Компенсация за утраченное жилье. Мариупольцы требуют отменить запрет распоряжаться новым имуществом в течение 5 лет
Порядок, принятый правительством о предоставлении компенсаций за уничтоженное россиянами жилье украинцев, вызывает критику среди экспертов и рядовых граждан. Мы уже писали о механизме расчета размера компенсаций, который не является справедливым по отношению к жителям Донецкой и Луганской областей.
Сейчас на сайт 0629 обратилась общественная организация "Приазовье" с просьбой распространить ее заявление относительно закона о компенсации разрушенного во время войны имущества.
Публикуем это обращение и передаем его в пресс-службу Мариупольского городского совета для дальнейшего распространения к представителям правительства, которые задействованы в процессе разработки и принятия соответствующих решений.
В Мариупольское городское общественное движение "Приазовье" (МГОД "Приазовье") в последнее время увеличивается количество обращений жителей г. Мариуполя, оказавшихся за пределами города после его оккупации, с просьбой оказать помощь в решении вопросов, связанных с компенсацией разрушенного войной жилья, но не в полной мере им понятных из утвержденных на сегодня нормативно-правовых документов. МГОД "Приазовье" обращается к редакции сайта "0629" попытаться найти ответы на эти вопросы в публичной сфере Украины с использованием СМИ и возможно непосредственно от органов власти.
Вопрос №1. В Украине сегодня многие жители в результате войны с россией оказались лишенными одного из основных видов своей собственности - жилья, которое разрушено и не пригодно для пользования.
В Украине принят и действует Закон 2923-IX от 23.02.2023 "О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных оружием". Постановлением КМУ от 30.05.23 №600 определен порядок выплаты компенсации за уничтоженные объекты недвижимости. Однако в этих документах некоторые положения и нормы у граждан Украины вызывают непонимание из-за отсутствия в них юридического обоснования. Так п.17 ст.8 Закона 2923-IX от 23.02.2023 и п.п.56 и 58 Постановления КМУ от 30.05.23 №600 введена норма о том, что покупатель квартиры с использованием жилищного сертификата не имеет права в течение 5 лет отчуждать эту квартиру. Такая норма нарушает незыблемость права собственности гражданина Украины, гарантированное Конституцией Украины и Гражданским Кодексом Украины. Ст. 22 Конституции Украины установлено, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Ст. 41 Конституции Украины и ст. 319 ГКУ определяет, что ограничения на право собственности могут устанавливаться, но с целью обеспечения равновесия в обществе и осуществления имущественных прав всеми субъектами права и как исключение по мотивам общественной необходимости.
Но в Законе №2923-IX от 23.02.2023 отсутствует обоснование и аргументация введения этой нормы - ограничение на 5 лет отчуждения такого жилья, как по сути, так и по сроку применения. Гражданам Украины не доказано юридических аргументов государственной власти об общественной необходимости введения этой нормы в целом для обеспечения равновесия в обществе. Не приведены также обоснованные аргументы, почему установлен срок ограничения отчуждения 5 лет, а не год, не три года или, например, на время военного положения. Это непонимание граждан поддерживается многими юридическими специалистами. Реально же получается следующее:
Гражданин Украины до войны имел законное незыблемое в соответствии с Конституцией право собственности на свою квартиру и право самостоятельно использовать ее по своему усмотрению. Теперь же в соответствии с Законом №2923-IX от 23.02.2023 в связи с уничтожением военными действиями этой квартиры он теряет право собственности на нее, которое было у него до этого, а взамен получает тоже пока не понятный гражданам эквивалент - компенсационный жилищный сертификат и пока не прописан механизм оформления права собственности на квартиру, которая покупается с применением этого сертификата, но с отсутствием права по неизвестным причинам ее отчуждения аж 5 лет. Из этих документов пока также непонятно - получает ли гражданин в данном случае вообще документ на право собственности на эту покупаемую квартиру, и какими юридическими документами это будет подтверждено!
