Город, которого нет. Пока…
В Мариуполе завершили работу над долгосрочной стратегией развития. Стратегия – это не что-то где-то для чего-то. Это, действительно, важный документ. Дорога, по которой Мариуполь и его громада должны пройти и прибыть в конечную точку с результатом не менее 80% выполнения. Тогда эта стратегия будет успешной.
Около 1000 человек включились в той или иной форме в разработку стратегического плана. Мы, на сайте 0629, тоже помогали, собирая мнения «лідеров думок» о том, что они думают о будущем Мариуполя, каким должен стать город через 10 лет (ссылки на материалы здесь).
С результатом этой совместной работы мы готовы с вами поделиться.
Общее впечатление от стратегии
Стратегия Мариуполя – 2030 охватывает все стороны жизни: экономику, коммунальные услуги, сервисы, экологию, охрану здоровья – всего 13 направлений. Каждое направление расписано детально - от общих положений, описания проблем, сильных и слабых сторон (SWOT-анализ) до конкретных проектов, которые Мариуполь должен реализовать не позднее 2030 года.
Некоторые из этих проектов уже реализуются, некоторые в планах, есть и такие, которые пока только в мечтах.
Мы детально расскажем о самом главном по каждому из направлений.
Экология
Начнем с нее, потому что считаем это направление одним из самых важных. Без успешной реализации экологических задач будет очень сложно выполнить все остальные. И экономика, и политика удержания молодежи в Мариуполе и охрана здоровья – все это во многом зависит от того, сможем ли мы сделать чище воздух в небе над Мариуполем, воду в реках, море и в кранах горожан и сумеем ли с мусором разобраться.
Что важно в этом разделе. Город фактически снимает с себя ответственность за промышленную экологию. Он как бы говорит: вот есть вода, мусор, озеленение – и это наша сфера ответственности. И за это мы готовы отвечать.
Промышленные загрязнения лишь фиксируются. Есть задача установить систему автоматического мониторинга состояния воздуха. Но это и всё. Что делать с системой водозабора «Азовстали»? Есть ли перспектива переноса завода с берега моря на иные площадки? Как будет решаться судьба умирающего коксохима и доменных печей ММК им. Ильича? Ответов на эти вопросы в долгосрочной стратегии нет.
Они должны были там появиться, но проблема в том, что Метинвест так и не предоставил муниципалитету свои планы по модернизации. Без этих планов экологическую стратегию можно описывать лишь с приставкой недо-.
В сфере своей ответственности город планирует за 10 лет сделать вот что:
Завершить строительство очистной станции и дать качественную питьевую воду мариупольцам. На презентации стратегии зам. городского головы Михаил Когут даже процитировал слова Вадима Бойченко: «В домах мариупольцев из кранов должна бежать вода, такая же, как моршинская». Это вызвало улыбку даже у самого автора этих слов, не говоря уже об остальных присутствующих в зале. В принципе, мариупольцы не гордые и согласились бы даже на «Бювет». Главное, чтобы эту воду можно было пить, а не так как сейчас. Михаил Когут пообещал в 2025 году запуск очистной станции. «И это уже точно. Все преграды устранены», сказал он. (Напомним, дата запуска очистной станции уже дважды переносится из-за бюрократических проволочек).
Завершить систему очистки ливневых стоков в Кленовой балке. Строительство очистной станции ведется с 2007 года.
Внедрить систему сбора, очистки и повторного использования дождевой воды. Компания Harvest заинтересовалась этим проектом и высказала готовность даже покупать такую воду для полива растений.
Построить новый полигон бытовых отходов, мусоросортировочную и мусороперерабатывающую линии. Срок – до 2030 года (мероприятия будут реализовываться поэтапно).
Новинка в перечне идей. В Мариуполе хотят установить датчики шума в разных районах города, чтобы корректировать ситуацию.
Модернизировать систему уличного освещения, в том числе и автомобильных дорог. Современная система освещения позволит экономить, по словам Вадима Бойченко, до 70% расходов на оплату электроэнергии. Срок реализации – 2025 год.
