АСРЗ: идем ко дну?

Начиная с середины прошлого года, Азовский судоремонтный завод лихорадит. Тяжелое положение на предприятии, вызванное отсутствием заказов, вынудило руководство СРЗ сначала сократить рабочую неделю, а после прибегнуть и к более радикальным шагам - сокращению персонала. И здесь уже удержать шило в мешке, скрывая истинное положение дел на градообразующем заводе, стало совершенно невозможно. О СРЗ заговорили СМИ. Правда, пресс-служба предприятия выразила недоумение по поводу столь пристального внимания  к заводу с их стороны, упрекнув в однобоком освещении ситуации на заводе. Однако упреки эти безосновательны, ведь ни один человек - от директора до инженера - не согласился дать официальный комментарий журналистам. И лишь инкогнито в руководстве завода рассказали, что же на самом деле там происходит.

Очень достоверные, но настойчиво желающие сохранить анонимность источники в  АСРЗ сообщили, что  в настоящее время на заводе работают - и то не в полную силу - ДОК и механический цех. Производственный процесс почти полностью заморожен. Руководство предприятия вынуждено отправлять на свой счет людей, которые раньше выполняли заказы ПАО “Азовмаш”. “Заказов по машиностроению почти нет, - сообщает источник - Мы с надеждой ждем апреля, тогда увеличатся работы в ДОКе”.

В марте в СРЗ  прошла первая волна оптимизации - сократили 400 сотрудников. В апреле планируют еще сократить около 150 человек. На заводе все громче говорят о скором банкротстве предприятия. А руководство СРЗ утверждает, что сделает все, чтобы спасти завод от разорения. Но так ли много от него зависит? И  что, а главное - кто стоит за возникшими сегодня проблемами судоремонтников? В этих вопросах мы пытались разобраться.

Вы чьих будете?

Административно Азовский судоремонтный завод принадлежит Фонду госимущества Украины, то есть на 100% является государственным предприятием. В 2003 году общество с ограниченной ответственностью «СРЗ» заключило договор аренды целостного имущественного комплекса  ГП АСРЗ с ФГУ.

 Первоначально основным держателем акций ООО «СРЗ» выступала группа СКМ, контролируемая  Ринатом Ахметовым. Однако часть акций СРЗ сохранялась в руках государства. А вместе с ними и право контроля за работой предприятия. В течение пяти лет ситуация оставалась неизменной. ООО довольно успешно выполняло свою хозяйственную деятельность, а государство - контролирующую функцию.

В 2007 году ООО «СРЗ» посетила председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк. Она осталась довольна и менеджментом, и схемой взаимодействия с еще одним предприятием, часть акций которого также находилась тогда в руках государства - ОАО «Азовмаш». Валентина Семенюк с удовлетворением отмечала, что благодаря такому сотрудничеству двух госпредприятий в СРЗ был сформирован пакет заказов до конца года, что завод работает на полную мощность. Существенно возросла зарплата, расширяется штат.

Однако основной акционер - компания СКМ - в 2008 году решила избавиться от непрофильных активов, к коим отнесла и СРЗ. Поговаривают, что компания продала акции сама себе. Однако подтвердить или опровергнуть эту информацию не удалось - СКМ, по условиям договора купли-продажи, засекретила как имя нового владельца ООО «СРЗ», так и сумму сделки.

В ПАО «Азовмаш» также не подтвердили, что владеют акциями предприятия, а подбрасывают заказы в ООО «СРЗ» исключительно благодаря партнерским взаимоотношениям. Тем не менее, всю официальную информацию о ситуации на судоремонтном нам сообщили именно в пресс-службе машиностроителей.

Ответ на наш запрос в Фонд государственного имущества также не пролил свет на вопрос, кто же сегодня является главным акционером ООО «СРЗ». В ФГУ подтвердили, что целостный имущественный комплекс АСРЗ и ныне остается  государственным предприятием, находящемся в аренде. Однако, по утверждению ФГУ, в 2011 году были засекречены не только имена акционеров, но и срок аренды. В ФГУ ссылаются на статью 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», согласно которой срок аренды является «существенным условием договора», а значит, не подлежит разглашению.

В то же время источники на предприятии нам сообщили, что срок аренды с ООО «СРЗ» истекает в июле этого года. Что будет потом - на предприятии не знают. Или говорят, что не знают. Однако для людей сведущих, похоже, здесь уже нет никакой тайны.

Время Ч - июль?

