Учим английский язык с нуля. Для детей 8-10 лет
Наверное, многим из родителей знакома проблема, когда ребенок уже перешел в 3, 4 или даже 5 класс, а в английском он почти полный ноль.
Можно закрывать на это глаза еще несколько лет и ждать, пока грянет гром в виде обязательного ЗНО по английскому или возможности хорошей работы со знанием английского, или зарубежной стажировки, учебы и т.д. Мол, когда припечет, выучит!
К сожалению, так это не работает. Язык нельзя выучить за пару месяцев, даже если рекламные ролики упорно вас в этом убеждают. К тому же хорошо известно, что чем раньше ребенок начинает изучать английский (именно изучать, а не посещать уроки английского), тем лучше.
Так что же делать?
Можно отвести ребенка на хорошие курсы. Это хороший выход, правда, сейчас в условиях пандемии это не совсем приемлемо. Да и придется тратить немало времени на то, чтобы водить туда ребенка.
Второй выход – нанять хорошего репетитора. Тоже хорошее дело, если можете себе это позволить.
Третий выход – заниматься с ребенком дома самостоятельно. Безусловно, здесь можно возразить, мол, далеко не у всех родителей английский на достаточно хорошем уровне. Да и методикой преподавания нужно владеть. Все это так. Но… Всему можно при желании научиться. По крайней мере, сдвинуть знания английского своего чада с мертвой точки и вернуть ему желание изучать новый язык сможет практически каждый взрослый.
На первых порах вашей основной задачей будет не столько обучить ребенка, сколько увлечь его, показать, что английский – это интересно, это здорово! Как это сделать, поговорим чуть позже, а сейчас я расскажу вам о том, чего категорически нельзя делать.
1. Не ругайте ребенка за отсутствие знаний и уж тем более не сравнивайте его с другими детьми, мол, «Вон, посмотри, какая Маша умница, как английский знает, а ты бестолочь, ничего тебя в жизни не интересует, кроме игр», Наверняка, в том, что его не интересует английский, виноват не только он сам, а такими фразами вы напрочь отобьете желание учиться. Причем не только изучать английский, но и любой предмет.
А что нужно делать? Подбадривайте ребенка, говорите, что у вас тоже были проблемы с английским (почти уверена, что они у вас были!). Не стесняйтесь рассказывать ребенку о своих неудачах – это сделает вас ближе к нему, он поймет, что неудачи – это вполне нормальный жизненный этап, через который проходят в той или иной степени все люди.
2. Не мотивируйте ребенка прекрасным будущим, типа «С английским можно и то, и это», «С английским можно получить хорошую работу, и зарабатывать ты будешь больше». Такая мотивация абсолютно не работает с детьми. Вспомните себя в детстве. Много вы прислушивались к родительским увещеваниям? Нет? Тогда не рассчитывайте, что ваш ребенок по непонятной причине будет другим. Большинство людей в принципе не склонны задумываться о далеких перспективах, а уж дети и подавно. Когда я еще вырасту, а поиграть и погулять хочется уже сегодня!
Так как же тогда мотивировать детей? Ведь без мотивации никто не учится. Верно! Лучшая мотивация для ребенка – это интерес. Ему должно быть интересно на занятии. Ребенок любит рисовать? – Дайте ему "умные" раскраски на английском языке.
Любит танцевать? – Отлично! Можно разучить массу слов, необходимых в танце. Можно, танцуя, рассказывать стишки и петь песенки на английском языке. Ребенок азартен и любит соревнования? – Просто великолепно! Используйте побольше игр и игровых заданий. Да и обычное задание можно превратить в игру, выполняя его на время!
А еще вспомните, как в фильме «Джентльмены удачи» герой Леонова, директор детсада заставил детей завтракать. Помните его великолепный ход, когда он превратил завтрак в заправку космонавтов? Действуйте так же со своим ребенком. Включите фантазию. Если ребенку нужно выучить слова, поиграйте в карточные игры с этими словами, в домино. Да просто включите фантазию, и вы увидите, как ваш ребенок потянется к учебе!
3. Не стоит прибегать к шантажу. («Выучишь - пойдешь гулять!», «Пока не выучишь 10 слов, играть не будешь!», «Получишь «отлично», куплю тебе …». Вы не сможете вечно подкупать ребенка. Но что еще страшнее, ребенок будет расти с мыслью, что учится он не для себя, а для родителей, для учителей, ради подарков. И вполне логичным будет нежелание ребенка что-то учить, если за это он ничего не получит.
4. Не ставьте цель быстро догнать школьную программу или, что еще хуже, не ждите, что через 10 дней ребенок уже будет приносить домой отличные оценки по английскому языку. Как показывает практика, отличная оценка – это не всегда отображение отличных знаний. Всегда можно списать, вызубрить, не вдаваясь в смысл зазубренного текста или диалога. Такой подход далек от получения реальных знаний. Поэтому не торопитесь. Занимайтесь с ребенком понемногу, но регулярно (желательно ежедневно минут по 30), и очень скоро вы увидите реальный прорыв в знаниях. А за ним последуют и заслуженные отличные оценки.
Ну а теперь давайте поговорим более конкретно о том, как и чем заниматься с ребенком.
1. Чтение. На что учитель сразу же обращает внимание, когда пытается оценить знания ребенка по английскому языку? - На его умение (или неумение) читать. Поэтому начните с обучения чтению на английском языке. При этом ни в коем случае не давайте ребенку таблицу всех правил. Это совершенно бессмысленно. Правил чтения в английском настолько много, и они такие путаные, что качественное обучение чтению займет ни один месяц. Но не пугайтесь! Научиться читать так, чтобы произвести приятное впечатление на учителя и на одноклассников можно за месяц. Возьмите грамотный учебник, в котором есть и правила, и описания звуков, и множество упражнений, и аудио для самоконтроля. Очень хорошо соответствует этим требованиям «Английский репетитор. Скорая помощь с нуля».
Да, и еще одна заметка. Не поддавайтесь соблазну читать английские слова русским буквами (транслитерация). Поверьте, многие прочитанные таким образом слова ни один носитель английского языка не поймет. Сегодня, когда интернет кишит сервисами, предлагающими послушать различные варианты произношения слов на английском языке, полагаться на транслитерацию просто не разумно!
2. Простая английская грамматика. В нее входит:
- глагол to be;
- глагол have / have got;
- время Present Simple (Настоящее простое время) – утверждения, отрицания, вопросы;
- образование множественного числа существительных;
- глагол can (утверждения, отрицания, вопросы);
- выражения «Мне навится» / «Мне не нравится» / «Тебе нравится?» (I like / I don't like / Do you like)
Это довольно простая грамматика английского языка, и если учить ее правильно, ребенок без труда все поймет и научится употреблять ее в речи.
Что значит «правильно»? – Постепенно, маленькими порциями. Не старайтесь объяснить ребенку за пару уроков то, что он должен был изучать несколько лет в школе.
3. Слова. Грамматика без знания слов – пустой звон. Ведь наша речь состоит из слов и выражений. Да, чтобы увязать слова в осмысленные предложения, нужна грамматика, но без знания слов нечего будет увязывать!
Как помочь ребенку запомнить английские слова? Для этого придумано огромное количество игр и веселых заданий. Здесь особенно важно, чтобы ребенку было интересно. Ведь в интересные игры можно играть бесконечно, а значит, и слов можно выучить бесконечное множество!
Можно играть в карточные игры, игры-домино, разгадывать и составлять кроссворды, собирать слова из букв, вставлять пропущенные буквы и т.д. Более подробно игры со словами описаны в этой статье.
4. Восприятие на слух (аудирование). Конечно же, нужно научить ребенка понимать английский на слух. И не только понимать свою школьную учительницу, но и других людей – англичан, американцев, турков, немцев… Поэтому важно давать ребенку слушать разные аудиоматериалы. Обычно хорошие учебники сопровождаются аудиоприложением с заданиями на аудирование, Но ограничиваться только этими заданиями не стоит. Всегда можно подобрать очень легкие видеоролики в ютубе - учебные мультфильмы, песенки, анимации. Главное, чтобы уровень видео соответствовал уровню знаний ребенка. Подбирайте видео по той лексической и грамматической теме, которую вы проходите по учебнику, тогда польза от просмотра будет максимальной. Не давайте ребенку смотреть что угодно, «лишь бы на английском» в надежде, что произойдет подсознательное обучение. Нет. Ничего такого не произойдет, а произойдет только бессмысленная трата времени, поскольку мозг ребенка отключится и будет мечтать о чем-то о своем.
Идеально, если все вышеперечисленное будет перемежаться и даваться параллельно - так, как это преподнесено в книге «Английский репетитор. Скорая помощь с нуля».
Соберитесь с силами и начните заниматься с ребенком прямо сегодня!