Продолжать модернизацию старой инфраструктуры в Мариуполе с учетом мероприятий по энергоэффективности.
Установить автоматические посты мониторинга состояния атмосферного воздуха.
Трансформация экономики
В Мариуполе в настоявшее время существует всего четыре сферы, в которой занято наибольшее количество людей и которые дают наибольшие отчисления в бюджет города: металлургия с металлообработкой, образование, транспорт и сектор безопасности.
Город называет и в будущем эти направления экономики приоритетными. Так что, если кто-то наделся, что в стратегии 2030 заводы будут вычеркнуты из приоритетов, то он ошибался.
Другое дело, что помимо этих базовых направлений в Мариуполе планируют развивать и новые сферы. Причем, по словам заместителя городского головы Сергея Орлова, цель муниципалитета, чтобы новые направления развивались быстрее, чем базовые, и в конце концов стали доминирующими в экономике города.
Вот эти новые направления: IT, медицина, пищевая промышленность, водная биоэкономика (всё, что связано с очисткой воды – на этом можно зарабатывать), туризм.
Проекты, которые хотят реализовать до 2030 года:
Строительство международного аэропорта и восстановление авиасообщения, причем не только внутри Украины, но и за ее границами. После принятия решения о сокращении бесполетной зоны в зоне ООС с 45 км до 25 км это стало не мечтой, а возможностью.
Строительство окружной бетонной дороги. Не можем не остановиться подробнее на этом проекте. Первоначально нам анонсировали строительство дороги как спасение для города от большегрузного транспорта. Позже зам. городского головы Михаил Когут в комментариях журналистам 0629 говорил: «Ну кто вам сказал, что эта дорога – окружная. Нет, она просто бетонная!»
И вот в стратегии она снова стала окружной. Причем на уточняющий вопрос депутатов, прозвучало комическое пояснение: дорога окружная, потому что она «объезжает» центр города по окраинным улицам, но и по центральным она тоже проходит.
То есть город уже в следующем году начнет строительство дороги, которая на 100% пролегает через городскую территорию, но почему-то станет окружной. И все это во имя бизнеса. Очень крупного бизнеса, которому неудобно сейчас доставлять грузы в порт.
Строительство цеха холодной прокатки ММК им. Ильича. Вадим Бойченко утверждает, что цеха еще нет, а заказы на его продукцию у Метинвеста уже есть. Цех будет выпускать сталь, которую можно использовать в автомобилестроении и при производстве бытовой техники. И он мечтает, что это станет толчком для инвесторов, и какой-нибудь BMW (чем черт не шутит) откроет в Мариуполе завод по сборке автомобилей.
Строительство университета «Метинвест Политехника» также заложено в стратегию.
В Мариуполе запланировали построить целую сеть инвестиционных парков на территории Мариупольского района. Один парк, абсолютно не работающий, в Мариуполе уже есть. Городской голова говорит, для того, чтобы этот парк заработал, нужно, чтобы наша Верховная Рада приняла закон о налоговых льготах для инвестпарков. Такой законопроект зарегистрирован. Его многие ждут. И если его таки проголосуют, вот тогда в Мариуполе и дадут старт строительству сети инвестиционных парков непосредственно в городе и в его окрестностях.
Строительство зернового терминала в порту.
Создание медицинского кластера и строительство медицинского кампуса при медуниверситете вместе с современной больницей третьего уровня. В Мариуполе всерьез мечтают о развитии медицинского туризма и готовы вкладываться не только в создание медицинской инфраструктуры, но и в привлечение, переманивание медицинских высокопрофессиональных кадров из других городов.
Коммунальные услуги
Важный блок, который, собственно, и обеспечивает людям уровень комфорта. Михаил Когут, заместитель мэра, утверждает, что в этом направлении сделан большой прорыв. «Мы не обманули жителей», - сказал он, анализируя результаты стратегии Мариуполь-2021.
В новой стратегии сохраняется упор на поддержку и развитие ОСМД. Стоит цель – к 2030 году 80% домов в Мариуполе должны стать ОСМД (если будет больше – значит, хорошо).
