Александр Козаченко: Промышленники – это особенные бизнесмены

Развивать любой бизнес – задача непростая, развивать бизнес промышленный – тем более. Со времен СССР индустриальное развитие Украины подчинялось правилам, придуманным в политической среде, последние несколько десятилетий промышленность старается жить по законам экономического рынка и капиталистических принципов. Сегодня вас ожидает разговор о том, что происходит за кулисами промышленной сцены Украины, как учатся дружить и работать «гиганты» и «карлики» и как ответственен крупный индустриальный бизнес перед обществом.

Сегодняшний собеседник – Александр Козаченко, который в буквальном смысле строит промышленность города Кривой Рог, в частности, и Украины в целом. Компания «Эталонбудсервис», где Александр Владимирович является генеральным директором,  более  десяти  лет занимается капитальным промышленным строительством, проектированием и реализацией гидравлических систем, систем автоматической смазки, предоставлением полного комплекса инжиниринговых услуг.

Александр Владимирович, как продвигается «строительство светлого промышленного будущего» Украины? Насколько много заказчиков, насколько масштабные проекты?

В Украине очень много промышленных объектов, построенных в 30-50х годах прошлого века. Эти предприятия составляли ударную промышленную мощь страны на протяжении многих десятилетий (тот же Кривой Рог не просто так называют «стальным сердцем Украины»), до момента распада СССР и потери значительной части производственных цепочек. После обретения Украиной независимости основным трендом промышленности стало восстановление. Текущие размеры промышленных объектов позволяют расширять производство и увеличивать объемы выпускаемой продукции без необходимости значительного капитального строительства. Сегодня я бы назвал основным трендом промышленности Украины модернизацию.

Поэтому «строительство светлого будущего»  идет, в основном, за счет стройки не очень масштабных, но очень современных объектов, внутри которых проектируются и устанавливаются высокоточные системы производства, линии мониторинга и контроля над производством. Без подобного типа модернизации очень сложно представить конкурентную борьбу в текущих реалиях рынка, поэтому да,желающих модернизировать свои производственные линии, внедрить современные гидравлические системы или системы централизованной смазки много.

Ваша компания «Эталонбудсервис» является типичным сервисным предприятием. В советское время даже выражения «сервис в промышленности» особо не было. Как развиваются ваши отношения с владельцами крупных промышленных компаний?

Современный промышленный бизнес стремится быть компактным, но очень эффективным. Для этого необходимо максимально сокращать расходы и отделы, которые ранее были просто необходимы: например, нет необходимости в содержании больших складов с ремонтными запасными частями. Сокращаются так же и доля ручных или полуавтоматических процессов, уступая позиции полностью автоматизированным системам.

Что касается роли подрядчиков или профессиональных сервисных компаний для промышленных предприятий, судите сами: для реорганизации процессов производства ранее могли содержать целый штат специалистов, которые несколько месяцев в году занимались одной задачей, а остаток времени отдел, по сути, осуществлял функцию мониторинга. На содержание отдела необходимо помещение, зарплатный фонд, социальная нагрузка, при этом работая на одной и той же линии, сотрудник не имеет разностороннего опыта, то есть, нужно тратить дополнительные средства на повышение его квалификации. И это все для решения нескольких задач в году.

Профессиональные подрядчики предлагают выгодную альтернативу. Направив весь свой интеллектуальный, материальный и производственный ресурс на решение узконаправленной задачи, небольшое предприятие в краткие сроки получает достаточно большой опыт в своей деятельности. Сотрудники ИТР ООО «Эталонбудсервис» ежегодно проектируют не менее 20-ти гидравлических систем и не менее 30-ти систем централизованной смазки разного уровня сложности, от простых до очень сложных (Кривой Рог известен своими мага-производствами, вроде «АрселорМиттал Кривой Рог» или «семьи» горно-обогатительных комбинатов – СевГОК, НКГОК, ЮГОК, ИнГОК, ЦГОК). Нам поступают заказы на проектирование и возведение промышленных объектов от небольшого ангара для грузовой техники до фабричных производственных цехов площадью в тысячи квадратных метров. В таких условиях очень сложно жаловаться на недостаток практического опыта.

Вторая сторона вопроса – деньги. Одно дело быть привлекательной компанией в плане опытного персонала, полного комплекса услуг, современного оборудования, а совсем другое – соблюдать при этом баланс цены и качества. За счет большого количества заказов и постоянной загрузки, небольшие предприятия стараются внедрять достаточно лояльную ценовую политику для своих заказчиков. Мы решились на приличное снижение цен в конце 2013 года, когда «Эталонбудсервис» снизил цены на свои услуги примерно на 20%, но оставил прежними цены на поставляемое оборудование. Не все партнеры восприняли решение положительно, побаиваясь, что рынок воспримет эту меру как попытку демпинга. Тем не менее, заказчики правильно расценили этот шаг как шаг навстречу, и градус сотрудничества был повышен.

