Выход Приазовья из Донбасса лучше раскола Украины

В последнее время можно всё чаще услышать идею о преобразовании юга Донецкой области в отдельную Приазовскую область с центром в г. Мариуполь. Это не считая заявлений ряда государственных чиновников о целесообразности перевода из Донецка в центр Приазовья областных органов власти, консульских учреждений, ряда производственных объектов.

Донецк по-прежнему нестабилен, а действия сторонников ДНР, российских «солдат удачи» также непредсказуемы. Как впрочем, неоднозначны и сроки успешного завершения АТО на территории Донбасса подконтрольной сепаратистам. Не стоит заострять внимание на плюсах или минусах подобной инициативы, которой посвящена львиная доля статей на ресурсах общеукраинского и местного значения. Однако хотелось бы поговорить о нескольких факторах, которые обуславливают вынашивание подобной идеи в умах представителей местной политической и экономической элиты. 

Лучше суровые реалии, нежели сладкие мифы

Ещё задолго до вооружённого конфликта на Донбассе, среди части пророссийски настроенных лиц существовал миф о том, что промышленные предприятия Приазовья, включая ММК им. Ильича, МК «Азовсталь», ПАО «Азовмаш» ничем не связаны с Украиной и представляют собой некий сырьевой придаток, который «кормит» всю страну. Пиком популярности данного мифа среди некритически мыслящих слоёв населения не только Приазовья, но и Донбасса стала активизация сепаратистских настроений и самопровозглашение ДНР.

Даже муссировалась информация о том, что в условиях независимой ДНР или в составе России, деятельность индустриальных гигантов Приазовья, сконцентрированных в Мариуполе, пережила бы новый расцвет. Аргументы приводились достаточно незаурядные. Меньшее налогообложение со стороны «своей власти», отсутствие таможенных тарифов и пошлин с «основным партнёром» в лице РФ.

Что же, как показывает практика, данный миф об «индустриальном рае» в составе ДНР не пустил свои корни на приазовской почве. Вопрос далеко не в «удушении ценностей ДНР» центральной властью, о котором гласят сочувствующие сепаратистам. Ответ кроется в чисто экономической специфике. Дело в том, что промышленность, как Приазовья в частности, так и Донбасса в целом, нежизнеспособна без кооперации с остальной частью Украины.

В частности, мариупольские металлургические и машиностроительные предприятия привязаны к запасам железной руды Криворожского бассейна (Днепропетровская область). Нет сырья – не будет и производства. Сценарий реанимации т.н. Донецко-Криворожской республики (существовала в 1918 г.) в пределах т.н. «Новороссии» был провален российскими спецслужбами. Сепаратистские настроения в соседней Днепропетровской области были нивелированы на зачаточной стадии. Некоторые кликуши всё ещё бьют себя кулаком в грудь, доказывая существование альтернативы в виде импорта необходимого сырья из РФ.

Вот только не учитывают сторонники «русского мира» все тонкости связанные с логистикой и транспортными расходами. Одно дело перевозка железной руды с территории месторождений Кривбасса, совсем другое с залежей Урала. Расходы на транспортировку обойдутся дороже, нежели стоимость самого сырья.

Русские конкуренты нам не улыбнутся

Ни для кого не секрет, что у российских промышленных компаний ещё задолго до кризиса на Донбассе, не возникало желания разделять нишу с украинскими предприятиями на своём рынке. Особенно это касается таких отраслей как металлургия и транспортное машиностроение.

Спорить не будем. От 50 до 70% промышленной продукции выпускаемой на мощностях мариупольских предприятий ориентированы на экспорт в Россию и страны СНГ. Тем не менее, за последние 10 лет российская сторона стала проводить более жёсткий селективный протекционизм. Интересы российских производителей лоббируются на государственном уровне, а протекционистские меры направленные на ограничение доступа продукции мариупольских машиностроителей имели место в течении 2012-2013 гг. Об этом говорит практика приостановки действующих сертификатов на некоторые виды производимой продукции государственными учреждениями РФ. Не говоря о несметных попытках очернить в СМИ имидж машиностроительных предприятий под предлогом «несоответствия» продукции «российским стандартам качества».

Наиболее ощутимо подобный информационный прессинг отразился на отрасли вагоностроения. А каким образом отделение ДНР повлияло бы на далеко непрозрачную конкуренцию на российском рынке? Львиная доля промышленного производства региона, сконцентрированного в Приазовье, оказалась бы один на один с российскими конкурентами. При этом, лишённая выхода на рынки сбыта других стран в виду международной изоляции ДНР. Концентрация национальных производителей на рынке России высока и поэтому украинские индустриальные предприятия воспринимаются в качестве лишнего балласта в условиях современных реалий.

Не стоит забывать и об угрозе стагнации транспортной сферы Приазовья. Один из крупнейших портов региона перестал бы функционировать в полном объёме. Ведь именно через Мариупольский морской порт проводятся основные отгрузки производимого металла и добываемого угля на шахтах Донбасса. А с учётом потери морских терминалов в Крыму, стратегическое значение «азовских ворот» неоспоримо для промышленности региона.

Чисто юридический вопрос

Проблемой любого непризнанного или частично признанного государственного образования является отсутствие правосубъектности в международных отношениях. В условиях непризнанной ДНР, мариупольские промышленные гиганты потеряли бы возможность осуществлять полноценную реализацию своей продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Проще говоря, если страну, на территории которой расположен торгово-производственный объект, не признаёт страна экономический партнёр, то автоматически реализация выпущенной продукции становится юридически невозможной, а фактически будет означать контрабанду. Таким образом, компания теряет международные сертификаты и юридическую аккредитацию. Заключить контакт на уровне двух предприятий не представляется более возможным. Де-юре компании нет, де-факто она есть.

Ярые русофилы с долей уверенности сделали бы акцент на том, что «братская» Россия сделала бы исключение для Донбасса. Но стали бы российские учреждения давать «зелёный свет», к примеру, мариупольской продукции машиностроения или металлургии, которая создаёт конкуренцию местным производителям? Вопрос более чем дискуссионный. Скорее нет, учитывая приведённые выше аргументы.

В условиях непризнанной ДНР металлургические комбинаты и отрасль вагоностроения Приазовья лишились бы возможности сотрудничать с компаниями дальнего зарубежья, включая Индию, Китай, Турцию, ряд стран ЕС. Закрытым оказался бы и украинский рынок, ибо в качестве санкции на продукцию донбасских производителей было бы наложено эмбарго (запрет на ввоз).

Не исключением стали бы и российские клиенты. Политика, политикой, а вопросы банальной безопасности и желания перестраховаться от форс-мажорных обстоятельств стояли бы во главе угла. Проводить торгово-экономическое сотрудничество с неправосубъектной компанией это многократный риск для того же российского контрагента. Ведь в случае форс-мажорных обстоятельств, никто не будет нести гарантийных обязательств. О каких обязательствах может идти речь, если контрабанда и теневое производство не могут иметь юридической силы.

Из всего сказанного выше очевидно одно. Промышленность и транспортная сфера на юге Донецкой области подверглись бы значительной стагнации, в случае если сепаратистскому режиму удалось бы пустить щупальца в жизнь Приазовья. Вопрос привязан к полной остановке производства на заводах, отрезанных от ресурсной базы и основных покупателей производимой продукции. А это означает рост безработицы, увеличение внешней трудовой миграции – как следствие. Что остаётся делать промышленной прибрежной зоне ради своего выживания? Вопрос крайне щепетильный.

Несмотря на то, что над населёнными пунктами Приазовья вновь развивается жёлто-голубой флаг, вероятность введения чрезвычайного или военного положения на территории Донецкой области всё ещё существует. А это пагубно отразится на функционировании местной промышленности и транспортной сферы. Пожалуй, именно поэтому рассматриваются варианты преобразования Приазовья с центром в г. Мариуполь в новую централизованную административно-территориальную единицу в составе Украины.