Поэтому в Мариуполе разрабатывают новую программу поддержки общества совладельцев многоквартирных домов. Потому что эта программа дает реальный результат – жилой фонд улучшается.
«Конечно, есть проблемы. Многое зависит от того, кто возглавляет ОСМД, какой человек. У нас есть такие ОСМД, где с 2016 года ничего, кроме уютного двора, не появилось. Ну это тоже выбор жителей. Если их устраивает – хорошо. Но мы будем поддерживать инициативных председателей. Такие есть у нас. И в таких домах уже есть автоматические умные рамки, которые реально помогают экономить тепло и деньги, там проводится термомодернизация и так далее. Все это просчитывается, у всего этого есть своя экономика», - сказал на встрече с журналистами Вадим Бойченко.
Кроме поддержки ОСМД, город будет решать проблему воды и водоотведения, утилизации мусора, ремонта городской инфраструктуры и модернизации системы отопления.
Сразу скажем: переход к индивидуальному отоплению в Мариуполе не планируется. В муниципалитете утверждают, что после модернизации «Мариупольтеплосети», получать газ от котельных централизованно будет выгоднее, чем от индивидуальных котлов.
А теперь детальнее о проектах, которые заложены в стратегию.
Полная модернизация «Мариупольтеплосети» с внедрением энергосберегающих технологий.
Реализация проектов, связанных с очисткой, поставкой и отведением воды.
Капитальные ремонты домов по совместным с ОСМД программам.
Реализация проекта «Затишний двір», в рамках которого планируется отремонтировать придомовые территории.
Дизайн города и дорожная инфраструктура
Новомодное понятие «дизайн города» означает систему организации городского пространства. Чтобы было понятно, город, как и брюки, можно скроить так, что в нем будет комфортно жить и толстым, и худым, и большим, и маленьким. А можно скроить неудачно, и тогда кто-то где-то не пролезет, а кому-то будет слишком «широко».
К сожалению, город нельзя перекроить, как уже пошитые брюки. Но можно немного подлатать и подправить, чтобы стало и красивее, и удобнее. Именно этим мариупольский муниципалитет планирует заниматься ближайшие 10 лет.
Как он планирует это делать? Кажется, не всегда удачно. Например, как со строительством окружной дороги. Все-таки это плохой дизайн, если новая дорога, построенная за деньги налогоплательщиков, станет источником серьезнейших проблем для этих самых налогоплательщиков (автомобильный трафик увеличится в два раза, и вряд ли это доставит комфорт жителям соседних домов).
Но не все так плохо. Есть и удачные идеи.
Одна из таких - таки реконструировать все городские набережные. Реконструкция Левобережной должна завершиться в следующем году. Критики в адрес этой реконструкции звучит немало. Но не будем судить о проекте до его завершения, посмотрим на итог.
Также Мариуполь получил финансирование от Европейского Союза и сможет заходить в реконструкцию пляжа Песчаный.
Что касается Центрального городского пляжа, то и здесь есть сдвиги. Наконец определились с концепцией. Теперь надо приступать к проектированию и реализации. Уже сейчас понятно, что на этапе реализации возникнет масса сложностей. Например, с песком. Его придется завозить так же, как это было сделано еще во времена СССР. Возникнут трения и собственниками участков земли на Приморском бульваре. Например, братья Таруты являются владельцами недостроя напротив городского пляжа. Бесценный кусок земли простаивает, уродуя бульвар. Чтобы реконструкция удалась, придется каким-то образом договариваться с собственником. А это в наших условиях всегда ведет к увеличению бюджета. И это не единственный проблемный участок. В общем, задача предстоит нелегкая. Но муниципалитет убеждает, что реалистичная.
В стратегию заложена реконструкция бульвара Хмельницкого и улицы Архитектора Нильсена. Уже готовы проекты реконструкции. Реновация этих двух улиц будет проходить в рамках создания туристического треугольника в центре Мариуполя.
