• Головна
  • По ту сторону «баррикад»: откровения мариупольского водителя маршрутки
Субботний разговор
10:00, 30 листопада 2013 р.

По ту сторону «баррикад»: откровения мариупольского водителя маршрутки

Субботний разговор

Завтра, 1 декабря, в мариупольских городских автобусах начинает действовать новый тариф на проезд.

Традиционно повышению транспортных расценок предшествовали акции протеста, бурные обсуждения в кабинетах власти и на просторах Интернета. Пожалуй, никакое другое повышение цен не вызывает столь бурной реакции в Мариуполе. Казалось бы, транспорт - такая же услуга, оказываемая частниками, как и продажа яиц. Однако что-то не припомнится, чтобы из-за роста цен на яйца, мясо или сахар в городе выходили под стены горсовета с плакатами. А вот тарифы на проезд в маршрутках регулярно становятся поводом для протестов.

Претензии мариупольцев понятны. Отказаться от услуг частных автоперевозчиков  у нас нет никакой возможности - альтернативы маршруткам в городе просто не существует. При этом нас вынуждают платить больше за услугу, которая год от года становится только хуже. Маршрутки  разваливаются на ходу, кондукторы - хамят, а водители гоняются  на перегонки, рискуя жизнями пассажиров. И очевидно, что тариф в 3 грн. ситуацию не изменит.  

Такая вот коллизия. Чтобы разобраться в ней,  мы решили выслушать вторую сторону финансового конфликта и побеседовали с одним из мариупольских водителей. На условиях анонимности он согласился откровенно рассказать, как же работается сегодня шоферу, много ли он зарабатывает, и намного ли станет богаче после введения нового тарифа. Приводим его рассказ без купюр.

«Мы  - не рабы, рабы - не мы»

«Как же все любят считать наши деньги, рассказывают тут, сколько мы зарабатываем и как жиреем. Да уж, хотел бы я пригласить поработать в АТП таких вот говорунов. Нет, ну конечно, хозяин зарабатывает и своего не упустит. Но не мы. Водители в АТП - что рабы. Это только так говорится, что мы официально трудоустроены, получаем зарплату и какой-то там соцпакет. Не знаю где и как, но я лично ничего такого ни разу не получал.

Я во всем завишу от хозяина. Захочет - поставит в график. Захочет - не поставит. Взбредет ему в голову снять меня с линии и заставить привезти какой-нибудь документ,  еще что-то - снимет, и плевать ему, что я на рейсе деньги потеряю. Ему все равно, где я деньги потом возьму, но в конце дня вынь да положи ему выручку. Не заработал - клади из своего кармана.

Да разве ж только выручку! Казалось бы, мы наемные работники, пришли, сели за баранку и работаем. А ты, хозяин, должен обеспечить нашу работу - автобус дать, заправить его, отремонтировать. Но такого нет нигде. Заправляю автобус за свои. Многое по ремонту делаю тоже из собственного кармана.  Даже печку пришлось в автобус вдвоем с напарником ставить. А что делать? Не мерзнуть же…»

Черная бухгалтерия транспортного тарифа

«Из чего формируется тариф? А откуда мне знать. Но думаю, что правдивых цифр вам никто никогда не покажет. Все эти официальные расчеты, которые директора АТП подают в горсовет, шиты белыми нитками. Вряд ли в «белую» себестоимость тарифа  включены расходы «на хозяина». Из чего складывается  мой личный «тариф», сказать могу. Каждый день я должен отдать хозяину план. Я знаю, что в некоторых АТП, если водитель не сдает норму, его сразу же увольняют. В том, где работаю я, не так жестко. Но даже если я недодам 10 грн., меня заставят писать объяснительную. И никто мне этих денег не простит - я должен недостачу возместить в другие дни. Еще за свои деньги я должен заправлять автобус, порвался ремень на генератор  - меняю за свои, рессора лопнула -  опять за свои деньги и т.д. Если не заплачу слесарям, никто мне гайки не подкрутит, крути сам. Поломаюсь  - мои проблемы, время в ремонте могут списать, а могут и не списать, все зависит от директора.

 Получается, по большому счету, что за безопасность работы автобуса отвечает не АТП, а лично каждый водитель. Нет, конечно, формально - таки АТП. Но по факту, оно давно уже переложило львиную часть обязанностей по текущему обслуживанию автобусов на самих водителей. Как будто это мы - собственники. Да, АТП проводит ТО (техобслуживание), но помимо этого, нас заставляют вкладывать свои деньги в ремонт, в чужое имущество - бред, конечно, но такие правила. Другой работы нет. Я бы еще понял, если бы нас  заставляли вести ремонты за свой счет, когда автобус поломался по вине водителя (ДТП там или еще что-то), а так  - непонятно. Вот и получается, что вроде бы и кассу большую собираем за день, но пока за все заплатишь, в конце дня больше сотни гривен в карман не положишь. 16-18 часов пашешь, в 4 утра встаешь, чтобы сотню заработать! Врагу не пожелаешь. Не буду врать, бывают дни, когда заработки бывают и побольше, но такие дни случаются нечасто. Многое опять же зависит от того, в какой график тебя хозяин поставит. Тариф 3 грн. я, конечно, приветствую. Поверьте, богаче не стану, но будет полегче».

От количества к качеству?

«Ясное дело, что никакой тариф, ни 3 грн., ни 5 грн., ситуацию на мариупольских дорогах не изменит. Водители в погоне за пассажирами будут гонять по дорогам. Потому что, это же наш хлеб. Еще и льготников вози… Никакие жалобы на грубость кондуктора не помогут -  себя поставьте на место женщины, которая 16 часов подряд, с 5 утра, ездит по маршруту - голова кругом идет.  Тут уж не до вежливости.

Новых автобусов тоже не будет - поскольку доходы уже не те, что раньше, хозяин будет по максимуму выжимать деньги из того, что есть. Так что, никакого изменения в качестве не ждите. Чтобы что-то по-настоящему изменилось, нужно в принципе менять систему работы на АТП».

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
live comments feed...