Сегодня в Мариуполе празднуют день рождения трамвая

Сегодня, 1-го мая 2013 года, Мариупольскому трамвайно-троллейбусному управлению исполнилось 80 лет - в городе был пущен первый трамвай.

1 сентября 1931 года совместным решением городского партийного комитета и городского совета была создана контора трамвайного строительства. Укладку трамвайных путей начали ещё в 1931 году, в 1932 году было начато сооружение трамвайной линии «Город — завод имени Ильича». Благодаря проведению мариупольцами субботников и воскресников, за год с небольшим было уложено 9 километров двухпутного пути, построены тяговая подстанция и началось строительство первого деревянного моста через Кальчик.

29 апреля 1933 года, за 2 дня до пуска, горсовет принял «Обязательное постановление о правилах трамвайного движения и пользования населением трамваем»: устанавливался штраф за безбилетный проезд в 1 руб., запрещался вход на первую площадку и т.д. 1 мая 1933 года была пущена первая одноколейная трамвайная линия «Гавань Шмидта — Улица Франко» (сейчас — проспект Металлургов), позже соединившая город с заводом имени Ильича и портом.

Пуск-первого-трамвая
Пуск-первого-трамвая


Первый-трамвай-в-Мариуполе-50-е-годы
фотографии с сайта Старый Мариуполь

Технический проект мариупольского трамвая был разработан знаменитым учёным Павлом Петровичем Копняевым. Первый трамвай двигался от водонапорной башни по Пожарному переулку (сейчас — ул. Варганова), огибал с севера площадь Свободы (сейчас — Театральный сквер), потом вниз по проспекту Республики (сейчас — просп. Ленина), поворачивал направо к швейной фабрике имени Ф. Э. Дзержинского и спускался на Слободку. Первый (моторный) трамвай, украшенный флажками и лентами с надписью «Первый трамвай», вёл лучший выпускник курсов водителей ватман (то есть вагоновожатый) Алексей Оберемок.

Ходили 8 трамвайных поездов жёлто-красного цвета. В центре линия была двухколейной, а в месте пересечения трамвайного пути с началом ул. Франко располагалось рельсовое кольцо со стрелкой (на этом участке путь был одноколейным). В 1933 году началась укладка линий «Город — посёлок «Азовстали» и «Город — гавань Шмидта — железнодорожный вокзал». В 1934 году трамвай пошёл к колониям завода имени Ильича. Позже трамвайные пути протянулись вдоль городского пляжа до самого морского порта. Трамвай шёл по улице 1-я Слободка (сейчас — ул. Котовского) и дальше вдоль моря к порту (после войны — ул. Сталина, сейчас — Приморский бул.).

В летний период до войны ходили экзотические трамваи с открытым верхом.

Трамвай в Мариуполе ходил по улицам вплоть до оккупации Мариуполя немецко-фашистскими войсками 8 октября 1941 года, затем во время оккупации до середины 1942 года. При отступлении фашистов город был превращён в груды развалин. Были разрушены также трамвайное депо, мосты через Кальчик и Кальмиус, сняли даже рельсы. На митинге 10 сентября 1943 года мариупольцы заверили воинов-освободителей в том, что в предельно короткий срок возродят город. И уже к 26-й годовщине Октября по маршрутам «Город — завод» и «Город — Порт» пошли трамваи. Но трамвайное хозяйство, разрушенное оккупантами, даже в 1950 году полностью ещё не было восстановлено. Из-за недостаточного количества курсирующих по линии вагонов интервалы движения достигали 30 мин, что создавало трудности и неудобства поездок.

В послевоенные годы началась коренная модернизация советских трамваев основных типов. На дверях устанавливались пневмоприводы, причём вход и выход теперь был только с правой стороны вагона, водитель размещался в отдельной кабине, реостаты с чугунными элементами заменялись проволочными и ленточными.

В 1953 году продолжалась прокладка второй очереди трамвайной линии в левобережную часть города. Одновременно велось строительство по улице Набережной до проходных завода «Азовсталь» . Эта линия была введена 1 октября 1954 года вместе с новым диспетчерским пунктом.