В Мариуполе построят новый мост через Кальмиус в районе КП Коммунальник и асфальтированную дорогу к нему. Это будет объездная дорога через Правый берег из центра города на Левобережье. Такое решение должно наконец разгрузить улицу Набережную.
Город наконец возьмется за создание парковок и будет внедрять систему управления парковками.
Будет продолжена программа обновления городского транспорта с заменой его на экологические трамваи или электробусы. Мариуполь уже подал заявку и надеется, что к 2023 году мы начнем получать новую технику. А на 2027 год стратегией предусмотрено уже повторное обновление коммунального автопарка.
Городской трамвай №10 станет скоростным.
До 2030 года в Мариуполе будут построены два мультицентра по оказанию административных услуг, по примеру левобережного. Уже известно, что один из таких центров будет построен на пустыре возле третьей городской больницы. Он будет обслуживать жителей Приморского и Центрального районов. Строительство должно начаться уже в следующем году.
Охрана здоровья
Не будем останавливаться на комплексе проблем, которые существуют в нашей медицине. Напишем сразу о том, что планируется сделать, чтобы ситуацию улучшить.
Итак, за ближайшие 10 лет в Мариуполе хотят сделать вот что.
Построить медицинский кампус при медуниверситете и больницу третьего уровня. Уже есть конкретные предложения по проекту. Определено место (между «Амстором» и оптовым рынком на Куприна). Мэр не считает эту затею фантастической.
Создать единую акушерско-гинекологическую службу, реформировав городскую больницу №4 и городской родильный дом, застрявший в ремонте.
Завершить в ближайшие 5 лет на 100% модернизацию первичного медицинского звена. Мариуполь уже получил подтверждение финансирования реконструкции двух первичек общей стоимостью 126 миллионов гривен по европейской программе «Надзвичайна кредитна лінія відновлення України». Это станет финальной точной в программе модернизации первичного уровня медицины.
Создать инфекционный центр на базе горбольницы №4.
Открыть муниципальный лабораторный центр, чтобы удешевить для мариупольцев диагностические медицинские услуги.
Образование
Нам бы хотелось, чтобы пунктом первым стратегии в сфере образование стояло увеличение зарплаты педагогов до 1000 долларов, но, к сожалению, пока что экономика этого потянуть не может.
А план на 10 лет у города такой.
Создать музей науки.
Открыть внешкольный образовательный центр «Малая академия наук» для школьников.
Поработать над развитием лабораторно-исследовательской базы STEAM-образования и Новой украинской школы в МГУ, направленной на разработку, апробацию и использование в образовательном процессе авторских методических материалов; проведение курсов повышения квалификации педагогов.
Открыть муниципальную фабрику-кухню и централизованно кормить детей. (Тема требует отдельного анализа, потому не будем спешить с оценками, а лучше посвятим этому отдельную публикацию).
Планомерно ремонтировать школы и детские сады, наполняя стены не только свежим декором, но и новейшим оборудованием. Зам. городского головы Александр Кочурин пообещал сделать публичным график ремонтов, чтобы не было манипуляций и интриг и каждое учреждение четко знало, что его ждет в плане улучшения инфраструктуры и когда.
Публичные услуги
Стратегическая задача – сделать публичные услуги понятными, комфортными и быстрыми. Многое уже сделано в этом направлении. Однако не всё.
Про план построить два новых центра административных услуг мы уже говорили ранее, поэтому остановимся на новой информации.
В Мариуполе капитально реконструируют Центр социальной реабилитации №1.
Создадут Единый аналитический центр «Smart-центр», который обеспечит взаимодействие социальных, коммунальных и правоохранительных органов. Жители города смогут получать всю информацию и следить за обновлениями работы городских служб в режиме онлайн. Внедрение единой диспетчерской платформы оптимизирует обмен информацией и взаимодействие между коммунальными предприятиями, поможет оперативнее реагировать на штатные и внештатные ситуации и эффективнее использовать человеческие и финансовые ресурсы.
