АСРЗ: идем ко дну? - 0629.com.ua

АСРЗ: идем ко дну?

Начиная с середины прошлого года, Азовский судоремонтный завод лихорадит. Тяжелое положение на предприятии, вызванное отсутствием заказов, вынудило руководство СРЗ сначала сократить рабочую неделю, а после прибегнуть и к более радикальным шагам - сокращению персонала. И здесь уже удержать шило в мешке, скрывая истинное положение дел на градообразующем заводе, стало совершенно невозможно. О СРЗ заговорили СМИ. Правда, пресс-служба предприятия выразила недоумение по поводу столь пристального внимания  к заводу с их стороны, упрекнув в однобоком освещении ситуации на заводе. Однако упреки эти безосновательны, ведь ни один человек - от директора до инженера - не согласился дать официальный комментарий журналистам. И лишь инкогнито в руководстве завода рассказали, что же на самом деле там происходит.

Очень достоверные, но настойчиво желающие сохранить анонимность источники в  АСРЗ сообщили, что  в настоящее время на заводе работают - и то не в полную силу - ДОК и механический цех. Производственный процесс почти полностью заморожен. Руководство предприятия вынуждено отправлять на свой счет людей, которые раньше выполняли заказы ПАО “Азовмаш”. “Заказов по машиностроению почти нет, - сообщает источник - Мы с надеждой ждем апреля, тогда увеличатся работы в ДОКе”.

В марте в СРЗ  прошла первая волна оптимизации - сократили 400 сотрудников. В апреле планируют еще сократить около 150 человек. На заводе все громче говорят о скором банкротстве предприятия. А руководство СРЗ утверждает, что сделает все, чтобы спасти завод от разорения. Но так ли много от него зависит? И  что, а главное - кто стоит за возникшими сегодня проблемами судоремонтников? В этих вопросах мы пытались разобраться.

Вы чьих будете?

Административно Азовский судоремонтный завод принадлежит Фонду госимущества Украины, то есть на 100% является государственным предприятием. В 2003 году общество с ограниченной ответственностью «СРЗ» заключило договор аренды целостного имущественного комплекса  ГП АСРЗ с ФГУ.

 Первоначально основным держателем акций ООО «СРЗ» выступала группа СКМ, контролируемая  Ринатом Ахметовым. Однако часть акций СРЗ сохранялась в руках государства. А вместе с ними и право контроля за работой предприятия. В течение пяти лет ситуация оставалась неизменной. ООО довольно успешно выполняло свою хозяйственную деятельность, а государство - контролирующую функцию.

В 2007 году ООО «СРЗ» посетила председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк. Она осталась довольна и менеджментом, и схемой взаимодействия с еще одним предприятием, часть акций которого также находилась тогда в руках государства - ОАО «Азовмаш». Валентина Семенюк с удовлетворением отмечала, что благодаря такому сотрудничеству двух госпредприятий в СРЗ был сформирован пакет заказов до конца года, что завод работает на полную мощность. Существенно возросла зарплата, расширяется штат.

Однако основной акционер - компания СКМ - в 2008 году решила избавиться от непрофильных активов, к коим отнесла и СРЗ. Поговаривают, что компания продала акции сама себе. Однако подтвердить или опровергнуть эту информацию не удалось - СКМ, по условиям договора купли-продажи, засекретила как имя нового владельца ООО «СРЗ», так и сумму сделки.

В ПАО «Азовмаш» также не подтвердили, что владеют акциями предприятия, а подбрасывают заказы в ООО «СРЗ» исключительно благодаря партнерским взаимоотношениям. Тем не менее, всю официальную информацию о ситуации на судоремонтном нам сообщили именно в пресс-службе машиностроителей.

Ответ на наш запрос в Фонд государственного имущества также не пролил свет на вопрос, кто же сегодня является главным акционером ООО «СРЗ». В ФГУ подтвердили, что целостный имущественный комплекс АСРЗ и ныне остается  государственным предприятием, находящемся в аренде. Однако, по утверждению ФГУ, в 2011 году были засекречены не только имена акционеров, но и срок аренды. В ФГУ ссылаются на статью 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», согласно которой срок аренды является «существенным условием договора», а значит, не подлежит разглашению.

В то же время источники на предприятии нам сообщили, что срок аренды с ООО «СРЗ» истекает в июле этого года. Что будет потом - на предприятии не знают. Или говорят, что не знают. Однако для людей сведущих, похоже, здесь уже нет никакой тайны.

Время Ч - июль?

