По ту сторону «баррикад»: откровения мариупольского водителя маршрутки

Завтра, 1 декабря, в мариупольских городских автобусах начинает действовать новый тариф на проезд.

Традиционно повышению транспортных расценок предшествовали акции протеста, бурные обсуждения в кабинетах власти и на просторах Интернета. Пожалуй, никакое другое повышение цен не вызывает столь бурной реакции в Мариуполе. Казалось бы, транспорт - такая же услуга, оказываемая частниками, как и продажа яиц. Однако что-то не припомнится, чтобы из-за роста цен на яйца, мясо или сахар в городе выходили под стены горсовета с плакатами. А вот тарифы на проезд в маршрутках регулярно становятся поводом для протестов.

Претензии мариупольцев понятны. Отказаться от услуг частных автоперевозчиков  у нас нет никакой возможности - альтернативы маршруткам в городе просто не существует. При этом нас вынуждают платить больше за услугу, которая год от года становится только хуже. Маршрутки  разваливаются на ходу, кондукторы - хамят, а водители гоняются  на перегонки, рискуя жизнями пассажиров. И очевидно, что тариф в 3 грн. ситуацию не изменит.  

Такая вот коллизия. Чтобы разобраться в ней,  мы решили выслушать вторую сторону финансового конфликта и побеседовали с одним из мариупольских водителей. На условиях анонимности он согласился откровенно рассказать, как же работается сегодня шоферу, много ли он зарабатывает, и намного ли станет богаче после введения нового тарифа. Приводим его рассказ без купюр.

«Мы  - не рабы, рабы - не мы»

«Как же все любят считать наши деньги, рассказывают тут, сколько мы зарабатываем и как жиреем. Да уж, хотел бы я пригласить поработать в АТП таких вот говорунов. Нет, ну конечно, хозяин зарабатывает и своего не упустит. Но не мы. Водители в АТП - что рабы. Это только так говорится, что мы официально трудоустроены, получаем зарплату и какой-то там соцпакет. Не знаю где и как, но я лично ничего такого ни разу не получал.

Я во всем завишу от хозяина. Захочет - поставит в график. Захочет - не поставит. Взбредет ему в голову снять меня с линии и заставить привезти какой-нибудь документ,  еще что-то - снимет, и плевать ему, что я на рейсе деньги потеряю. Ему все равно, где я деньги потом возьму, но в конце дня вынь да положи ему выручку. Не заработал - клади из своего кармана.

Да разве ж только выручку! Казалось бы, мы наемные работники, пришли, сели за баранку и работаем. А ты, хозяин, должен обеспечить нашу работу - автобус дать, заправить его, отремонтировать. Но такого нет нигде. Заправляю автобус за свои. Многое по ремонту делаю тоже из собственного кармана.  Даже печку пришлось в автобус вдвоем с напарником ставить. А что делать? Не мерзнуть же…»

Черная бухгалтерия транспортного тарифа

«Из чего формируется тариф? А откуда мне знать. Но думаю, что правдивых цифр вам никто никогда не покажет. Все эти официальные расчеты, которые директора АТП подают в горсовет, шиты белыми нитками. Вряд ли в «белую» себестоимость тарифа  включены расходы «на хозяина». Из чего складывается  мой личный «тариф», сказать могу. Каждый день я должен отдать хозяину план. Я знаю, что в некоторых АТП, если водитель не сдает норму, его сразу же увольняют. В том, где работаю я, не так жестко. Но даже если я недодам 10 грн., меня заставят писать объяснительную. И никто мне этих денег не простит - я должен недостачу возместить в другие дни. Еще за свои деньги я должен заправлять автобус, порвался ремень на генератор  - меняю за свои, рессора лопнула -  опять за свои деньги и т.д. Если не заплачу слесарям, никто мне гайки не подкрутит, крути сам. Поломаюсь  - мои проблемы, время в ремонте могут списать, а могут и не списать, все зависит от директора.

 Получается, по большому счету, что за безопасность работы автобуса отвечает не АТП, а лично каждый водитель. Нет, конечно, формально - таки АТП. Но по факту, оно давно уже переложило львиную часть обязанностей по текущему обслуживанию автобусов на самих водителей. Как будто это мы - собственники. Да, АТП проводит ТО (техобслуживание), но помимо этого, нас заставляют вкладывать свои деньги в ремонт, в чужое имущество - бред, конечно, но такие правила. Другой работы нет. Я бы еще понял, если бы нас  заставляли вести ремонты за свой счет, когда автобус поломался по вине водителя (ДТП там или еще что-то), а так  - непонятно. Вот и получается, что вроде бы и кассу большую собираем за день, но пока за все заплатишь, в конце дня больше сотни гривен в карман не положишь. 16-18 часов пашешь, в 4 утра встаешь, чтобы сотню заработать! Врагу не пожелаешь. Не буду врать, бывают дни, когда заработки бывают и побольше, но такие дни случаются нечасто. Многое опять же зависит от того, в какой график тебя хозяин поставит. Тариф 3 грн. я, конечно, приветствую. Поверьте, богаче не стану, но будет полегче».