При этом следует отметить факт, который есть для многих граждан Украины с ограниченными физическими и финансовыми возможностями (пенсионеры, инвалиды) - это особая значимость для них такой собственности, как жилье, приобретенное практически за всю трудовую жизнь. Эта категория граждан в соответствии с имеющимся у них правом по Конституции при жизненной необходимости имеет возможность самостоятельно распоряжаться жильем, включая его частичное или полное отчуждение путем продажи или дарения, для обеспечения или улучшения фактических условий своей жизни. Сегодня многие из этих граждан с разрушенным жильем фактически оказались в нищете. Они были вынуждены под обстрелами и бомбежками в бессознательном состоянии оставлять свое разрушенное жилье и мыслимыми и не мыслимыми путями эвакуироваться в более спокойные места в Украине и за рубежом. При этом многие из них оказались вообще без финансовых средств, одежды и документов, в т.ч. и на право собственности на разрушенное жилье, без которых они не имеют права оформлять компенсацию на свое разрушенное войной жилье. Теперь их ждут очень большие и долгие скитания в государственной бюрократической системе по восстановлению этих документов на право собственности на жилье. Понятно, что не все они по разным причинам смогут этого достичь, а значит получить и компенсацию за разрушенное жилье. Это еще один вопрос к государственной власти.
К тому же следует обратить внимание, что принятый КМУ Порядок компенсации за уничтоженное жилье не может обеспечить компенсацию фактического ущерба от потери разрушенного жилья в полном объеме, так как он не учитывает потерю квартирного имущества и вспомогательных к нему помещений и одежды. Хотя в правительственных кругах эта тема обсуждалась, но потом почему-то не была учтена.
Таким образом, Порядок компенсации за разрушенное жилье в соответствии с Законом №2923-IX от 23.02.2023 требует пересмотра в направлении обоснования, изменения или отмены в целом нормы о 5-летнем запрете на отчуждение жилья, приобретенного за жилищный сертификат. Этой нормой государство безосновательно урезает право собственности граждан на жилье относительно его незыблемости, что не допустимо Конституцией Украины. Достаточно большая часть населения с ограниченными возможностями и особенно люди в пенсионном возрасте просто не смогут дожить эти 5 лет и дождаться своего законного права на самостоятельное отчуждение принадлежащего им жилья. Либо государство в данном случае должно публично заявить гражданам, что в соответствии с указанным Законом они лишаются права собственности на разрушенное жилье, а приобретаемое ими жилье, за жилищный сертификат, не является их собственностью и на указанные 5 лет является собственностью государства. Если же жилье, приобретаемое за жилищный сертификат, сразу оформляется с правом собственности на него, то гражданин сразу и должен иметь возможность использовать это право в полном объеме, в т.ч. и право отчуждения, иначе это не собственность гражданина вообще, а нарушение Конституции Украины!
Вопрос №2. Ст.4 п.3 Закона №2923-IX от 23.02.2023 "... В случае, если уничтоженный объект недвижимого имущества находится в общей собственности, заявление о предоставлении компенсации за уничтоженный объект недвижимого имущества может быть подано каждым совладельцем отдельно или одним из совладельцев такого объекта. Заявление, поданное одним из совладельцев, считается поданным всеми совладельцами при отсутствии возражений других совладельцев. Такие возражения подаются совладельцами в Реестр поврежденного и уничтоженного имущества в порядке, определенном частью второй настоящей статьи ".
Однако сегодня в различных украинских пабликах появляется информация, в которой гражданам Украины предписывается, что заявления на компенсацию за уничтоженное жилье подают лично владельцы. Как это понимать? Это отдельный серьезный элемент всего процесса оформления и получения компенсации за уничтоженное жилье и он должен быть однозначно читаемым и однозначно понимать без возможности различного толкования и не противоречить законодательству.
Председатель МГОД "Приазовье" Ю.М.Булко.