13 июля 2013 года вступает в силу «Закон о морских портах», который разрешает приватизацию портовой инфраструктуры. В июле же истекает срок аренды с ООО «СРЗ». В нынешних реалиях как-то не очень верится в то, что это - совпадение.

Очень может стать, что именно июль станет временем Ч и будет точкой отсчета новой реальности для  АСРЗ. Ведь судоремонтный - это не только мехмастерские и ремонтные ДОКи. Это еще и  9 причалов общей протяженностью 900 метров, акватория 11,25 га. В порту Азовского СРЗ осуществляется перевалка генеральных, навалочных и наливных грузов, а также перевозка негабаритного груза (в т. ч. металлопрокат, чугун, зерновые, удобрения, контейнеры, негабаритные и тяжеловесные грузы). Возможности завода по переработке экспортно-импортных генеральных и насыпных грузов – до 900 тыс. т в год.

Сегодня можно смело утверждать, что самое ценное в АСРЗ - это его порт. А уж никак не ремонтные доки. Именно причалы могут представлять истинный коммерческий интерес для инвестора.

Значит ли это, что в интересах некоего «инвестора» судоремонтный намеренно банкротят, закрывая все существующие производства и оставляя рабочими только причалы? Утверждать это наверняка мы не имеем права, но аналогии провести можем. Именно так начинался процесс приватизации госпредприятия «Лугансктепловоз». Вначале его лишили заказов, а потом пустили с молотка за жалкие 50 млн. грн.

Борьба за выживание
«В данный момент завод столкнулся с определенными трудностями в части обеспечения заказами. На судоремонте и перевалке грузов отражаются непростая навигационная ситуация и сезонный характер работы завода. Предприятие было готово к сложной ледовой обстановке. Но кризис рынка сбыта коснулся и ООО «СРЗ», что требует адекватных мер по выходу из сложившейся ситуации. Одна из них - оптимизация численности. Судоремонтное и перегрузочное направления обеспечены заказами. Частично загружено и машиностроительное направление, в части грейферного и линейно-кузнечного производства. Кризис рынка полувагонов и политика, проводимая российскими компаниями в части обеспечения заказами именно своих предприятий привели к снижению спроса на грузовые вагоны у основных потребителей  - российских транспортных операторов, что несомненно сказывается на портфеле заказов комплектующих для вагоностроения, изготовлением которых были частично загружены производственные мощности СРЗ. .. Судоремонтная отрасль из-за практического отсутствия украинских судов не может обслуживать украинский флот, как это происходило во время Советского Союза. Как следствие, потребности в его ремонте, кроме мелкого портофлота, не существует. Нашими заказчиками являются турецкие, кипрские и российские компании», - разъясняет ситуацию в АСРЗ пресс-служба ПАО «Азовмаш». А если учесть, что в апреле Владимир Путин издал распоряжение, запрещающее российским судам ремонтироваться в украинских доках,  то теперь в АСРЗ, вероятнее всего,  будет еще одним заказчиком меньше.

Спасительным кругом для завода могли бы стать не только заказы «Азовмаша», но и крупнейшего в Украине флота - ТФД, однако по какой-то причине Торговый флот Донбасса, располагающий целой «армией» старых судов, услугами АСРЗ не пользуется.

В такой сложнейшей ситуации, полностью лишившись поддержки государства, СРЗ борется за свое существование, как может. Оптимизация персонала, по сообщению пресс-службы «Азовмаша», здесь началось еще в середине 2012 года.

«Мы вынуждены сокращать людей, которые не обеспечены работой, либо в силу своего возраста (65-70 лет) не могут работать с необходимой производительностью труда… Идет сложный процесс выживания, предприятие занимается диверсификацией,  к сожалению, с кадровыми потерями», - говорят в пресс-службе.

Правда, повод для оптимизма в АСРЗ есть. Начиная с апреля ПАО «Азовобщемаш» подкинул заводу заказ на изготовление комплектующих для крытых вагонов. «Это не благотворительная акция со стороны машиностроителей, а надежные партнерские отношения между СРЗ и «Азовмашем». Рост заказов «Азовмаша» позволил загрузить и цеха СРЗ», - утверждают машиностроители.

Хватит ли этого ресурса для того, чтобы укрепить позиции завода и не дать себя умышленно обанкротить к критическому июлю 2013 года?

Коллектив предприятия пока еще  надеется на благополучное разрешение ситуации. Впрочем, как и мариупольские власти, для которых потеря АСРЗ в качестве налогоплательщика может стать ударом под дых в части наполнения и без того скудного городского бюджета. Однако влиять на ситуацию они никак не могут…

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Криминал
Жителю Мариуполя сообщено о подозрении в уклонении от уплаты налогов на сумму более 13 млн гривен. Сообщает пресс служба прокуратуры Донецкой области. В ходе расследования установлено, что 42-летний житель Мариуполя, находясь на общей системе налогообложения, реализовывал табачные изделия и алкогольные напитки через сеть собственных торговых объектов. Будучи обязанным платить налоги, он умышленно скрыл сведения об их реализации, не отразив такие операции в...
Общество
Мариупольским перевозчикам дали срок в 2 дня для предоставления графика ремонта подвижного состава. Такое решение озвучил заместитель городского головы Мариуполя Сергей Захаров на встрече с частными перевозчиками. Речь шла о том, что в связи с тем, что количество маршрутных транспортных средств в городе достаточно маленькое, городская власть не была готова применять жесткие меры по отношению к перевозчикам, которые содержат автобусы в неудовлетворительном...
Реклама
Безоперационное и безмедикаментозное лечение таких грозных заболеваний как:  - межпозвоночная грыжа, - артроз коленных, тазобедренных и плечевых суставов, - сколиоз, - остеохондроз, - болезнь Бехтерева и другие заболевания позвоночника и суставов успешно решают в центре по лечению опорно-двигательного аппарата "Кинезис". Мы используем только самые современные и эффективные технологии в лечение позвоночника и суставов такие как: - индивидуальные занятия на...
Общество
Мариупольцы дали свою оценку вчерашнему случаю на металлургическом заводе "Азовсталь".Напомним, вчера, 17 марта, мариупольцы слышали взрывы, видели зарево и дым над предприятием. В сети начала появляться информация о ЧП на производстве и возможном пожаре. Однако руководство предприятия и ГСЧС информацию о происшествии опровергают, утверждая, что это нормальные последствия технологического процесса. Среди обывателей и специалистов нет единого мнения, что же...
Общество
Сегодня около 16.30 на улице Куинджи произошло дорожно-транспортное происшествие. Об этом 0629 сообщили очевидцы. Как стало известно,  водитель автомобиля "Хонда", ехав вниз по улице, отвлекся, чтобы поправить баклажку с водой в автомобиле, и въехал  в стоящий у обочины автомобиль "KIA". В салоне находилась женщина, которая травмировала руку, но за помощью обращаться не стала. От удара повредилась и передняя часть автомобиля.
Общество
В Мариуполе  собирают подписи в поддержку проведения общественных слушаний по вопросу отмены и пересмотра тарифов на пассажирские перевозки в Мариуполе. Инициаторами общественных слушаний стала ИГ “Вместе”. Чтобы общественные слушания состоялись, необходимо собрать 75 подписей “Что это даст? Во-первых, наконец мэр Вадим Бойченко и его команда будет вынуждена публично отвечать на вопросы общины. Во-вторых мы сможем наконец разобраться с реальностью формиро...
Реклама
Мечтаете о новом телевизоре, стиральной машине, домашнем кинотеатре или телефоне? Задумали сделать ремонт, поменять мебель или просто решили отдохнуть? АЗОВСКАЯ КРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ может легко осуществить все ваши мечты! Воспользовавшись кредитом «На осуществление любого желания» Вы сможете получить все, что хотите, не откладывая это на потом! Почему Вам выгодно взять кредит в АЗОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ КОМПАНИИ? - Не нужно копить необходимую сумму для осуществлени...
Криминал
В Мариуполе состоится суд над 20-летним парнем, которого обвиняют в изнасиловании 19-летней девушки. Об этом сообщила пресс-служба прокуратуры Донецкой области. “11 декабря 2018 года, примерно в 23:00, 19-летняя девушка общалась с малознакомым парнем на лестнице подъезда многоквартирного дома в Центральном районе Мариуполя Во время общения молодой человек стал досаждать подруге предложениями интимного характера, а когда девушка отказала ему, разозлился и у...
Криминал
В Мариуполе жертвой мошенницы стал 78-летний мужчина. Пенсионер лишился 50 тысяч гривен. Об этом сообщила пресс-служба Центрального отдела полиции. К 78-летнему жителю Кальмиусского района пришла женщина, которая представилась социальным работником. Она предложила пенсионеру материальную помощь, дала 6 купюр по 500 евро и попросила сдачи. Не проверив деньги на подлинность, пенсионер дал женщине сдачу, а именно 50 000 гривен. Только через несколько дней мар...