• Головна
  • Уроки прошлого или подробности сразу нескольких следственных дел №...
Субботний разговор
14:50, 2 березня 2013 р.

Уроки прошлого или подробности сразу нескольких следственных дел №...

Субботний разговор

1 марта - значимый для мариупольцев день, сразу по нескольким причинам, в современной истории все чаще для многих становится белым листом календаря. В первый день весны 1938 года были расстреляны семь священников Российской Катакомбной Тихоновской Церкви. 1 марта, если правильно адаптировать календарь Старого стиля под новый, День памяти святителя Игнатия Мариупольского и день памяти одного из первых краеведов Приазовья Игоря Налчаджи.

Что мы знаем о дореволюционной жизни Мариуполя – православной и культурной? Да, практически, ничего. Только то, что были соборы (Святого Харлампия церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а так же Успения Пресвятой Богородицы, Харлампиевский), несколько церквей (Марии Магдалины, церковь на центральном кладбище во имя Всех Святых) да храм во имя Святой Марии Магдалины. Строительство новых церквей и соборов тогда начиналось через каждые 2-4 года. Возведенные еще в конце XVIII века, они хранили святыни вывезенные греками из Крыма: чудотворная икона Богоматери Одигидрии, икона византийской работы XI века «Святой Георгий с житием» (сейчас хранится в Национальном музее украинского искусства в Киеве), иконы Косьмы и Дамиана и Святой Параскевы. Кроме того хранилась в городе, как казацкое наследие, икона Святого Николая.

Да еще то, что действовал греческий театр. А потом это все пропало, словно никогда и не существовало. Так, где-то когда-то кто-то чего-то из старожилов вспомнит утайкой, или попадет в руки краеведческая книга. И все… cce6e8b8022f

Уроки прошлого или подробности сразу нескольких следственных дел №..., фото-1

Мало кто знает, что была в Мариуполе еще и гонимая Российская Катакомбная Тихоновская Церковь. Это малая неканоническая церковь, которая стала объединяющим звеном нескольких староверческих общин. И которая до последнего поддерживала жителей Мариуполя в их желании жить по старым обычаям, по старому укладу, пускай и в окружении достижений цивилизации.

В имперской России староверы были гонимы канонической православной церковью. А простым народом почитаемы наравне с канонической. Наверное, потому после, в Советском Союзе, священнослужители казненные сотрудниками НКВД, стали народом чтиться как святые.

Вот имена тех, кого 19 сентября 1937 года в соответствии с выписанным ордером арестовали, а затем тайно растреляли:

  • Шумаков Николай Семенович
  • Жежеленко Орест Игнатьевич
  • Станецкий Борис Васильевич
  • Окиншевич Лев Федорович
  • Гонтаревский Федор Васильевич,
  • Кретинин Василий Васильевич
  • Арнаутов Михаил Васильевич (благочинный Мариупольского округа).

Всем семерым было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. Вот выдержки из обвинительного заключения, датированного 23 октября 1937 года:

"Я, опер. Уполномоченный 4 отд. УГБ Мариупольского Горотдела НКВД сержант Государственной Безопасности Пашков, рассмотрел 23 октября 1937 г. следственное дело по обвинению служителей религиозного культа ШУМАКОВА Николая Семеновича 1888г., уроженца с. Любимовка Нижнениколаевского района Днепропетровской области. ЖЕЖЕЛЕНКО Ореста Игнатьевича,1879 г., с. Алферово Днепропетровской области. СТАНЕЦКОГО Бориса Васильевича, 1899г. с.Новоселовка Чубаровского района БССР. КРЕТИНИНА Василия Васильевича, 1874г. ГОНТАРЕВСКОГО Федора Васильевича, 1871 г. АРНАУТОВА Михаила Васильевича, 1872г.
Группа попов-тихоновцев, в лице перечисленных, являются ярыми монархистами, тесно связанными между собой по контрреволюционной деятельности. Руководители Арнаутов и Жежеленко. Последние, неоднократно, устраивали у себя, на квартире, нелегальные контрреволюционные сборища, на которых, давались установки вышеуказанным попам, проводить, среди верующих, контрреволюционную агитацию против Партии и Советской власти. Кроме того, вышеуказанные попы- монархисты прививали среди окружающих повстанческие тенденции на борьбу с Советской властью…"

Судьба этих людей, для многих из нас – пособие по тому, как нужно вопреки всем обстоятельствам оставаться верным своим идеям, своей вере, своему народу. Ведь, если пристальней вчитаться в обвинительное заключение, то станет ясно – казнили не за контрреволюционную деятельность, казнили за отказ сотрудничать с властью советов. Вот показания лже-свидетелей:

"СТАНЕЦКИЙ БОРИС выполнял нелегально религиозные требы. Проводил антисоветскую агитацию, рассказывал о загробной жизни… Монархически настроены. Собирают систематические средства для помощи священникам, находящимся в ссылке. Проповедуют повстанческие идеи для борьбы с Советской властью. о. Михаил Арнаутов, когда приехал из области работник по реквизиту, вызвал к себе священников и инструктировал их, как себя вести. Что, если потребуют отречься от сана, не делать этого. Что скоро будет крестовое нашествие и тогда отрекшиеся не будут допущены к Церкви. ЖЕЖЕЛЕНКО ходит по квартирам и проповедует, что скоро конец Советской власти. Он создал из фанатичных верующих женщин отряд "кликуш", под названием "сестричества". Проводит с ними антисоветские беседы, с помощью их распространяет слухи, дающие пищу контрреволюционным действиям",- под этими строками подписался священнослужитель Имярек.

Из показаний другого свидетеля, тоже, в рясе. "Проводят монархическую агитацию. Поминают Царя. Рисуют перед верующими блаженства жизни при Царе. Что Царь жив и скоро Царь и религия снова станут утешениями в счастливой жизни людей. Говорят, что скоро рассчитаются с коммунистами и их вождями. В своих молитвах призывают проклятия на голову коммунистов и молятся о гибели Советской власти. Собирали подписи, писали коллективное письмо об освобождении из ссылки епископа АНТОНИЯ. Посылали в ссылку человека с продуктами и деньгами. Требовали возвращения епископа АНТОНИЯ обратно в епархию".

Как гласят архивные документы, многие из тех свидетелей впоследствии стали служить в оставшихся так называемых «подпольных церквях». Там они не Богу возносили молитвы, а пропагандировали жить в мире с новой властью.

Уроки прошлого или подробности сразу нескольких следственных дел №..., фото-2

 rew copyПо той же причине была казнена и труппа Греческого национального театра. Все до единого отказались пополнить репертуар театра спектаклями-агитациями. Эту тему не единожды раскрывали мариупольские краеведы – Аркадий Проценко, Галина Захарова, Игорь Налчаджи – первооткрыватель для мариупольского читателя этой трагической страницы в истории нашего города.

Его имя сегодня несправедливо забыто. В конце восьмидесятых годов ХХ столетия все книги были сняты с издательства, а те, что успели попасть на полки киосков союзпечати – сожжены. А ведь это он отыскал в Одессе протоиерея Мултыха, который в 1943 году спас останки святителя Игнатия Мариупольского. Это он первым громко посмел сказать, что у Мариуполя была история и дореволюционная, что и в Советском Союзе у жизни было два лица – торжественное и бунтарское. Это Игорь Налчаджи первым предложил вернуть мариупольцам и жителям Приазовья их национальный праздник – День памяти святителя Игнатия Мариупольского. И отмечать его в соответствии с новым стилем 1 марта. Тоже как мы его празднуем сейчас 16 февраля – в корне не верно.

Уроки прошлого или подробности сразу нескольких следственных дел №..., фото-3

 Его последователи-краеведы, учителя истории в своих трудах не раз опирались на сделанные им открытия, шли по его следу, используя первоисточники. А вот на вечер его памяти никто из краеведов, педагогов, деятелей культуры не пришел. Зал остался почти пустым. Данная тема малоинтересна и молодому поколению.

Город, который носит имя Пресвятой Богородицы, долгие годы сопротивлялся привыкать к жизни без памяти и веры. Кто-то сломался и стал жить в ногу со временем. А кто-то, сохраняя свою честь и достоинство, и после смерти, учит нас не разрывать связь веков, не отрекаться от мудрости прошлых поколений и жить с любовью и верой в сердце.

Можно по-разному относиться к тем или иным событиям в истории своего народа. Но нельзя их отрицать и забывать. Во все времена незнание своей истории считалось моветоном. Сегодня же, видимо, как раз знание и почитание подвигов своих предков – дурной тон.

 

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...