13 июля 2013 года вступает в силу «Закон о морских портах», который разрешает приватизацию портовой инфраструктуры. В июле же истекает срок аренды с ООО «СРЗ». В нынешних реалиях как-то не очень верится в то, что это - совпадение.

Очень может стать, что именно июль станет временем Ч и будет точкой отсчета новой реальности для  АСРЗ. Ведь судоремонтный - это не только мехмастерские и ремонтные ДОКи. Это еще и  9 причалов общей протяженностью 900 метров, акватория 11,25 га. В порту Азовского СРЗ осуществляется перевалка генеральных, навалочных и наливных грузов, а также перевозка негабаритного груза (в т. ч. металлопрокат, чугун, зерновые, удобрения, контейнеры, негабаритные и тяжеловесные грузы). Возможности завода по переработке экспортно-импортных генеральных и насыпных грузов – до 900 тыс. т в год.

Сегодня можно смело утверждать, что самое ценное в АСРЗ - это его порт. А уж никак не ремонтные доки. Именно причалы могут представлять истинный коммерческий интерес для инвестора.

Значит ли это, что в интересах некоего «инвестора» судоремонтный намеренно банкротят, закрывая все существующие производства и оставляя рабочими только причалы? Утверждать это наверняка мы не имеем права, но аналогии провести можем. Именно так начинался процесс приватизации госпредприятия «Лугансктепловоз». Вначале его лишили заказов, а потом пустили с молотка за жалкие 50 млн. грн.

Борьба за выживание
«В данный момент завод столкнулся с определенными трудностями в части обеспечения заказами. На судоремонте и перевалке грузов отражаются непростая навигационная ситуация и сезонный характер работы завода. Предприятие было готово к сложной ледовой обстановке. Но кризис рынка сбыта коснулся и ООО «СРЗ», что требует адекватных мер по выходу из сложившейся ситуации. Одна из них - оптимизация численности. Судоремонтное и перегрузочное направления обеспечены заказами. Частично загружено и машиностроительное направление, в части грейферного и линейно-кузнечного производства. Кризис рынка полувагонов и политика, проводимая российскими компаниями в части обеспечения заказами именно своих предприятий привели к снижению спроса на грузовые вагоны у основных потребителей  - российских транспортных операторов, что несомненно сказывается на портфеле заказов комплектующих для вагоностроения, изготовлением которых были частично загружены производственные мощности СРЗ. .. Судоремонтная отрасль из-за практического отсутствия украинских судов не может обслуживать украинский флот, как это происходило во время Советского Союза. Как следствие, потребности в его ремонте, кроме мелкого портофлота, не существует. Нашими заказчиками являются турецкие, кипрские и российские компании», - разъясняет ситуацию в АСРЗ пресс-служба ПАО «Азовмаш». А если учесть, что в апреле Владимир Путин издал распоряжение, запрещающее российским судам ремонтироваться в украинских доках,  то теперь в АСРЗ, вероятнее всего,  будет еще одним заказчиком меньше.

Спасительным кругом для завода могли бы стать не только заказы «Азовмаша», но и крупнейшего в Украине флота - ТФД, однако по какой-то причине Торговый флот Донбасса, располагающий целой «армией» старых судов, услугами АСРЗ не пользуется.

В такой сложнейшей ситуации, полностью лишившись поддержки государства, СРЗ борется за свое существование, как может. Оптимизация персонала, по сообщению пресс-службы «Азовмаша», здесь началось еще в середине 2012 года.

«Мы вынуждены сокращать людей, которые не обеспечены работой, либо в силу своего возраста (65-70 лет) не могут работать с необходимой производительностью труда… Идет сложный процесс выживания, предприятие занимается диверсификацией,  к сожалению, с кадровыми потерями», - говорят в пресс-службе.

Правда, повод для оптимизма в АСРЗ есть. Начиная с апреля ПАО «Азовобщемаш» подкинул заводу заказ на изготовление комплектующих для крытых вагонов. «Это не благотворительная акция со стороны машиностроителей, а надежные партнерские отношения между СРЗ и «Азовмашем». Рост заказов «Азовмаша» позволил загрузить и цеха СРЗ», - утверждают машиностроители.

Хватит ли этого ресурса для того, чтобы укрепить позиции завода и не дать себя умышленно обанкротить к критическому июлю 2013 года?

