Дрэг-рейсинг по головам
Всего неделя осталась до финиша предвыборной гонки. Она была такой стремительной, что скорее напоминала не традиционные скачки, а настоящий дрэг-рейсинг. Короткая дистанция, максимально возможный темп и неплохая трасса – привычная, обкатанная. Проехались по головам электората так, что мама не горюй.
Это конечно, субъективная оценка, но кажется, за последние 23 года нынешняя кампания стала самой рекламообильной.
Ее особенность – минимум гречки и максимум обещаний с многократными повторениями. Почитав Закон о выборах и неожиданно для себя обнаружив там статью о криминальной ответственности за подкуп избирателей, только самые «видчайдухи», в основном из числа мажоритарщиков, решили не отказываться от традиционных подарков своему электорату. Основная же масса даже завуалированный подкуп в виде «помощи городу» сократила до минимума, сосредоточившись над изобретением новых слоганов, лозунгов и призывов, которые, по идее заказчика, должны воодушевить избирателя.
Мы проанализировали риторику нынешних выборов и решили поделиться с вами своими наблюдениями.
Битва за Донбасс
Битва за умы, сердца и души жителей Донецкой и Луганской областей сейчас идет не только на фронтах АТО, но и на информационном поле. Бои идут нешуточные. Подтягивается «тяжелая артиллерия» в виде черного пиара и избиений агитаторов. Причем если бы этих избиений не было, то их стоило бы придумать и организовать, для того чтобы потом пиар на синяках сделать частью предвыборного медиа-плана.
Попытки стать «голосом Донбасса» сейчас предпринимают две политические силы – Сильная Украина и Оппозиционный блок. Если проехать по дорогам Украины от Мариуполя до столицы, можно пронаблюдать, как меняется политическая риторика партий по мере приближения к востоку.
Например, Оппозиционный блок в Мариуполе сообщает, что он и есть голос Донбасса.Тот же блок в Запорожье призывает «Услышать голос промышленных регионов». Доезжая до Киева, голос Донбасса и промышленных регионов трансформируется в призыв к возрождению и процветанию страны, набивший оскомину на всех предыдущих выборах.
Биллборды «Голос Донбасса» от Оппозиционного блока появились и в оккупированном Донецке.
оп блок донецк
Рассчитывает на свой электорат в Донбассе и Сильная Украина. Собственно, окучивать избирателя умный Тигипко начал еще летом. Обращаясь к промышленным регионам, он обещает запустить промышленность, критикует разрушенные якобы Киевом экономические связи предприятий и утверждает, что знает как это сделать. О пенсионной реформе, отмены которой добиваются не только украинцы, но и бывшие соратники Тигипко по ее внедрению, естественно ни слова.
Надо сказать, что в этой информационной битве за Донбасс лидеры демократического блока по-прежнему проигрывают регионалам (да-да, именно им, ведь во время общения с избирателями в том же в Мариуполе представители новых политсил не скрывают, что являются последователями ПР). В своей агитационной риторике они обращаются к части мыслящей аудитории Донбасса, которая привыкла взвешивать и анализировать полученную информацию. Но как раз эта часть и без их обращений проголосует за перемены. Тех же, кто привык в бюллетени искать знакомые фамилии, эта риторика никоим образом не затрагивает. Так что, с большой долей вероятности можно сказать, что этот электорат остался непоколебим в своих симпатиях.
Но даже в этом случае сегодня на Донбассе есть место для позитива – его перестали противопоставлять остальной части страны. Донбасс – это Украина, утверждают все кандидаты, не зависимо от партийной принадлежности.
Война и мир
Эта тема стала фишкой нынешней предвыборной гонки. Но это и понятно. Вкусив войны, все мы как никогда стремимся к миру и ценим каждый новый день без выстрелов. Наивно было бы полагать, что такое сильное стремление политики обойдут вниманием и не станут делать себе пиар на горе.
Естественно станут.
В Кривом Роге кандидаты соревнуются, кто больше помог армии и раненым. Жителям Луганщины обещают мир, стабильность, новые рабочие места и единство Украины. И конечно же, рассказывают, какой политик сколько денег направил на армию и на поддержку жителей Донбасса. Победу Украине обещают гораздо меньше, чем в прочих регионах.
Президентский блок обещает мир через единение, «Батькивщына» – мир, благодаря военной победе. В целом с ней солидарен и лидер Народного фронта. И только Ляшко за войну до победного конца, до полного разгрома врага, ну а потом – мир.
Собственно, мир обещают все, а вот рецепта, как этот мир достигнуть, нет ни у кого. Как победить, если воевать нечем? Или: как договариваться о мире с Россией, если она до сих пор отрицает свое присутствие в Украине? Или: о чем можно говорить с террористами, если они не могут контролировать даже сами себя? На прямые вопросы об этом кандидаты уходят от ответа. Их понимание ситуации ограничивается критикой мирного плана Президента. То есть нам мир нужен, но другой, не такой, а лучше.
Характерный пример. До начала перемирия и режима тишины на Донбассе лидер Сильной Украины Сергей Тигипко резко критиковал ход АТО и говорил о том, что Украине нужен мир любой ценой. После минских договоренностей и объявления перемирия – снова не угодили Сильной Украине. Ее лидер выступил в прессе с заявлением, что такой мир нам не нужен, потому что мы не знаем, какой ценой он нам достался. В общем, что бы не говорил Порошенко, главная задача – осудить его действия. Собственно, стратегия понятная, если бы не такие забавные казусы, как в случае с борьбой за мир.
Новые партии
На волне политического кризиса в парламент действительно могут зайти новые политические силы. Они появились. Правда, не все из них можно назвать новыми.
