ТТУ: крах коммунального, начало семейного «бизнеса»

О том, что Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление должно стать главным перевозчиком города городской голова Юрий Хотлубей в последнее время говорил неоднократно. Мэр каждый раз подчеркивал, что нужно оптимизировать количество работников, по примеру «Мариупольтеплосети», порой забывая, что и технологии здесь другие, да и предприятие коммунальное, а не коммерческое...

Собственно к руководству ТТУ накопилось немало вопросов, но вот отвечать на них нынешний директор трамвайно-транспортного управления Виталий Симоненко не захотел не только по телефону, но и при личной встрече. У него появилась личная обида на сайт, за публикации, в которых он представал не в лучшем свете.

Загадочные факты

Нельзя назвать смену руководителя ТТУ основным фактором изменений на предприятии, но и отбросить этот факт нельзя. Сначала загадочный уход «по собственному желанию» 57-летнего Владимира Узуна (причину его ухода никто не комментирует), затем не менее таинственное назначение на его место бывшего таможенника и супруга директора КП «Коммунальника» Виталия Симоненко.

Еще более интересный вопрос — почему за бортом оказался Виктор Ларин, который 7 месяцев работал и.о. начальника ТТУ? Ведь это человек с огромным опытом работы, умеющий управлять предприятием. Тот, кого считали достойным претендентом на место начальника сотни его подчиненных.

Тем не менее, городской голова выбирает на эту должность совсем неопытного в этом деле Симоненко, у которого даже специального образования нет! Кстати, чтобы занять кресло директора, ему пришлось 2 месяца проработать заместителем председателя Жовтневой райадминистрации.

Семейный бизнес

И вот новый начальник у руля — первые сокращения, первые перемены. Никак иначе — городской голова поручил в срочном порядке оптимизировать предприятие. Первыми на выход пошли буфетчицы и уборщицы... а за ними и работники более важных должностей.

Дальше — больше. Как любой новый человек, Симоненко решил окружить себя близкими и преданными людьми. В частности, место своего заместителя он отдал своему давнему товарищу и коллеге по таможенному делу. В юридический отдел вместо двух профессиональных юристов, он назначил 19-летнюю девушку из КП «Коммунальник». Не осталась без внимания и должность главного бухгалтера.

«Я проработала на предприятии 43 года, 40 из которых — на должности главного бухгалтера, а сейчас я должна отстаивать свое право работать здесь, - рассказала 0629 Светлана Харченко. - На мое место хотят поставить экономиста из КП «Коммунальник», которая никогда не работала бухгалтером».

На отказ женщины увольняться, на нее начали оказывать давление. «Мне предлагали работать заместителем главного бухгалтера, заявляли, что я виновата в нынешнем плачевном положении дел ТТУ, но я хорошо делаю свою работу, знаю предприятие, его критические точки, лучше меня с этой должностью никто не справится», - пояснила женщина.

Кроме того, сейчас суд рассматривает дело о налоговой проверке предприятия, в ходе которой  фигурирует сумма в 825 тыс. грн. «Это обычное дело, после каждой проверки мне приходится отстаивать в суде подобные суммы, но разве сможет новый человек это сделать? – говорит Светлана Харченко. – Если я уйду сейчас, то и в тюрьму смогу загреметь, потому что никто этим делом заниматься не будет».

Главный бухгалтер предложила Симоненко альтернативу – она доводит судебное дело до конца и уходит со спокойной душой, но тот отказался. В результате женщину довели до того, что она по состоянию здоровья ушла на больничный, стала обращаться в исполком, к депутатам горсовета и юристам. Сейчас ее делом занимается общественная организация «Мариупольская правозащитная группа».

Все - как на комбинатах

Как рассказала Светлана Харченко, с приходом нового директора в ТТУ сменились не только кадры, но и подходы к самой работе. Всю техническую сторону взвалили на главного инженера предприятия Виктора Ларина, а сам Симоненко занялся, так сказать, организационной стороной.

«Постоянные совещания, обсуждения – они запираются в кабинете и что-то думают, каждый день, без остановки, - рассказала главбух ТТУ. – Симоненко ищет пути, чтобы сделать предприятие доходным, постоянно повторяя, что все должно быть слажено, как на «Азовстали» и ММК им. Ильича. Только так не будет, ТТУ убыточные во всей Украине».

Даже в Донецке, где, казалось бы, и троллейбусов побольше, и транспорт новее - расходы превышают доходы. Все дело в количестве льготников, которые составляют 80% пассажиров горэлетротранспорта.

«Чтобы выжить, нам давно следует поднять тариф, но по каким-то политическим интересам, этого никто не делает», - сказала Харченко.

Сотрудникам ТТУ запретили пользоваться даже электрочайниками…

Чтобы сэкономить хоть какие-то средства, на предприятии принимаются строгие меры. Сотрудники трамвайно-троллейбусного управления в один голос заявляют, что им вообще запретили использовать электричество в личных целях. Им даже нельзя налить себе кружку чая – электрочайники в ТТУ под запретом.

В зимнее время года сотрудникам предприятия также запрещали пользоваться электронагревательными приборами. В летнее время года водители и кондукторы столкнулись с другой проблемой – на конечных пунктах стала отсутствовать пресная вода, были закрыты туалеты.

Стоит сказать, что подобные способы экономии средств сейчас применяются во всех коммунальных учреждениях города – по требованию городского головы Юрия Хотлубея. Как он неоднократно заявлял, сэкономленные на коммунальных услугах средства должны идти на зарплату.

Но Симоненко пошел дальше. В «Мариупольскую правозащитную группу» обратились водители троллейбусов, которые хором заявили – их принуждают работать на неисправном транспорте, даже несмотря на то, что работниками, эксплуатирующими подвижной состав, делаются записи о неисправностях и поломках в соответствующие журналы.

1

 Неисправный, дымящий, трамвай, который сегодня, 8 июня, работает на маршруте в Ильичевском районе.

Запчасти централизованно не закупаются –  администрация заставляет работников приобретать их за свой счет. «При этом, водителей, которые отказываются выходить на маршруты на неисправном транспорте, наказывают», - отметил председатель ОО «Мариупольская правозащитная группа» Артем Сороколит.

Кроме того, зафиксированы нарушения коллективного договора – работникам стали отказывать в выплатах материальной помощи, в том числе и на погребение близких родственников.

Послесловие

Такая оптимизация и экономия создают напряженную обстановку в коллективе. Предприятие имеет на балансе 150 единиц трамваев и троллейбусов, 100 из которых ежедневно выходят на линии, а остальные находятся в ремонте. Штат размером в 1200 человек, который считает «раздутым» Юрий Хотлубей, едва справляется со всей работой. «На предприятии работают посменно, если сократить людей, то оставшиеся будут трудиться без выходных», - говорят на предприятии.

Сейчас никто из работников ТТУ не знает, что ждет их дальше. Одно известно точно, автоматизированными машинами (как в «Мариупольтеплосети») здесь человека не заменить, но и работать в таких условиях люди могут только от безысходности…

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии