Выход Приазовья из Донбасса лучше раскола Украины

В последнее время можно всё чаще услышать идею о преобразовании юга Донецкой области в отдельную Приазовскую область с центром в г. Мариуполь. Это не считая заявлений ряда государственных чиновников о целесообразности перевода из Донецка в центр Приазовья областных органов власти, консульских учреждений, ряда производственных объектов.

Донецк по-прежнему нестабилен, а действия сторонников ДНР, российских «солдат удачи» также непредсказуемы. Как впрочем, неоднозначны и сроки успешного завершения АТО на территории Донбасса подконтрольной сепаратистам. Не стоит заострять внимание на плюсах или минусах подобной инициативы, которой посвящена львиная доля статей на ресурсах общеукраинского и местного значения. Однако хотелось бы поговорить о нескольких факторах, которые обуславливают вынашивание подобной идеи в умах представителей местной политической и экономической элиты. 

Лучше суровые реалии, нежели сладкие мифы

Ещё задолго до вооружённого конфликта на Донбассе, среди части пророссийски настроенных лиц существовал миф о том, что промышленные предприятия Приазовья, включая ММК им. Ильича, МК «Азовсталь», ПАО «Азовмаш» ничем не связаны с Украиной и представляют собой некий сырьевой придаток, который «кормит» всю страну. Пиком популярности данного мифа среди некритически мыслящих слоёв населения не только Приазовья, но и Донбасса стала активизация сепаратистских настроений и самопровозглашение ДНР.

Даже муссировалась информация о том, что в условиях независимой ДНР или в составе России, деятельность индустриальных гигантов Приазовья, сконцентрированных в Мариуполе, пережила бы новый расцвет. Аргументы приводились достаточно незаурядные. Меньшее налогообложение со стороны «своей власти», отсутствие таможенных тарифов и пошлин с «основным партнёром» в лице РФ.

Что же, как показывает практика, данный миф об «индустриальном рае» в составе ДНР не пустил свои корни на приазовской почве. Вопрос далеко не в «удушении ценностей ДНР» центральной властью, о котором гласят сочувствующие сепаратистам. Ответ кроется в чисто экономической специфике. Дело в том, что промышленность, как Приазовья в частности, так и Донбасса в целом, нежизнеспособна без кооперации с остальной частью Украины.

В частности, мариупольские металлургические и машиностроительные предприятия привязаны к запасам железной руды Криворожского бассейна (Днепропетровская область). Нет сырья – не будет и производства. Сценарий реанимации т.н. Донецко-Криворожской республики (существовала в 1918 г.) в пределах т.н. «Новороссии» был провален российскими спецслужбами. Сепаратистские настроения в соседней Днепропетровской области были нивелированы на зачаточной стадии. Некоторые кликуши всё ещё бьют себя кулаком в грудь, доказывая существование альтернативы в виде импорта необходимого сырья из РФ.

Вот только не учитывают сторонники «русского мира» все тонкости связанные с логистикой и транспортными расходами. Одно дело перевозка железной руды с территории месторождений Кривбасса, совсем другое с залежей Урала. Расходы на транспортировку обойдутся дороже, нежели стоимость самого сырья.

Русские конкуренты нам не улыбнутся

Ни для кого не секрет, что у российских промышленных компаний ещё задолго до кризиса на Донбассе, не возникало желания разделять нишу с украинскими предприятиями на своём рынке. Особенно это касается таких отраслей как металлургия и транспортное машиностроение.

Спорить не будем. От 50 до 70% промышленной продукции выпускаемой на мощностях мариупольских предприятий ориентированы на экспорт в Россию и страны СНГ. Тем не менее, за последние 10 лет российская сторона стала проводить более жёсткий селективный протекционизм. Интересы российских производителей лоббируются на государственном уровне, а протекционистские меры направленные на ограничение доступа продукции мариупольских машиностроителей имели место в течении 2012-2013 гг. Об этом говорит практика приостановки действующих сертификатов на некоторые виды производимой продукции государственными учреждениями РФ. Не говоря о несметных попытках очернить в СМИ имидж машиностроительных предприятий под предлогом «несоответствия» продукции «российским стандартам качества».