Коллектив предприятия пока еще  надеется на благополучное разрешение ситуации. Впрочем, как и мариупольские власти, для которых потеря АСРЗ в качестве налогоплательщика может стать ударом под дых в части наполнения и без того скудного городского бюджета. Однако влиять на ситуацию они никак не могут…

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Общество
Сегодня, 10 апреля, собственная ПЦР-лаборатория прибыла в Мариуполь. Она сможет оперативно и точно в течение 40 минут  определять у пациентов наличие вируса COVID-19. Лаборатория будет работать на базе СПИД-центра, который находится на территории горбольницы №4. ПЦР-лаборатория - это благотворительная помощь фонд Рината Ахметова. Наладку лаборатории будут осуществлять в воскресенье, 12 апреля, представители фирмы-поставщика. Новость лдополняется...
Общество
Еще несколько месяцев назад мариупольцы Наталья и Виктор Р. решили открыть собственное дело. Цель была простой – найти стабильный источник дохода и избавиться от постоянных поисков работы. “Мой муж вынужден был ездить на заработки в Европу. А какой был выход, когда найти работу в Мариуполе было очень сложно, - рассказала Наталья. - Я трудилась в социальной сфере, но за несколько месяцев до открытия собственного дела потеряла работу, состояла на учете в цен...
Новости компаний
Компания ADVANCE AVTO сделает процесс доставки автомобиля легким и эффективным, оправдав все Ваши ожидания! Многолетний опыт работы в сфере международных транспортно-логистических услуг, поможет решить любые проблемы и вопросы, возникающие в процессе оформления, покупки и доставки автомобиля. Компания ADVANCE AVTO отгружает автомобили, мотоциклы, лодки и грузы из следующих портов в США: Чикаго, Нью-Йорк, Норфолк, Саванна, Майами, Хьюстон, Лос-Анджелес, Сиэ...
Общество
В маршрутном автобусе №136 разгорелся скандал. Согласно новым правилам, которые вступили в силу 9 апреля, пассажир не предоставил документы и его начали выгонять. Когда мариуполец отказался покинуть салон, водитель и кондуктор вызвали полицию. Мариупольский предприниматель предоставил справку без печати, на что, по его словам, он имеет право как физическое лицо. У перевозчика - другое мнение. На место прибыли две экипажа патрульных. После проведения беседы...
Новости компаний
Как отмечают наши заказчики, уже установившие с нашей помощью пластиковые окна, потери теплоэнергии существенно сократились. Это позволило не только сэкономить денежные средства на отоплении, но и достаточно быстро окупить финансовые затраты на смену окон. Высокое качество, низкая цена, гарантия, сервисное обслуживание, надежность и стабильность компании – это главные критерии при выборе окон. Тысячи мариупольцев и жителей пригорода уже убедились в этом и...
Общество
В Украине фиксируется ускорение темпа заражения коронавирусом. В течение 9 апреля - 311 новых случаев, сутками ранее - 224 новых случаев. Об этом информирует Министерство охраны здоровья. "По данным ЦОС, по состоянию на 9:00 10 апреля в Украине 2203 лабораторно подтвержденных случаях COVID-19, из них 69 летальных, 61 пациент выздоровел. Всего в Украине зафиксировано 2203 случая коронавирусной болезни COVID-19, - говорится в сообщении. Исследования проводил...
Происшествия
9 апреля в ходе обстрелов пророссийских боевиков погиб украинский боец. Об этом сообщает Штаб ООС. Обстановка на фронте остается напряженной, но контролируемой ВСУ. Вчера НВФ РФ   21 раз обстреляли позиции сил ООС, девять из которых - с применением минометов 120-го и 82-го мм. В Донецкой области было 11 обстрелов. По защитникам Павлополя боевики били из минометов 82 мм, автоматических станковых гранатометов и крупнокалиберных пулеметов. По опорным пунктам...
Общество
Новый ежедневный рейтинг самых читаемых новостей сайта 0629.com.ua.  9 апреля в Украине был установлен новый антирекорд по количеству случаев заболевания коронавирусом СOVID-19 за сутки - 224. В Мариуполе новых случаев не зафиксировано. В Мариуполе был составлен первый административный протокол за отсутствие маски в общественном месте. Решением суда мариупольца могут оштрафовать на 17 тысяч гривен. Мелкие фермеры свою продукцию в большинстве случаев реализ...
Новости компаний
Проходит очередной день карантина и, если посиделки перед ТВ, блюда из гречки, шутки о масках и туалетной бумаге уже надоели - тогда у нас есть для тебя предложение для разнообразия досуга, а именно, предлагаем устроить себе настоящее грузинское застолье, НЕ выходя из дома. А как создать ту самую знаменитую атмосферу грузинского гостеприимства, сейчас расскажем. Первое и самое важное – это, конечно же, настоящий грузинский коньяк. Такой, чтобы грел душу, с...