутаты на сессии максимум могли их покритиковать, но не заблокировать, исполнительная власть вековой давности выглядит как-то даже чересчур социально ориентированной.  

Кстати, стоимость десяти поездок на легковом извозчике от порта на Биржу равнялась тогда годовой подписке на газету "Мариупольская жизнь" - 8 рублей.

Правда, и тогда, как и сейчас, граждан более волновали цены на продукты, а не на газеты. И в то же время, в начале 1917-го цены на съестное были непосредственным образом связаны с газетой, ибо именно в ней практически ежедневно публиковались "таксы на продажу товаров", которые устанавливались Военным губернатором Мариуполя. Уж не знаю, насколько серьезными были наказания за превышение установленных ограничений, но думаю, что контроль за мариупольскими торговцами со стороны господина Военного губернатора был несравненно жестче и оперативнее, нежели реакция нынешнего Антимонопольного комитета на дружное повышение супермаркетами цен на гречку.

Таксы публиковались на продукты, измеряемые в фунтах и пудах. Фунт составлял чуть более 400 граммов, пуд - 16 кг.

Итак, согласно ценам, установленным на 10.01.1917 года, мясо 1 сорта можно было продавать по 37 коп фунт, 2-го - по 32 коп. Свиное мясо 1 сорта (котлеты, окорока, лопатки) - по 40 коп фунт. Сало свежее - оптовая цена - 17 коп. пуд, розничная - 45 коп фунт, белый хлеб - 9,5 коп фунт...

То есть, поездка на извозчике от порта до кладбища тогда была адекватна 800 граммам первосортного мяса. Попробуйте сравнить с современными ценами на такси...

Все материалы спецтемы "Мариуполь. Прошлый век" читайте здесь.

БОНУС

Связанные с Мариуполем и уездом объявления публиковались и в губернской прессе. Среди них попадались довольно интересные. В тех же "Губернских ведомостях" была целая рубрика "Пригульныя животные", судя по наполняемости которой в августе 1914-го "бесхозных" лошадей в Приазовье было не меньше, чем бродячих собак. Вот типичный пример: "Пристав 2 стана Мариупольского уезда разыскивает хозяина к трем лошадям, пригулившимся 4 мая сего года к поселянину с.Карани той же волости Мариупольского уезда Тимофею Константиновичу Челахову". Далее приводится описание примет животных, а также сообщается, что лошадь оценена в 10 рублей, жеребята - по 5 рублей. Выходит, что чернорабочий мариупольский портовик за пару недель тогда мог заработать на лошадь. При условии практически полной "оптимизации" питания и изыскания внутренних резервов, конечно...

Григорий ШВЕД

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #порт
live comments feed...