Наиболее ощутимо подобный информационный прессинг отразился на отрасли вагоностроения. А каким образом отделение ДНР повлияло бы на далеко непрозрачную конкуренцию на российском рынке? Львиная доля промышленного производства региона, сконцентрированного в Приазовье, оказалась бы один на один с российскими конкурентами. При этом, лишённая выхода на рынки сбыта других стран в виду международной изоляции ДНР. Концентрация национальных производителей на рынке России высока и поэтому украинские индустриальные предприятия воспринимаются в качестве лишнего балласта в условиях современных реалий.

Не стоит забывать и об угрозе стагнации транспортной сферы Приазовья. Один из крупнейших портов региона перестал бы функционировать в полном объёме. Ведь именно через Мариупольский морской порт проводятся основные отгрузки производимого металла и добываемого угля на шахтах Донбасса. А с учётом потери морских терминалов в Крыму, стратегическое значение «азовских ворот» неоспоримо для промышленности региона.

Чисто юридический вопрос

Проблемой любого непризнанного или частично признанного государственного образования является отсутствие правосубъектности в международных отношениях. В условиях непризнанной ДНР, мариупольские промышленные гиганты потеряли бы возможность осуществлять полноценную реализацию своей продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Проще говоря, если страну, на территории которой расположен торгово-производственный объект, не признаёт страна экономический партнёр, то автоматически реализация выпущенной продукции становится юридически невозможной, а фактически будет означать контрабанду. Таким образом, компания теряет международные сертификаты и юридическую аккредитацию. Заключить контакт на уровне двух предприятий не представляется более возможным. Де-юре компании нет, де-факто она есть.

Ярые русофилы с долей уверенности сделали бы акцент на том, что «братская» Россия сделала бы исключение для Донбасса. Но стали бы российские учреждения давать «зелёный свет», к примеру, мариупольской продукции машиностроения или металлургии, которая создаёт конкуренцию местным производителям? Вопрос более чем дискуссионный. Скорее нет, учитывая приведённые выше аргументы.

В условиях непризнанной ДНР металлургические комбинаты и отрасль вагоностроения Приазовья лишились бы возможности сотрудничать с компаниями дальнего зарубежья, включая Индию, Китай, Турцию, ряд стран ЕС. Закрытым оказался бы и украинский рынок, ибо в качестве санкции на продукцию донбасских производителей было бы наложено эмбарго (запрет на ввоз).

Не исключением стали бы и российские клиенты. Политика, политикой, а вопросы банальной безопасности и желания перестраховаться от форс-мажорных обстоятельств стояли бы во главе угла. Проводить торгово-экономическое сотрудничество с неправосубъектной компанией это многократный риск для того же российского контрагента. Ведь в случае форс-мажорных обстоятельств, никто не будет нести гарантийных обязательств. О каких обязательствах может идти речь, если контрабанда и теневое производство не могут иметь юридической силы.

Из всего сказанного выше очевидно одно. Промышленность и транспортная сфера на юге Донецкой области подверглись бы значительной стагнации, в случае если сепаратистскому режиму удалось бы пустить щупальца в жизнь Приазовья. Вопрос привязан к полной остановке производства на заводах, отрезанных от ресурсной базы и основных покупателей производимой продукции. А это означает рост безработицы, увеличение внешней трудовой миграции – как следствие. Что остаётся делать промышленной прибрежной зоне ради своего выживания? Вопрос крайне щепетильный.

Несмотря на то, что над населёнными пунктами Приазовья вновь развивается жёлто-голубой флаг, вероятность введения чрезвычайного или военного положения на территории Донецкой области всё ещё существует. А это пагубно отразится на функционировании местной промышленности и транспортной сферы. Пожалуй, именно поэтому рассматриваются варианты преобразования Приазовья с центром в г. Мариуполь в новую централизованную административно-территориальную единицу в составе Украины.