От количества к качеству?

«Ясное дело, что никакой тариф, ни 3 грн., ни 5 грн., ситуацию на мариупольских дорогах не изменит. Водители в погоне за пассажирами будут гонять по дорогам. Потому что, это же наш хлеб. Еще и льготников вози… Никакие жалобы на грубость кондуктора не помогут -  себя поставьте на место женщины, которая 16 часов подряд, с 5 утра, ездит по маршруту - голова кругом идет.  Тут уж не до вежливости.

Новых автобусов тоже не будет - поскольку доходы уже не те, что раньше, хозяин будет по максимуму выжимать деньги из того, что есть. Так что, никакого изменения в качестве не ждите. Чтобы что-то по-настоящему изменилось, нужно в принципе менять систему работы на АТП».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Сегодня в 15.00 было перекрыто движение на пр. Мира - от подземного перехода до пер. Нахимова, в связи с чем было изменено движение транспорта. Согласно новой схеме, опубликованной пресс-службой горсовета, все маршрутки должны объезжать пр. Мира по ул. Итальянской. Однако, водители маршруток данную схему игнорируют. Как удалось увидеть корреспонденту 0629, водители маршруток, которые движутся в сторону подземного перехода объезжают закрытый участок или по...
Общество
23 августа в Мариуполе в рамках акции #MyFlagMyPride и #МійПрапорМояГордість и Дня Государственного Флага Украины состоится автопробег с национальной символикой. Об этом 0629 сообщили организаторы пробега. Старт назначен на 9.00 от стоянки спортивного комплекса «Ильичевец». Маршрут пройдет по пр. Нахимова - Приморскому бульвару - обратно к месту старта. Автопробег пройдет без политической и партийной символики  - только национальные флаги и символы. Принят...
Происшествия
Сегодня около 16:00 в Центральном районе на улице Троицкой 50-летняя женщина выпала из окна второго этажа жилого дома. Об этом 0629 сообщили медики. По предварительной информации женщина находилась в состоянии алкогольного опьянения. С черепно-мозговой травмой и переломом голеностопного сустава пострадавшая была госпитализирована в областную больницу (бывшая ГБ №2). Обстоятельства происшествия выясняются.
Происшествия
В Мариуполе за нарушение ПДД задержали водителя, как выяснилось, его также разыскивают и винницкие полицейские. Об этом сообщает пресс-служба патрульной полиции Донецкой области. Вчера утром во время патрулирования Левобережного района на улице Пашковского, инспекторы патрульной полиции заметили автомобиль Ford, водитель которого нарушал Правила дорожного движения. Остановившись по требованию инспекторов, водитель начал вести себя агрессивно, пытался запуг...
Новости компаний
Торговая сеть "Натали" приглашает всех на школьную ярмарку! Самый большой в городе ассортимент канцелярских товаров, рюкзаков, пеналов, учебников, словарей и всего, без чего невозможно представить учебный год! Мы подготовили для своих любимых покупателей ряд акционных предложений, которые помогут вам приобрести все самое необходимое для школы по выгодной цене! До - 20 % на канцелярию, книги и товары для творчества. Но и это еще не все! Теперь не нужно поку...
Общество
Продолжается ремонт трассы Запорожье-Мариуполь. Об этом сообщают в Службе автомобильных дорог в Запорожской области. Сейчас продолжаются работы по текущему среднему ремонту на трех участках автодороги Н-08 Борисполь-Днепр-Запорожье (через Кременчуг) - Мариуполь. С 20 августа подрядчик ООО «ОНУР Конструкцион Интернешнл» планирует начать укрепление обочин, установку знаков. Также в текущем году запланировано введение в эксплуатацию 9 км автодороги на участке...
Политические новости
Международный валютный фонд давит на правительство Украины, чтобы оно подняло цены на газ для населения до 11 тысяч гривен. Правительство пока держится и предлагает МВФ компромиссные варианты. В 2018 году таких вариантов уже было предложено не менее восьми, но МВФ непреклонен – не будет повышения цены на газ, не будет и кредита. Казалось бы, зачем Украине брать новый кредит, если и со старыми не понятно, что делать? Но есть одна проблема – для того чтобы в...
Политические новости
Один из лидеров украинской оппозиции Александр Вилкул заявил, что Оппозиционный блок может победить на выборах и президента, и Верховной Рады в 2019 году. «Желательно, чтобы был один кандидат, который представляет людей, которые думают, как мы. Для меня это должен быть авторитетный человек, который не пойдет на договорняки с властью, не предаст. Есть ли у такого человека шанс победить, гипотетически? Уверен, что есть», - сказал Вилкул в интервью Елене Бонд...
Происшествия
В центре города неизвестные частично сорвали плитку с пьедестала, на котором стоит памятник Святославу. Об этом сообщает пресс-служба Мариупольского горсовета. Для незамедлительного реагирования на площадь Свободы выехали соответствующие службы города. Подорванная плитка лежит волнами на постаменте. Особенно это заметно за памятником. МКП Зеленого строительства написали в полицию заявление о факте вандализма. Жителей просят бережно относиться к своему гор...