Мариупольский психолог: дети в АТО не слишком переживают из-за своего будущего, их поглощают страхи Здесь и Сейчас (ФОТО)
В прифронтовой Мариуполь стали поступать дети из зоны АТО. Психологическое состояние таких детей сложно назвать нормальным. Дети пережили стресс и длительное время находились в состоянии страха. Работа детского психолога в данной ситуации существенно изменилась.
О работе с психологическими проблемами детей, переживших ужас военных действий, корреспонденту 0629 рассказала психолог мариупольского детского дома «Центр опеки» Надежда Гирман.
Надежда Гирман профессионально занимается психологией с 1996 года. В «Центре опеки» работает уже 16 лет. Общий стаж работы с детьми – 33 года. В летний период психолог трудится в детском лагере «Юный моряк». Психологическое образование у Надежды Гирман второе, первое – педагогическое.
«Очень большой положительный эффект оказывает то, что в интернатном учреждении дети с похожими проблемами. Мы подталкиваем детей к тому, чтобы помогали новеньким влиться в коллектив», - говорит детский психолог.
Надежда Гирман рассказала про девочку Дашу, которая, прежде чем попасть в «Центр опеки», скрывалась от обстрелов сначала в подвале в Донецке, потом в Широкино. Даша в детском доме с 17 февраля. «Даша приехала с тяжелым эмоциональным багажом - плакала, боялась оставаться в детском доме. Для того чтобі снять ее напряжение и страх, я проговаривала ее чувства, используя технику активного слушания «Я и Ты высказывания», - делится профессиональными секретами психолог. «Мне кажется, что ты боишься … и перечисляла разные предполагаемые страхи девочки. Это помогло Даше», - говорит Надежда Гирман. Когда чувство страха удалось снять, девочку стали увлекать праздничными мероприятиями.
С Дашей проводились диагностические тесты. Был использован рисуночный тест «Кактус» и методику по выявлению страхов Захаровой, модификация Панфиловой. «Было выявлено, что ее страхи в пределах возрастной нормы. Был диагностирован большой потенциал внутренней энергии, напористость. Однако был выявлен внутренний конфликт и защитная агрессия девочки», - рассказывает Надежда Гирман.
«Нельзя допускать, чтобы негативные чувства детей консервировались», - настаивает психолог. Она рассказала о девочке Венере, мать которой погибла в Енакиево. «Чтобы снять переживания, мы приняли решение отвести девочку в церковь и поставить свечи за упокой матери. Пришлось сказать эту горькую правду ребенку». Венера все поняла, только попросила не отдавать ее в детский дом Донецка и оставить в "Центре опеки".
Дети не слишком переживают военные действия, так как у них не сформировано пока мышление на перспективу. Нет мыслей, как у взрослых: «Что я буду делать, если мой дом разрушат?» - рассказывает Надежда Гирман. По ее словам, мышление детей ориентировано более на Здесь и Сейчас, поэтому ужас войны они не воспринимают в полной мере.
Психолог «Центра опеки» сама разрабатывает и проводит интерактивные игры с группами детей. Темы таких игр – профессиональное ориентирование, осознание своих переживаний, основы целеполагания. «Обязательно в работе используем методики, направленные на работу с перспективами детей. Подтолкнуть их к тому, чтоб научить мечтать. И не просто мечтать, а что-то делать для реализации своих мечтаний», - говорит Надежда Гирман. По ее словам, важно направить детей на то, чтобы они не тратили жизнь попусту, а занимались тем, что поможет им в будущем.
Еще один виток в работе с детьми - это притчи и библиотерапия. На одном из последних занятий Надежда Гирман рассказала детям такую притчу: «Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Эта притча направила детей на то, чтобы они задумывались над своими поступками и действиями. Психолог говорит, что основная часть ее работы состоит в том, чтобы переводить в сферу осмысления детьми их повседневные действия.
Надежда Гирман в последующей работе с сиротами из «Центра опеки» собирается сделать упор на ландшафтную арт-терапию.
Она признается, что в профессиональных планах повысить свою компетенцию в рамках кризисной психологии, так как это очень перспективное направление сегодня.
«Много работы в «Центре опеки» по обучению детей правилам поведения в случае чрезвычайных ситуаций. Сначала успокаиваем детей, потом рассказываем, как вести себя в случае обстрела. «Осведомлен, значит, вооружен», - говорит Надежда Гирман.