Мариуполь Приазовская область
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
Вчера вечером в девятиэтажке по улице Филиппа Орлика произошел пожар. Об этом 0629 сообщили очевидцы. Как стало известно, возгорание случилось  на 8 этаже. Пламя вырывалось с балкона. Устроить поджог решила одна из жительниц квартиры. На место прибыли  три пожарных расчета, две автоцистерны и одна лестница. Дежурили на месте и медики "скорой", но их помощь не понадобилась
Общество
Недоделали, недоклали, недоговорили, недореконструировали, недоели, недопели, недобежали и попали под дождь… Именно таким увидел первый по-настоящему осенний день в Мариуполе фотограф Сергей Ваганов. Осенний дождь распугал не только горожан, но и строителей. Всего три дня до Дня города, а центр Мариуполя по-прежнему не готов к празднику. Некоторые участки потеряли последнюю надежду, что когда-нибудь перемены коснутся и их. Например, аноним, влюбленный в Ал...
Общество
В ходе масштабной реконструкции в центре города Школа искусств лишилась привычной стоянки. Теперь ее закрывают секции нового металлического забора. В этом сегодня убедился корреспондент 0629. Теперь же автомобили паркуются прямо на проезжей части проспекта Мира, которую и так сократили в ходе реконструкции. В ходе реконструкции предполагалось перенести остановку общественного транспорта ближе к Школе искусств  с противоположной стороны.  Но в итоге останов...
Политические новости
Петро Порошенко з трибуни парламенту виголосив свою промову як кандидата на пост Президента. Наголосив про свої здобутки. Зокрема, щодо протистояння загроз із Росії та посилення армії. Незручні питання – економіки, покращення життя оминув стороною. Навіть «Стратегія-2020» - документ виголошений на початку президентської каденції – не звучав у промові. Очевидно, звітувати про виконання цієї програми Порошенко банально не може. Натомість, Юлія Тимошенко у п...
Новости компаний
28 сентября произойдет самое ожидаемое событие в ритейле и для жителей города – открытие гипермаркета «Зеркальный». Это первый объект сети в таком формате. Гипермаркет разместился на первом этаже торгово-развлекательного центра «ПортCity» на Запорожском шоссе, 2. Общая площадь составляет почти 7 000 кв. м. В интерьере использованы натуральные материалы — камень и дерево. Невиданным ранее для города станет оформление рыбного отдела с огромным на всю стену и...
Происшествия
В течение суток правоохранители вернули домой троих несовершеннолетних мариупольцев. Об этом сообщает пресс-служба Центрального отдела полиции. Вчера, 24 сентября, на линию 102 обратился мариуполец и сообщил, что его 8-летний сын не вернулся из школы домой. На поиски ребенка были ориентированы инспекторы ювенальной превенции Центрального отдела полиции, дежурившие наряды и сотрудники патрульной полиции. Правоохранители опросили друзей и знакомых парня, про...
Общество
В 2019 году в Мариуполе начнет работать программа по раннему вмешательству, которая включает в себя всестороннюю помощь семьям, в которых растут дети с особенностями развития от 0 до 4 лет. Услуга раннего вмешательства организована и стабильно оказывается локально в Харькове, Львове, Одессе и Ужгороде. Для Мариуполя она нова, но жизненно необходима. Ребенок с нарушениями развития может родиться в любой семье, независимо от статуса, уровня дохода или образа...
Реклама
Сколиотическая болезнь, боль в спине, сутулость??? Не доводите до крайностей Ваше здоровье и здоровье Ваших детей. Приходите в "Евроспаин"!!!   Позвоночник – это единственный орган, который регулирует работу разных систем нашего организма, всех внутренних органов и периферических нервов. А следовательно, огромное количество болезней, начиная от головной боли до поражений сердца, болевых ощущений в разных частях тела, болезни внутренних органов, астеничные...
Вчера утром на Морском бульваре (бывш. Комсомольский) в Левобережном районе города произошла трагедия - из окна, расположенного на 9 этаже, выпрыгнула 80-летняя женщина. Об этом 0629 сообщили местные жители. Смерть пожилой мариупольчанки наступила мгновенно. Медикам, прибывшим на место происшествия, оставалось лишь зафиксировать факт смерти. По данным пресс-службы полиции Мариуполя, данный факт зарегистрирован с пометкой "Самоубийство". Оказалось, женщина...