Дальнейшее развитие трамвайное движение получило в Ильичёвском районе, благодаря бурному развитию завода имени Ильича и освоению новых территорий. Причём, все линии, построенные в Ильичёвском районе, возводились исключительно за счёт средств завода имени Ильича.

Ко дню празднования Октября, 6 ноября 1964 года, было открыто движение транспорта по Мостовому переходу, соединяющему Орджоникидзевский и Жовтневый районы, в том числе и трамваи маршрутов 5 и 6 (Пост-мост). С вводом в эксплуатацию Пост-моста была пересмотрена вся маршрутная сеть города, которая корректировалась практически после каждого нового участка пути. В результате 2-ой маршрут трамвая стал сворачивать с улицы Артёма на улицу Шевченко, а потом уже на улицу Карла Маркса (до этого трамвай шёл по улице Артёма вплоть до территории современного автовокзала). С развитием города вносились изменения и в трамвайную сеть города. Так была демонтирована в 1968 году линия трамвая в порт (от проспекта Металлургов). В 1969 году городское оборотное кольцо от драмтеатра было перенесено на улицу Казанцева с изменением выезда из депо на улицу Донбасскую (Николаевскую) вместо улицы Сенной (ул. Варганова). Строительство линии по улице Донбасской от улицы Артёма до ул. Казанцева протяжённостью 1,1 км с оборотным кольцом и с частичной реконструкцией веера депо № 1 (всего — 3,1 км рельс, 357 тыс. рублей расходов) велось за счёт средств завода «Азовсталь». К этому времени были демонтированы трамвайные линии по проспекту Республики (сейчас — Ленина), на части улицы Артёма, Энгельса, ул. Донбасской, Апатова, Котовского (до проспекта Металлургов с 27 декабря 1968 года), по улице Вокзальной (с 24 января 1972 года). Демонтирован также диспетчерский пункт, построенный в комплексе с мостовым переходом в 1964 году на углу улиц Артёма и Шевченко. В 1970 году была реконструирована однопутная линия по улице Карла Маркса (сейчас — улица Греческая) с устройством второй нитки. Работы выполнялись силами общественности ТТУ методом народной стройки.В январе 1968 года по улице Варганова было построено общежитие на 286 мест. Изменялся и подвижной состав: в 1960-х годах в Жданове преобладали трамвайные поезда КТМ+КТП-2, которых было тогда 104 единицы. В конце 1967 года трамвайное хозяйство города пополнилось первыми 5 вагонами «Татра» Т3. Более 30 таких вагонов ходили маршрутами города до 1985 года.

фото из музея МТТУ: вагон 1004 на 1-м маршруте.
фото из музея МТТУ: вагон 1004 на 1-м маршруте.


вагон 1025 на кольце «ул. Казанцева» в центре. За стеной слева – закрываемое трамвайное депо №1. В 1985 г. Татры 1018-1034 (без 1022) продолжали работать в Одессе под теми же номерами. 1001-1006 и 1022 передали в Донецк, 1008-1017 в Запорожье. Фото: Сергей Молотков, лето 1984.
Поезд КТМ-5 во главе с вагоном 739 (1981 г.) на 3-м маршруте на бульваре Шевченко. Вагоны КТМ-5 701-798 – из трамвайного депо №1 в центре города. Фото: Люк Куно, 18.6.1992
Поезд 946 947 (вагоны 1980 г.) на 5-м маршруте на бульваре Шевченко на фоне труб Азовстали. Фото: Карел Хорн, 24.5.1998.
Поезд 960 961 (вагоны 1981 г.) на 6-м маршруте при повороте с бульв. Шевченко на улицу Артема. Фото: Карел Хорн, 24.5.1998.
фотографии с сайта http://photo.tramvaj.ru/mariupol.htm

После развала СССР Городской электротранспорт переживает нелёгкие времена. Подвижной состав в результате физического износа ежегодно уменьшается. В 2006 году ежедневно на улицы города выезжало 69 трамваев. Благодаря спонсорской помощи было приобретено несколько вагонов, и сегодня парк трамваев в Мариуполе насчитывает 81 единицу.

Сегодня в Мариуполе празднуют день рождения трамвая, фото-3




Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии