• Головна
  • Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе
#Субботний разговор
09:00, 10 жовтня 2020 р.

Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе

#Субботний разговор

Избиратели не читают предвыборных программ кандидатов. Программы бывают длинные и нудные, или, наоборот, короткие и креативные. Но это не имеет никакого значения, потому что какими бы они ни были – их всё равно не читают.

Электорат голосует главным образом эмоциями. Но это не значит, что люди не замечают проблем.

Конечно, замечают. Просто многие не догадываются спрашивать о них у кандидатов в депутаты и мэры.

А тем временем, именно конкретные планы по решению конкретных проблем на самом деле только и имеют значение на местных выборах. 

Согласитесь, что толку голосовать за мир, если депутаты местных советов не влияют на вопросы внешней политики, или верить в обещания высоких пенсий, если это вопрос Кабмина, а не горсовета.

Проблемных вопросов в Мариуполе масса. Плохая экология, трудности с транспортным сообщением, низкое качество воды, вопросы обеспечения школ и детских садов, медицинское обслуживание и так далее.

Мы вычленили из этой массы проблем три очень конкретных и прямых вопроса и попросили лидеров политических партий, баллотирующихся в Мариуполе, дать на них максимально точные и конкретные ответы.

Вопрос 1: что делать со шлаковой горой?

Вопрос 2: Как снизить платежки за отопление?

Вопрос 3: как увеличить число предпринимателей в 2 раза?

Мы обратились за комментариями к Ксении Суховой («Слуга народа»), Максиму Бородину («Сила людей»), Владимиру Клименко («Оппозиционная платформа – За жизнь»), Вадиму Бойченко (Блок Вадима Бойченко), Дмитрию Булаве («Батьківщина») и Юлии Башкировой («За майбутнє»). Ответы расположены в той последовательности, в которой мы их получали от спикеров.

Шлаковая гора

Эта проблема возникла десятки лет назад. Фактически еще в СССР, на этапе проектирования, под Азовское море была заложена бомба замедленного действия. Сначала, когда заводу «Азовсталь» разрешили построить площадку для хранения шлаковых отходов металлургического производства прямо на берегу, а затем, когда заводу без замкнутого оборотного цикла разрешили  использовать морскую воду.

В СССР никто не думал о безопасности и экологии. Но ведь СССР давно нет, а шлаковая гора – есть, и  за последние шесть лет скорость нарастания шлака на берегу стремительно растет. 

Что с этим делать?

Ксения Сухова, первый номер партии «Слуга народа» в Мариуполе

Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе, фото-1

Металлургические шлаки необходимо утилизировать, поэтапно увеличивая сферу их применения. В Европе перерабатывают более 90% таких отходов – в цемент, сухие строительные смеси, широко используют в дорожном и жилом строительстве. Потому что есть законодательное регулирование. Государство, с одной стороны, обязывает производителей утилизировать шлаки. С другой – создает для этого условия. В августе представлена концепция государственной программы по строительству бетонных дорог. В ней четко прописано использование металлургических шлаков. Это открывает большие возможности по увеличению объемов утилизации. Например, трасса М-14, которая проходит через Мариуполь, Херсон и Одессу, в 2021 году будет достраиваться с применением шлака. Что нужно делать дальше? 

Первое – пересмотреть ДСТУ по побочным продуктам производства, создать систему их сертификации и стандартизации. 

Второе – поддержать программы утилизации вторичных ресурсов на государственном уровне.

 Третье — предоставить приоритет в использовании вторичного сырья в ремонте и строительстве автомобильных дорог.

Максим Бородин, первый номер списка партии «Сила  людей»

Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе, фото-2

На сегодня компания «Метинвест» имеет 3 шлаковые горы на территории Мариуполя. Азовстальская, Ильичевская и Сартанская. Основная проблема в том, что загрязнителю дешевле просто вырабатывать и хранить шлак, чем заниматься вопросом переработки этого нагромождения промышленных отходов. 

«Сила людей» Мариуполя видит два возможных пути решения проблемы шлаковой горы.

Первый – использование шлака на общегосударственном уровне для строительства дорог и в других инфраструктурных проектах на условиях разумного партнёрства. Суть проста – с одной стороны государство стимулирует строителей использовать металлургические шлаки на законодательном уровне. При этом, для обоснованного снижения государственных затрат загрязнитель обеспечивает бесплатную отгрузку отходов строителям с соблюдением сроков поставки. За чей счёт будет оплачена доставка из Мариуполя к месту строительства – вопрос дискуссионный, но как возможный вариант – за счет эконалога из бюджета. В этом случае должна быть безусловная серьёзная финансовая ответственность загрязнителя за срыв сроков поставок, нарушение условий хранения и отгрузки и т.д. 

Второй вариант – рекреация. Как ни странно это может звучать, но шлаковая гора (пример Азовстальской) может быть превращена в большую рекреационную зону. Это решит не только экопроблему шлаковой горы, но и позитивно отразится на всем городе. Это безусловно непростой процесс, требующий участия специалистов, полного контроля со стороны не только государства, но и города. А также проведения комплекса сопутствующих работ (как например углубление дна в районе Левобережной набережной). И здесь тоже вопрос взаимного участия и ответственности. Но, уже не просто заводов и государства, но и горожан в лице городской власти. 

Какой путь нужен именно мариупольцам, возможно решить только после проведения обсуждения и с экспертами, и с жителями. Только мы можем решить, что нам лучше и по срокам, и по результату. Потому что фильтрат (жидкость, проходящая через шлак в почву) шлаковых гор крайне опасен для окружающей среды, как и мелкая шлаковая пыль, которую разносит по всему городу во время сильных порывов ветра. И решение вопроса шлаковых гор для мариупольцев настолько же важно, как и решение проблем с выбросами в воздух.

Владимир Клименко, первый номер в списке партии ОПЗЖ в Мариуполе

Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе, фото-3

На самом деле, это решаемая проблема. Но для этого необходимо действовать во взаимодействии бизнеса и государства.

Государство должно создавать условия, при которых бизнес мог бы развивать переработку шлаковых отходов.

Первое, куда нужно направлять шлак, - это строительство дорог.  Опыт показывает, что бетонные дороги имеют хорошие технические характеристики. Надо использовать этот ресурс.

Второе – строительство цементных заводов. Это не только переработка отходов, но и новые рабочие места.

Третье -  в Украине, например, во Львовской области, уже есть опыт производства на основе шлака минеральных удобрений.

Я говорил с экспертами. При комплексном подходе к решению проблемы шлаковую гору можно убрать за 8 лет.

Дмитрий Булава, руководитель городской организации ВО «Батьківщина»

Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе, фото-4

Будемо говорити про дії у короткостроковій перспективі, результати яких ми зможемо побачити досить швидко, при цьому не вкладаючи великі кошти. По-перше, необхідно зробити якісну експертну оцінку та розрахунок гранично-припустимих розмірів шлакових гір - Азовстальської та Іллічивської. По-друге, їх слід укріпити, щоб пил не накривав місто, припинився зсув у море (це стосується Азовстльської), для цього необхідно зробити ґрунтовий шар та насадити рослини, кущі тощо. По-трете, завдяки розпорядженню Кабінету міністрів «Про застосування відходів виробництва в дорожньому будівництві», ми маємо змогу рекультивувати «наші гори» в якісне дорожнє покриття, це досить поширена світова практика, яка дозволить вирішити одразу два питання – дороги та екологія.

Юлия Башкирова, первый номер в списке партии «За майбутнє»

Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе, фото-5

Чтоб решить проблему шлаковой горы, нужно дать доступ к ней бизнесу. Предприниматели найдут применение шлаку. И со временем шлак можно будет полностью переработать.

Вадим Бойченко, городской голова Мариуполя, первый номер списка Блока Вадима Бойченко (БВБ)

Шлаковая гора, высокие тарифы и кризис предпринимательства. Мы задали три трудных вопроса кандидатам во власть в Мариуполе, фото-6

К этому вопросу можно подойти с двух сторон. Можно думать о реальном решении, а можно заниматься популизмом и играть на эмоциях людей. Я точно за реальное решение, за системный подход, который даст результат. 

Для начала нужно ответить на вопрос, а когда появилась эта шлаковая гора? Она начала образовываться в далекие 30-е годы прошлого столетия, с момента появления завода «Азовсталь». На протяжении десятков лет никто ничего не делал, и гора продолжала расти. Последние годы предприятие перестало свозить шлак, соответственно, гора перестала расти. Но то, что уже выросло за долгие годы, начиная с 30-х, сегодня требует решения. 

Проблему нужно решать комплексно и на уровне государства. Шлак - вторсырье, которое можно и нужно использовать в строительстве и дорожном хозяйстве. Некоторые шаги уже сделаны в этом направлении, но нужны четкие программы, которые будут предусматривать использование вторсырья в смежных отраслях. Также важно решить логистические вопросы, без этого организовать доставку шлака из Мариуполя практически невозможно.

Группа Метинвест прорабатывает разные варианты, как справиться с этим наследием прошлого века. Один из перспективных сценариев – рекультивация шлаковой горы. То есть существуют технологии, которые позволят озеленить эту территорию. Дальше уже вместе с мариупольцами нужно думать, как использовать этот участок. Главное – не нужно спекулировать на этой теме, не нужно вводить людей в заблуждение, что есть какое-то быстрое решение. Решение есть, но оно требует времени.

Как уменьшить платежки за отопление?

Платежки за отопление жилья в зимний период – это страшный сон каждой мариупольской семьи. В некоторых квартирах счет от Теплосети достигает двух-трех тысяч гривен, не считая остальные коммунальные расходы.

Можно сколько угодно говорить о том, что тариф должен быть экономически обоснован, но от этого  людям легче не становится. Надо искать способы, как снизить расходы на теплоснабжение многоквартирных домов в Мариуполе. Именно этот вопрос мы и задали мариупольским кандидатам в депутаты.

Ксения Сухова, партия «Слуга народа»

Тарифы на тепловую энергию устанавливает Кабинет Министров. В компетенции местной власти влиять на часть тарифа – через модернизацию и повышение эффективности Теплосети. Самим жителям по силам – сокращение энергопотерь и энергомодернизация. Если отдельно взятому ОСМД провести комплекс мероприятий, то:

1.  Та часть тарифа, которая компенсирует потери тепла, уменьшиться. Значит, уменьшится и тариф.

2.  Для конечного потребителя уменьшится счет, потому что он станет потреблять меньше тепловой энергии.

Кроме того, в Мариуполе есть городские программы софинансирования из местного бюджета на утепление домов, замену окон в подъездах  и установку умных рамок. Нужно расширять и поддерживать такие программы. В совокупности это даст экономический эффект, и люди будут платить меньше.

Максим Бородин, партия «Сила людей»

Проблема высоких платежек за отопление в Мариуполе связана лишь частично с выросшей ценой на газ, но в первую очередь это история про глобальную неэффективность использование энергоресурса – тепла. 

Почему? Рассмотрим общую систему отопления.

Первое звено: большие и неэффективные котельные, часто не способные быстро изменять режим подогрева, в итоге есть два режима «греем на полную или не греем вообще». Как тут эффективно регулировать подачу тепла?

Второе звено: слишком растянутые в расстоянии теплотрассы. 

Есть прецеденты, когда котельная находится на 17 МКР, а отопление она подает вплоть до Дома связи. Рассказывать про теплопотери наших трасс, думаю, никому не нужно: возле каждого дома есть протяженные участки земли, под которыми расположены теплотрассы и эти участки зимой колосятся зеленой травой и на них редко бывает снег. И всё это отопление улицы мы оплачиваем из наших карманов. 

Третье звено: это использование конечным потребителем тепла, дошедшего до многоквартирного дома. Ведь «индивидуальные тепловые пункты» или «умные рамки» в доме – это здорово. НО, без замененных стояков отопления и установки в каждой квартире, на каждом радиаторе отопления (батарее) регуляторов подачи тепла – все эти модернизации с «умными рамками» не имеют большого смысла. 

 То есть решение проблемы, как уменьшить размер платежек за тепло, есть, но нужен адекватный и комплексный подход. 

Владимир Клименко, партия ОПЗЖ

Для того, чтобы сократить расходы населения на отопление, нужно экономить ресурсы. Другого пути нет. И для этого нужно заняться наконец модернизацией оборудования в котельных.

Насколько я знаю, последний раз реконструкция котельных проводилась лет шесть назад. Ремонтом котлов никто не занимается. И в результате происходит вот что. Почти во всех г=котельных Мариупольтеплосети стоят старые, устаревшие котлы, которые могут работать только в двух режимах – или включить, или выключить. Оборудование запускается осенью, и выключить его можно только весной, в конце отопительного сезона.

Все же наверняка видели, как посреди зимы в домах распахнутые окна. На улице +15, и все дружно отапливают улицу. Потому что котел «прикрутить» нельзя. Конечно, в ОСМД пытаются каким-то образом регулировать подачу тепла, но это не решает проблему в целом. Нужно устанавливать новое современное котельное оборудование, которое бы позволило контролировать подачу теплоносителя в зависимости от температуры воздуха. А в некоторых случаях – вообще отказываться от больших котельных, которые обслуживают огромные микрорайоны, и переходить на мини-котельные контейнерного типа. Это позволит избежать больших потерь при транспортировке теплоносителя. 

Второй момент – это переход на индивидуальное отопление. На государственном уровне принято постановление, которое позволяет местным громадам самим определять порядок перехода на индивидуальное отопление. Но в Мариуполе разрабатываются такие правила, что осуществить переход на индивидуалку почти невозможно. Нужно согласие большинства жильцов дома. Нужно, чтобы ваши соседи были готовы тратить свои деньги на установку оборудование. Это очень и очень сложно.

Почему индивидуальное отопление – это хорошо? Здесь все просто. Оно позволяет владельцу квартиры самостоятельно регулировать температуру в помещениях. И за счет этого экономить.

Я считаю, что если квартира – приватизированная, то есть если это частная собственность, то владелец жилья должен иметь полное право распоряжаться этим жильем так, как считает правильным.

И третье. Муниципалитет должен создать коммунальную энергетическую компанию, которая бы могла закупать энергоноситель летом – в том время, когда он дешево стоить, делать запас, который можно было бы использовать вы отопительный период. Это позволило бы существенно экономить средства.

Реализовав такой комплексный подход, можно было бы сократить размер платежек мариупольцев примерно на 30%.

Дмитрий Булава, руководитель городской организации ВО «Батьківщина»

На жаль, тарифне регулювання - це питання не місцевого рівня. Але ми з свого боку, як місцева влада, можемо зробити низку кроків, які призведуть до відчутного зменшення платежів. До місцевого бюджету необхідно закласти витрати на енерго-аудит та заходи, які будуть рекомендовані його заключенням. Тобто, ми спочатку маємо дізнатись, чи є втрати тепла в оселях, якщо вони є, то через що саме, потім розробити план його усунення та допомогти з цим. Потім переобладнати системи опалення розумними рамками, які будуть реагувати на зміни зовнішньої температури, тобто, якщо за вікном 10 градусів тепла, подача опалення може бути зменшена, якщо -10 морозу – збільшена. Таким чином, температура в оселях під час опалювального сезону буде залишатись стабільною, а для її забезпечення буде використовуватись оптимальна кількість енергії.

Юлия Башкирова, «За майбутнє»

Чтобы уменьшить платежки за тепло, муниципалитету надо, как минимум, их не повышать. НКРЭ установила тарифы, а город повысил их на 30%. И мы, конечно, будем оспаривать это решение в судах.

Кроме того, надо заниматься утеплением домов, устанавливать умные рамки и таким образом сокращать расходы энергоресурсов.

Вадим Бойченко, городской голова Мариуполя, БВБ

Мы в Мариуполе уже показали, как можно реально снизить стоимость за отопление. Я говорю про термомодернизацию. Мы на местах не влияем на формирование стоимости газа, а именно он составляет более 80% в структуре тарифа. Но в наших силах на местах снизить потребление газа за счет термомодернизации. Это и утепление домов, и установка так называемой «умной рамки», которая дает возможность регулировать подачу тепла на дом в зависимости от температурного режима на улице. Это и замена оконных блоков в подъездах в рамках программы мини-проектов. Все эти опции сегодня доступны мариупольцам благодаря программе поддержи ОСМД, а также «теплым кредитам». Программу поддержки ОСДМ мы приняли в 2016 году. За это особая благодарность депутатскому корпусу за поддержку моих инициатив. На протяжении всех пяти лет мы действуем, как единая команда. Благодаря этому более 1000 домов уже получают ремонты, в том числе и утепление.

Пока одни обещают снизить тарифы, мы сделали это на месте, не дожидаясь каких-либо решений из центра. Сегодня в некоторых домах цена за отопление уже снижена в разы. Это реальная экономия для людей. Они платят только за то тепло, которое реально потребляют. Крайне важно сохранить эту программу, которая дает людям реальный инструмент экономии своих средств. Но для этого нужна единая позиция как мэра города, так и депутатского корпуса. Именно поэтому я создал единственную мариупольскую партию Блок Вадима Бойченко, чтобы продолжить программы развития Мариуполя.

Что нужно сделать, чтобы число мелких предпринимателей в Мариуполе увеличилось вдвое?

Моноэкономика, от которой страдает Мариуполь, особенно в период экономических кризисов, за последние пять лет не стала менее монопольной. Бизнес жалуется, что условия для работы в Мариуполе не способствуют развитию предпринимательства. Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию, - отвечают кандидаты в депутаты.

Ксения Сухова, «Слуга народа»

Местной власти нужно работать в двух направлениях. Во-первых, консультировать, помогать, пресекать любые попытки давления на бизнес. Во-вторых, внедрять финансовые инструменты стимулирования и поддерживать предпринимателей с помощью грантов. На старте многие начинающие предприниматели сталкиваются с проблемами из-за недостатка опыта, бюрократии, незнания ряда юридических нюансов. Поэтому необходимо организовать комплексное информационно-правовое сопровождение через Центры поддержки бизнеса. Здесь же можно будет подать предложение, заявку на грант, получить консультацию либо сообщить о давлении на бизнес. Важна и роль государства. В этом году запущена программа доступных кредитов “5-7-9%”. И таких программ в Украине должно быть больше.  

Максим Бородин, «Сила людей»

Сложно обещать увеличение предпринимателей вдвое, не скатываясь в предвыборный популизм. 

Но даже сегодня у Мариуполя есть возможности, с помощью которых можно помочь мелкому предпринимателю развиваться. 

Имущество громады должно работать на громаду, а предприниматели - получать легкий и равный для всех доступ к коммунальным ресурсам. Решение этой проблемы мы видим в запуске:

- офиса лоббистов малого и среднего бизнеса, которому будет передано в управление все имущество и земельные участки для реализации реальных программ. Частью этого офиса станет юридическая служба, которая будет предоставлять предпринимателям бесплатные услуги адвоката в противодействии давлению со стороны налоговой и других проверяющих органов;

- программы Муниципального акселератора, которые на старте помогут инновационному предпринимательству и поиску новых рыночных ниш для существующего бизнеса;

- револьверного фонда поддержки бизнеса, который предоставит бизнесу доступ к срочным беспроцентным займам из бюджета города на развитие и модернизацию;

- программы эффективного использования имущества громады, для получения  предпринимателями права льготной аренды коммунального имущества с прогрессивной ставкой от нуля.

Кроме того, надо искоренять  практику краткосрочной аренды земли под собственной недвижимостью. Хозяин собственности - хозяин земли.

Созданные условия перезапустят экономику города. Именно предприниматели, а не олигархи станут реальными владельцами Города Мечты.

Владимир Клименко, ОПЗЖ

Чтобы возродить предпринимательство, надо поменять городского голову. В 2015 году в Мариуполе было зарегистрировано 38 тысяч предпринимателей, сейчас, если не ошибаюсь – немногим более 15 тысяч. 

Видимо, на определенном этапе, когда в Метинвесте остро не хватало рабочих рук, была нужна такая стратегия, которая позволяла бы сохранить рабочие кадры заводам. Но сейчас на комбинатах – оптимизация. В начале этого года на комбинате им. Ильича сократили около 5000 человек. И что делать людям, где искать работу? В 2016 году на учете в центре занятости состояло 1200 человек, сейчас – около 5 тысяч. И это только те, кто зарегистрировался. 

Развитие малого и среднего бизнеса могло бы дать Мариуполю необходимые рабочие места.Что для этого нужно? Самая острая проблема на сегодняшний день – земля. В городе практически нет земли под коммерцию. Люди не могут развивать производство, не могут открывать новые предприятия, потому что негде.

Городу как воздух нужны земельные аукционы.

Сейчас же ситуация такова, что даже те предприниматели, которые имеют в аренде землю под коммерческими объектами, не имеют возможности продлить аренду. У предпринимателя есть, например, магазин, а ему отказывают в аренде депутаты на сессии. Он обращается в суд, выигрывает его, и только после этого горсовет принимает законное решение. То есть сейчас иначе, чем через суд, невозможно добиться справедливости. 

Еще один момент – это несправедливая оценка процентной ставки за землю. Почему-то земля под металлургическими комбинатами оценивается по минимальной ставке, а для малого и среднего бизнеса – по максимальной.

С таким подходом бизнес в Мариуполе развиваться не будет.

Дмитрий Булава, ВО «Батьківщина»

Як підприємець та менеджер за освітою, можу сказати, що необхідно створити попит. Тобто, якщо місто зацікавлено у підтримці власних малих та середніх підприємств, запрацюють ті, які були вимушені зупинити свою діяльність та з’явиться мотивація створювати нові. Сьогодні бізнес у сфері харчування, надання іт-послуг достатньо успішно та динамічно розвивається, на жаль, цього ми не можемо сказати про будівництво. Багато будівельних підприємств та фірм простоюють. Водночас є попит з боку місцевого населення на житло, він підсилюється з боку внутрішньо переміщених осіб, які працюють в Маріуполі та мають намір залишатись у нашому місті та бажають придбати власне житло. Тобто, місто може закласти замовлення на будівництво у бюджет. Це будуть навіть не витрати, а своєрідні інвестиції, адже будівельні підприємства міста запрацюють, що в свою чергу надасть робочі місця та надходження податків до місцевого бюджету.

Юлия Башкирова, «За майбутнє»

В Мариуполе нужно создавать нормальные условия для бизнеса. Сейчас этого нет. Очень жесткие условия. Контролирующие органы постоянно проверяют. Вывески не такие – штраф. Но далеко не каждый предприниматель может позволить себе установить дорогостоящую вывеску.

А МАФы… Чтобы получить разрешение на их установку, надо набирать какие-то баллы, не все вообще понимают, как это сделать.

В Мариуполе есть заброшенные, неработающие предприятия. Я уверена, что если создать нормальные условия, то в городе найдутся люди, которые согласятся инвестировать и перезапустить их.

Вадим Бойченко, городской голова Мариуполя, БВБ

Мы полностью поломали коррупционные схемы в сфере ведения бизнеса в городе. Установили честные, а главное законные правила игры для предпринимателей. Благодаря Центрам предоставления административных услуг, мы исключили связь между предпринимателем и чиновником. Таким образом разрубили этот коррупционный узел, который сформировался в городе за долгие годы.

Второй элемент для привлечения бизнеса – развитие инфраструктуры. Мы видим, что места, где проведена реконструкция, наполняются различными кафе, магазинами, кофейнями и т.д. Это кольцо вокруг драмтеатра, теперь это площадь Свободы и мира, это территория вокруг парка Веселка. В скором времени их число пополнит парк им. Гурова в Кальмиусском районе. Если раньше не было развития инфраструктуры, то и бизнес не стремился инвестировать деньги. Теперь ситуация кардинально изменилась.

Третий элемент – это программы поддержки бизнеса со стороны города. Мы создали Центра поддержки и развития малого и среднего бизнеса, приняли депутатским корпусом программу поддержки бизнеса. Сегодня уже десятки предпринимателей воспользовались этими возможностями и осуществили свою мечту – открыли свое дело. Еще одна важная составляющая – международные программы поддержки бизнеса от USAID, ПРООН. Сегодня эти международные партнеры успешно сотрудничают с муниципалитетом.

Итого есть три компонента, которые дают возможность развитию бизнеса: честная и открытая работа муниципалитета, развитие инфраструктуры города и программы поддержки бизнеса. Сегодня все три составляющие есть у Мариуполя, и мы видим, как с каждым днем открываются новые предприятия, которые создают рабочие места для мариупольцев. За последние несколько лет в Мариуполе появилось дополнительно порядка 1000 предприятий. Важно сохранить и усилить эти достижения. 

Читайте по теме: Схематоз. Как они снова будут красть наши деньги

Кто решит твою проблему, Бойченко, Кириленко или Зеленский? Помогаем разобраться, - ТЕСТ

Выборы-2020: кто в Мариуполе претендует на кресло мэра, и что известно о кандидатах

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь

Коментарі

Показувати новий коментар:
внизу вгорі
111
10 жовтня 2020 р., 09:32
Ильических только 5 знаю, старая на жилкопах,напротив ст 3000 внутри завода, напротив 1700 за заводом, Cартанская,на гранустановке.При Союзе на гранустановке и днем и ночью составы грузили шлаком, куда то отвозили
100%
10 жовтня 2020 р., 09:44
Одно болобольство .
Чух
10 жовтня 2020 р., 10:16
Чес, при ****, на Азов стали шлак Грузии на баржи и морем отправляли для использования в строительстве. Пирс причала еще сохранился. И население шлак разгребать охотно. А сколько он стоит сейчас???
родзджд
10 жовтня 2020 р., 10:58
Все деньги уходят на укродурку в виде плясок и скачек-результат,повышенные тарифы,наплевательское отношение к людям.
патриарх
10 жовтня 2020 р., 11:02
Максим Бородин и  Бойченко. Остальные программы в топку. Спасибо Романенко Анна.!!
live comments feed...