Насколько высока конкуренция среди коллег? Дружите ли вы? Заключаете ли партнерские союзы или наоборот – являетесь непримиримыми соперниками?

Промышленный рынок Украины очень большой, и перспектив для развития профессиональных подрядчиков хватает. Конкурировать друг с другом могут те компании, которые в равной степени инвестируют в свой персонал, оборудование, в совершенствование ассортимента услуг. Дружбы в бизнесе немного в принципе, но любая компания, успешно работающая в промышленном секторе, достойна, как минимум, уважения. И я лично, и наша компания, уважаем коллег. С кем-то мы в тесных партнерских отношениях, кого-то видим или знаем только со слов партнеров или из коммерческих предложений на промышленных выставках.

А вот партнерские союзы – явление встречающееся. Поскольку профессиональные сервисные компании в промышленности часто работают в достаточно узких нишах, а проекты заказчиков часто оказываются масштабными и многопрофильными, небольшие компании действительно могут объединить свои усилия для достижения общей задачи – реализовать проект заказчика. В этом нет ничего плохого, даже наоборот. Думаю, что в будущем появятся компании с еще более узкой специализацией, а явление «бизнес-союзничества» достигнет невиданных масштабов.

Образ промышленника в обществе – это образ меркантильного человека на джипе, который зарабатывает огромные деньги и не «делится» с этим самым обществом. Действительно ли промышленность – «золотое дно» для желающих зарабатывать много?

Промышленность – это, в первую очередь, бизнес. Бизнес большой, не терпящий даже мельчайших ошибок. В любой развитой стране мира именно с промышленности начиналось строительство сильной экономики: сначала была модернизация и совершенствование бизнес-процессов, потом рост конкуренции в освоении продуктов промышленности (в первую очередь, металл и строительные материалы). После создания мощной инфраструктуры поднимается средний и малый бизнес. Поэтому не стоит относиться к промышленности и промышленникам, как к людям, которые работают легко и зарабатывают легко.

Добавьте к этому серьезные бюрократические преграды, множество факторов риска от выбора партнеров до проблем с привлечением доступного кредитования, и получите правдивую картину, как живет сегодня среднестатистический промышленник. Заниматься перепродажей чего-то китайского в Украине можно, но создаст ли такой бизнес отечественный продукт и накормит ли это посредничество миллионы сотрудников, задействованных в промышленном производстве. А если уже человек смог создать, развить и стабильно поддерживать промышленный бизнес, он вполне заслуживает и достойных доходов, и внедорожник может себе позволить купить. К слову, у меня такого внедорожника нет.

Да и вообще, вы же видите, что даже это интервью будет опубликовано на платной основе с пометкой «Реклама» (улыбается, - прим. автора). А что это значит? Что статью о новом платье какой-то шоу-звезды могут бесплатно напечатать сотни изданий, а спросить «как у вас дела, ребята, в промышленности?» воли хватает не у многих. И носить платья стоимостью в тот же внедорожник – нормально, а промышленники – меркантильные.

Насколько в Украине развито явление корпоративной социальной ответственности среди бизнесменов, деятельность которых связана с промышленностью?

В нашей стране очень сложно «быть европейцем до конца». То есть, кроме выплат всех налоговых и прочих предусмотренных законом отчислений, формировать фонды, основная цель которых – поддерживать общественные проекты. Тем не менее, стремление такое есть не только у промышленников.

К сожалению, масштабы корпоративной социальной ответственности «большого бизнеса» не такие, как во времена Советского Союза, но и масштабы самой промышленности тоже пока еще сложно сравнить с показателями при СССР.

Основными «промышленными филантропами», по-прежнему, являются крупнейшие компании страны. Такие, как «АрселорМиттал Кривой Рог» или «МетИнвест», ГОКи и металлургические заводы «с именем». К их результатам стремится средний и малый промышленный бизнес.

В масштабах ООО «Эталонбудсервис» корпоративная социальная ответственность заключается в бесплатном обучении и стажировке лучших наших сотрудников за границей. Повышая уровень квалификации сотрудников, мы повышаем благосостояние их семей. К сожалению, до строительства жилья сотрудникам мы пока еще не доросли, но надеемся, что настанет и такой период в развитии компании.

Можно ли назвать промышленников современным авангардом украинского бизнеса?

Промышленники – это особенные бизнесмены. Их можно назвать пчелами украинского бизнеса. Миллионы людей по всей стране в очень сложных условиях работают иногда в три смены, чтобы сделать нашу жизнь немного слаще и стабильнее. Будь это сотрудники металлургического завода, горно-обогатительного комбината или небольшой компании «Эталонбудсервис». Авангард сегодня – это любой бизнесмен, не бросивший страну и не уехавший покорять мир, в котором нет Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Общество
Сегодня легендарному директору ММК им. Ильича Владимиру Бойко исполнилось бы 80 лет. Легендарному – не случайное слово. О нем действительно слагают легенды и пересказывают их другу другу по случаю. «А помнишь, как он…» Эти слова чаще других звучали сегодня в выставочном зале имени Куинджи, где проходила выставка фоторабот Александра Поневина «Памяти Бойко». Семеныч на сельских полях, Семеныч в цехах, Семеныч с детьми в летнем лагере, Семеныч на футболе… Ег...
Криминал
Взятка не помогла мужчине избежать наказания за контрабанду телефонов. Как сообщает пресс-служба Госпогранслужбы Украины, вчера, 19 сентября, на выезд на временно оккупированную территорию на КПВВ «Гнутово» прибыл автомобиль «Мерседес». Машиной управлял мужчина, гражданин Украины. Он ехал из Мариуполя в Макеевку. «В ходе совместной работы пограничников и работников фискальной службы, действующих в составе Объединенных сил, при проведении углубленного осмот...
Культура
В городе Славутич Киевской области проходил ежегодный международный фестиваль кино и урбанистики 86. Уже второй раз этой осенью фестиваль организует серию специальных событий на Востоке Украины под названием «86: Послесловие». 28-30 сентября в Мариуполе будет воссоздана атмосфера фестиваля кинопоказами, дискуссиями и творческими встречами с авторами и организаторами. Как сообщили организаторы, программа «86: Послесловия» состоит из документальных короткоме...
Происшествия
Сегодня примерно в 11:30 на Левом берегу произошло ДТП. На улице 130 Таганрогской дивизии напротив магазина «Кругозор» автомобиль «Daewoo» сбил человека.  Об этом 0629 сообщили очевидцы. По их словам за рулем автомобиля находился полицейский в гражданском. От удара пострадавший пешеход потерял сознание. Очевидцы утверждают, что сразу же на место происшествия приехали другие полицейские, которые «затаскивали сбитого в машину». «Мы не хотим, чтобы это все за...
Общество
Жители Левобережного района столкнулись с проблемой нехватки общественного транспорта. Особенно это ощутимо в часы пик. “7:30 утра ул Азовстальская, Морской бульвар, густонаселенный район многоэтажек по маршруту только 24Т, альтернативы нет, в какой бы район города ты ни ехал. Мы стоим на остановках в ожидании по 15-20 минут, и это если повезет впихнуться в убитый “Богдан””, - говорит местная жительница Ирина. В качестве доказательства Ирина прислала в ред...
Общество
В Мариуполе городские власти вновь приобретают квартиры на вторичном рынке жилья. Об этом 0629 сообщил директор департамента городского имущества Сергей Марчук. По его словам, планируется закупить большое количество квартир на сумму почти в 50 млн грн. Часть квартир будут приобретаться для детей-сирот по программе совместного софинансирования с областью. На это будет выделено 16 млн грн – 8 млн из городского бюджета и 8 млн из областного. 30 млн грн потрат...
Реклама
Мечтаете о новом телевизоре, стиральной машине, домашнем кинотеатре или телефоне? Задумали сделать ремонт, поменять мебель или просто решили отдохнуть? АЗОВСКАЯ КРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ может легко осуществить все ваши мечты! Воспользовавшись кредитом «На осуществление любого желания» Вы сможете получить все, что хотите, не откладывая это на потом! Почему Вам выгодно взять кредит в АЗОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ КОМПАНИИ? - Не нужно копить необходимую сумму для осуществлени...
Происшествия
Сегодня утром в районе автовокзала произошло ЧП. Из недостроенной многоэтажки на улице Куинджи, в народе называемой "пизанской башней", выпала ученица ОШ №65. Перед тем, как уйти из жизни, девушка позвонила родителям. Пока мать вызывала "скорую", отец отправился на место. Но было уже поздно... На месте происшествия и в школе на данный момент работает следственно-оперативная группа Центрального отдела полиции. В ОШ №65, где училась девочка, не связывают тра...
Общество
Пророссийские террористы вновь не пропускали ОБСЕ.Об этом сообщается в отчете СММ.Пророссийкие террористы вновь не пропускали ОБСЕ в Верхнешироковское. По-видимому, боевики хотят сделать закрытым этот район для СММ по аналогии с Седовым.18 сентября на блокпосту к западу от оккупированного поселка Верхнешироковское (быв. Октябрь) пять членов вооруженных формирований (один из них был, судя по виду, вооружен) вновь не позволили патрулю Миссии проехать через б...