Спорт
Основная философия, которая заложена в стратегию, - развивать массовый спорт и повышать ценность здорового образа жизни. Профессиональному спорту муниципалитет планирует уделять намного меньше внимания, концентрируя усилия на создании придомовой спортивной инфраструктуры и отслеживая, чтобы она была распределена по территории Мариуполя равномерно.
Проекты, которые планируют реализовать.
Завершить строительство второй очереди плавбассейна «Нептун». 150 млн грн Мариуполь уже получил по президентской программе «Велике будівництво», и в начале следующего года начнется строительство.
На фото - вторая, еще не построенная, очередь бассейна
Провести капитальный ремонт ДЮСШ-2.
Поле мини-футбола, универсальная площадка и поле воркаута с тренажерами – возле каждой школы. Эта концепция уже реализуется в Мариуполе. Каждая школа, которая проходит реновацию, сдается в эксплуатацию с таким набором спортивных активностей.
Важно, чтобы муниципалитет не только это строил, но и помогал следить за оборудованием, обслуживать эти площадки. Потому что мы все прекрасно помним аналогичную цель – в каждый двор футбольное поле с искусственным покрытием, которую успешно реализовывал гендиректор ММК им. Ильича Владимир Бойко. Однако больно смотреть на то, во что превратились эти поля сегодня…
Реконструкция стадиона имени Бойко в парке Петровского. Реконструкция будет проводиться по просьбе руководства футбольной команды «Мариуполь».
Реконструкция еще одного пирса у Водно-спортивного комплекса с благоустройством прилегающей территории.
Строительство нового легкоатлетичнскго манежа. Состояние старого давно вызывает ужас. Новый манеж позволит проводить здесь соревнования даже всеукраинского уровня.
Культура
Стратегия ставит перед собой амбициозную (хотя и малопонятную) цель охватить культурными событиями и услугами 100% населения. Не ясно, как можно просчитать этот показатель, как можно отследить уникальных посетителей, но если отбросить в сторону математику, то по факту остается вполне реалистичный и конкретный план – реорганизовать существующую культурную инфраструктуру так, чтобы она стала современной, разнообразной и доступной в любой точке Мариуполя.
Среди проектов, о которых хотелось бы сказать – реконструкция Украинского дома, филармонии, школы искусств, краеведческого музея. Кроме того, в Мариуполе хотят создать систему виртуальных культурных услуг (например, виртуальный музей) и наконец открыть новый музей «Порт культур» - уникальный музейный проект, который технологично, креативно, мультифункционально расскажет о сложной истории миграций на территории Приазовья, смешивании культур и традиций, которое можно наблюдать на этих землях.
Молодежь
В предыдущей стратегии Мариуполь-2021 такого раздела не было вообще. Он появился потому, что в городе осознают: если молодежь будет продолжать уезжать из Мариуполя, можно дальше не стараться со всеми этими парками, скверами и новыми университетами. Туда просто некому будет ходить.
Молодежный блок стратегии разрабатывали исключительно молодые люди с активной жизненной позицией, в том числе представители Украинской академии лидерства. Среди проектов, которые молодежь предложила закрепить как стратегические, - создание школы проектного менеджмента, социальные лифты для молодежи, школа молодого предпринимателя, курсы развития Soft Skills.
Технологии и цифровая трансформация
На сегодня только 11% мариупольцев считают, что Мариуполь – город инноваций. И это мнение справделиво. В городе крайне мало предприятий, которые используют новые технологии. Сектор IT слишком мал пока. По оценкам экспертов, мариупольские вузы также не нацелены на инновации.
Удастся ли за 10 лет изменить ситуацию?
Вот что муниципалитет планирует сделать для превращения Мариуполя в город цифровых технологий и инновационного бизнеса.
Хотят создать «Агентство развития технологий», которое будет адаптировать действующие технологии к возможностям и условиям в городе и заниматься поиском новых технологий (интересуют сферы производства биотоплива, развития «зеленых» технологий), а также технопарк.
Планируется патентная поддержка стартапов.
В Мариуполе создадут на базе вузов лаборатории, которые будут заниматься коммерциализацией разработок в направлениях возобновляющей энергетики, морской биоэнергетики, робототехники.
По мере потребности Мариуполь готов создавать новые коворкинги и креативные пространства, вроде «Центра развития стартапов». Один такой коворкинг планируют реализовать для студентов.
Безопасность города
Безопасность – это не только про риск, что тебя могут пырнуть ножом в темном переулке. Безопасность бывает экологическая, военная, дискриминационная и т.д.
41% мариупольцев считают наибольшей угрозой своей безопасности плохую экологию и риск экологических катастроф. 38% называют близость к линии фронта. Это самые часто называемые угрозы.
Уровень доверия к полиции тоже можно считать угрозой безопасности, ведь он сохраняется на крайне низком уровне - 22-25%.
Тем не менее, в Мариуполе число криминальных преступлений сократилось в 2 раза по сравнению с 2016 годом. Чтобы полиции было более комфортно выполнять свою работу, муниципалитет запланировал капитальные ремонты объектов инфраструктуры, принадлежащей Национальной полиции.
А для нас с вами, так сказать, гражданских лиц, стратегией предусмотрена установка умных видеокамер в каждой школе и каждом детском саду и современных систем оповещения.
К сожалению, ответа на главную угрозу, которую называют мариупольцы, экологическую, стратегия ответа не дает.
Имидж и бренд города
Мариуполю предстоит за десять лет переломить имидж прифронтового города и города заводов и показать свой потенциал не только для внутренней аудитории, но и вовне.
Честно говоря, сложно представить, как менять имидж города дымящих труб, пока эти трубы продолжают дымить. Но в муниципалитете считают, что медиахабы, медиафорум, журналистские резиденции и школа для журналистов, которые муниципалитет собирается проводить, в этом помогут.
Помимо массированного вовлечения СМИ, планируется серьезно расширить цифровизацию культурно-туристической сферы, что должно упростить коммуникацию Мариуполя с потенциальными туристами.
Вот такой получилась стратегия в самом сжатом ее изложении (с полным текстом стратегии Мариуполя – 2030 можно ознакомиться здесь). Она кажется совершенно фантастической, если смотреть на нее в целом. Слишком уж много всего запланировано. Прямо не город – а мечта. Но если разбивать на маленькие шаги, детализировать, то в принципе, всё возможно (кроме, разве что, аквапарка и диснейленда, они на презентации стратегии также упоминались).
Чего в стратегии не хватило, так это зафиксированной политики в отношении культурно-исторического наследия, попавшего в частные руки и разрушающегося. Общие фразы записаны и в вопросах реконструкции старой части Мариуполя. Нет понимания, как спасать старый город, какими силами, на каких условиях и в каком объеме. А это очень важно и для новой экономики города, и для развития туризма, и для бренда и промоции.
И в завершение хотелось бы остановиться на рисках, которые могут перечеркнуть все прогрессивные планы мариупольской громады.
Во-первых, это военные действия. Ситуация на фронте может обостриться в любой момент. И это тот форс-мажор, от которого нельзя застраховаться.
Во-вторых, политика Метинвеста. Точнее, полное отсутствие какой-либо политики. Мы не знаем до сегодняшнего дня, что они думают о двух устаревающих мариупольских заводах, будут ли они работать через 10 лет. А через 20? А через 30? Без понимания их конкретных планов любая стратегия теряет вес.
И в-третьих, действия Верховной Рады и правительства. В нормальной, управляемой, стране с устойчивыми институциями правительство – это не риски, а гарантия стабильности. В нашем случае все наоборот. В любой момент может появиться закон, постановление, распоряжение, которое загонит в турбулентность экономику страны и региона. Плюс политическая нестабильность. Противостояние бизнеса и власти. Сложно прогнозировать, как это всё будет влиять на ситуацию в регионах, в том числе и в Мариуполе.
С другой стороны, несмотря на эти угрозы, всё же лучше, когда у тебя есть план, чем полное отсутствие планов. Вот у Мариуполя такой план появился.
Анна Романенко
Коментарі