Мариуполь Приазовская область
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Напомним, какие новости были самыми популярными за минувшие сутки. Представляем рейтинг ТОП-5 новостей 14 ноября. Двойное убийство! Ревнивый мариуполец убил бывшую жену и друга Мариупольские полицейские задержали 29-летнего мужчину, который убил свою бывшую жену и друга. По данным полиции, он заподозрил их в измене и решил за это отомстить. Сегодня жители трех районов Мариуполя останутся без света, - АДРЕСА Из-за ремонтных работ на 8 часов  было отключено...
Общество
Сегодня Парк дикой природы  пополнился новыми уникальными  обитателями. Об этом с места события сообщил корреспондент 0629. Обитателями стали белые бенгальские тигрята-альбиносы.  Им 4 месяца. Как отметила смотритель хищников Наталья Луценко,  хозяин парка Савелий Вашура привез их по обмену из одесского зоопарка. В  Одессу из Мариуполя отвезли 7-месячного верблюжонка Ричарда. Пока они находятся в отдельном вольере по соседству с медвежонком  Балу. Кроме то...
Исследование
Мариуполь занял двенадцатое место в рейтинге украинских областных центров по количеству водителей, которые пристегиваются ремнями безопасности. Таковы результаты исследования, проведенного ОО "Vision Zero" и Центром демократии и верховенства права в рамках кампании «За безопасные дороги". Согласно исследованию, в Мариуполе пристегиваются 22,2% водителей.  На первом месте рейтинга - город Киев, в котором более половины водителей пристегиваются. В пятерке ли...
Общество
В мариупольском воздухе растет растет концентрация такого канцерогена, как формальдегид. О том, как с ним бороться, сегодня обсуждали на  внеочередном экологическом исполкоме мариупольского городского совета. Основным источником формальдегида является химическое производство, другой источник - автотранспорт.  В результате работы двигателя формальдегид выделяется с выхлопными газами и смешивается с другими веществами. Формальдегид выделяется  не только в ре...
Общество
В следующем году в Мариуполе начнется капитальный ремонт роддома в МТМО Здоровья ребенка и женщины (бывшей горбольницы №3). Рабочий проект реконструкции был сегодня принят на заседании исполкома городского совета. Стоимость ремонта составит 52 млн. 829 тыс. грн. Здание будет капитально отремонтировано и утеплено, также будет сделана двухэтажная пристройка.  Планируется, что ремонт начнется в 2019 году и продлится 6 месяцев. В этот период рожать мариупольск...
промо
Fashion kids party – так называется событие, которое состоится в Мариуполе 1 декабря. Оно объединит на одной сцене самых юных и самых талантливых моделей города.  Помимо зрелища на сцене, зрителям будет чем отметиться на этом событии. Для них Art company HAPPY DAY организует фотозону и фейерверки. Один из лучших мариупольских фотографов, Андрей Болотнов, будет весь день работать в зале. Готовить юных звездочек подиума будут лучшие мастера Мариуполя Алена К...
Общество
Мариупольцы высказали свое мнение о вступлении Украины в Европейский Союз и НАТО.Правительство Украины ведет государственный курс на вступление страны в ЕС и НАТО. Данный прозападный вектор был актуализирован с 2014 года ввиду открытой агрессии со стороны Российской федерации.1 сентября 2017 года в полном объеме вступило в силу Соглашение об ассоциации между нашей страной и Евросоюзом, а ранее, 11 июля, Украина получила безвиз. Однако для полноправного чле...
Новости компаний
Команда WindLife зовет тебя "Поехали с нами в горы"! Даты наших туров в Буковель  на сезон 2018-2019 Привет всем, снегозависимым! Приглашаем принять участие в автобусном туре в страну Буковель. Это 6 полных дней бордолыжного катания, дорога, ежедневный трансфер к подъемникам, проживание в коттеджах в 2-х и 3-х местных номерах, вкусный завтрак и плотный ужин домашней кухни, все это = 4600 грн, и конечно веселая компания единомышленников. 21 декабря - 29 дек...
Общество
Мариуполю с нездоровой экологией стоит отказаться от традиционных маршрутных автобусов и приобретать электробусы. Такое предложение было опубликовано на сайте петиций 13 ноября. "Учитывая передовые мировые тенденции развития инфраструктур городов для людей и катастрофическую экологическую ситуацию в Мариуполе, прошу горожан поддержать требование закупать электроавтобусы с дальнейшим развитием инфраструктуры обслуживания электромобилей", - говорится в текс...