По-настоящему новым голосом может стать политическое объединение «Самопомич». Ее лидер мэр Львова Андрей Садовый пожалуй единственный, кто уступил первые места в своем списке молодым политикам. Его цель – не парламент, а коренные перемены. «Самопомич» проводит свою кампанию на лозунгах о единении (и наверное, могли бы показать пример, объединившись с президентским блоком, идущим на выборы с тем же «гаслом») и необходимости реформ. В общем-то, лозунги, актуальные как никогда для Украины. В отличие от других новых партий, образовавшихся конкретно под эти выборы, «Самопомич» предлагает не только новое название, но и абсолютно новые имена в списке. Чего не скажешь об остальных новичках. И блок имени Президента, и агропартия «Заступ», и Оппозиционный блок ведут в парламент фамилии, хорошо знакомые украинскому политикуму. Да и избирателю они тоже хорошо знакомы. Например, в Киеве ночью неизвестные подкорректировали агитационные биллборды «Оппозиционного блока», в состав которого входят бывшие члены Партии регионов. На биллбордах теперь красуются наклейки с надписью "Партия ригіонів"
оп блок
(ФОТО: Алексей Гагарин Facebook).
Ну чтоб никто не перепутал.
Политический креатив
С креативом в стране всегда была напряженка, но только не в этот раз. Оригинальничать стараются и партии, и мажоритарщики. Например, в Одессе кандидаты в народные депутаты креативно подошли к списку обещаний. Павел Кошка обещает все бюджетные деньги тратить на себя, пенсионерам собирается раздавать гречку, а студентам наобещал бесплатный вай-фай. Шоумен Алексей Дурнев говорит, что если попадет в парламент, будет пороть депутатов за прогулы. Кандидат в народные депутаты Украины Вадим Черный обещает заплатить избирателям в случае своей победы на выборах. Чёрный предлагает каждому совершеннолетнему жителю Киевского района Одессы до 1,600 грн в случае своей победы на выборах в Верховную Раду. Кандидат подчеркивает, что оплата будет производиться независимо от того, за кого проголосовал избиратель.
Говоря о формально-законной стороне акции, Вадим Черный разъяснил, что Закон «О выборах народных депутатов» запрещает предоставлять избирателям подарки, но его акция не подпадает под установленное законом определение подарка. По условиям выплаты каждый избиратель вправе получить, на свое усмотрение: 100 гривен в период с 15 по 30 ноября 2012 года или 200 гривен в период с 1 декабря 2012 года по 31 января 2013 года, или 400 гривен в период с 1 февраля 2013 года по 31 января 2014 года, или 800 гривен в период с 1 февраля по 31 октября года или 1 тысяча 600 гривен в период с 1 ноября 2014 года по 30 октября 2016 года.
В Белгороде-Днестровском кандидат Руслан Зозуля обещает работать на износ. По этому поводу в соцсетях появились фотожабы – на них президент США Барак Обама обещает «работать как Зозуля».
барак как зозуля
Но самым креативным оказался Дарт Вейдер. Герой «Звездных войн» пообещал украинцам, что «не даст съесть их сало», если победит на предстоящих выборах. Еще один персонаж «Интернет-партии» - Чубакка – готов «ударить по волосатой лапе коррупции».
Креативят и в Харькове. Кандидат Алексндр Кирш, который стал известен в городе после случая с обливанием «зеленкой», и скандала, когда Кирша обвинили в нездоровой заинтересованности несовершеннолетними парнями, обещает расправиться с чиновниками в случае своей победы. «Надоели чиновники? Голосуй за Кирша!» - вещает его политреклама.
Кирш
Во Львове поднимает волну эксцентричный Олег Ляшко. Красный трезубец на лице Владимира Путина и слоган, ставший лейтмотивом львовского общества - вот такую политическую агитацию можно было наблюдать на улицах Львова. К слову, недавно биллборды исчезли, впрочем упоминание о Путине и кто он такой, по мнению Ляшко, живет в сердцах львовян.
Мажоритарные приколы
Мажоритарщикам сейчас не позавидуешь. После того, как за подкуп избирателей ввели криминальную ответственность, простор для их агитации резко сократился. Фантазии не хватает. Если не за гречку – то как? Сначала приучили электорат к предвыборной раздаче слонов, а теперь у народа «ломка» - дайте им что-нибудь полезное в виде бонуса за голос. Некоторые, конечно, изловчаются и креативят в меру сил и фантазии (смотрите предыдущую главу). Тем же, у кого с фантазией проблемы, остается только полагаться на собственные ораторские способности, да еще на локомотивы. Таким локомотивом в Харькове, например, выступают тяжеловесы Добкин и Кернес, которые своим лицом помогают тянуть в Радуа Оппозиционный блок и его мажоритарщиков. Используют прием локомотива и в Кривом Роге, только фамилии здесь светятся другие. Правда, в соцсетях криворожане к таким штучкам относятся скептически, ожидая от кандидатов чего-то большего, чем пиар на чужих заслугах.
В целом, анализируя весь этот агитационный мусор, приходится констатировать: политики не сделали работы над ошибками. Военная агрессия, угроза развала страны, кризис в экономике… Казалось бы, что еще должно случиться, чтобы перестать играть людьми и врать. Ан нет. Не гнушаются ничем – унижают армию, очерняют европейский выбор страны, российских танков не замечают, не брезгуют даже рисовать свои лица на фоне хорошо всем известных триколоров в расчете на специфический электорат. Это так называемые оппозиционеры. Те же, кто сегодня представляет власть, захлебываются в популизме, утаивая правду, откапывают скелеты в шкафах своих противников, играя в битву компроматов. В общем, все те же грабли.
Одна надежда, что работу над ошибками мы, избиратели, сможем сделать сами, уже в следующее воскресенье, 26 октября, на избирательных участках.
Стас Ребрик