Куда девались мариупольские «Шкоды». 13 интересных фактов о мариупольском троллейбусе, - ФОТО

В апреле 1970-го года, ровно 50 лет назад, на маршрут вышел первый в Мариуполе троллейбус.

Он двигался  от драматического театра до депо-4 (ул. Громовой, 1). А уже через год в городе ежедневно на линии выходило 84 машины  марки Skoda.

Так выглядели первые мариупольские троллейбусы. Фото из музея МТТУ

Куда девались мариупольские «Шкоды». 13 интересных фактов о мариупольском троллейбусе, - ФОТО, фото-1

Это были машины чехословацкой легендарной модели Шкода 9Тр. 

Куда девались мариупольские «Шкоды». 13 интересных фактов о мариупольском троллейбусе, - ФОТО, фото-2

Именно такая техника была закуплена для Мариуполя. В отличие от отечественных аналогов, эти машины были надежными и комфортными. Причем Мариуполь стал первым городом на востоке Украины, троллейбусные маршруты которого обслуживались высококачественными чехословацкими троллейбусами.

Куда девались мариупольские «Шкоды». 13 интересных фактов о мариупольском троллейбусе, - ФОТО, фото-3

«С распадом СССР поставки чешских машин в мариупольское депо прекратились, - писал для 0629 Евгений Маевский. -  С этого момента город начинает покупать российские троллейбусы ЗиУ-10БОО (10 штук в 1992 году - спарки), ЗИУ-682Г (1992-1993 - 58 штук), ЗИУ-6205 (3 штуки в 1993 - спарки).

Куда девались мариупольские «Шкоды». 13 интересных фактов о мариупольском троллейбусе, - ФОТО, фото-4

Интересный факт: одна из партий ЗиУ-9Г в количестве 10 машин должна была отправиться из морского порта Мариуполя в Чили. В этих троллейбусах все было написано по-испански. Однако из-за заводского брака контракт был расторгнут, машины оставили в городе, где электрики своими силами устранили заводские оплошности.

В 1994 году после изменений в схемах движения, в Мариуполе появляется  самый длинный маршрут – 15-й, который связал запад и восток города (Левый и Правый берег).

К 1 октября 1997 года в Мариуполе изменили движение сразу трёх маршрутов: №12 продлён от переулка Нахимова до пригородной автостанции (АС-2), №15 продлён от кинотеатра «Союз» до ул. Таганрогской. А вот такие маршруты, как №3, №7 и №14, были отменены, потому что являлись по сути укороченными версиями других маршрутов. Таким образом маршрутная сетка приблизилась к такой, какой мы знаем сейчас, уточняют в КП МТТУ.

В 2001 году Мариупольский торговый порт подарил ТТУ  троллейбус ЮМЗ Т2. Его закрепили за 8-м маршрутом, связывающим порт с центральной частью города.

С 2001 года в Мариуполе не приобретали новых троллейбусов, и только начиная с 2005 года поставки новых машин в город возобновились, правда, далеко не в тех объемах, которые требовались стареющему мариупольскому троллейбусному парку. В общей сложности за период 2005 – 2016 год в Мариуполь поступило 19 троллейбусов.

Интересный факт: в 2004 году ко всем номерам троллейбусов была приписана «1». 444 стал 1444 и т.д. Таким образом, бортовые номера всех троллейбусов стали четырёхзначными. Это было сделано, чтобы разъединить нумерации трамваев и троллейбусов.

Еще один интересный факт: 5 троллейбусов TROLZA (они же ЗиУ-682Г), приобретённые в 2006 году, поначалу были переданы не ТТУ, а частной фирме «Азовпасстранс», которая решила сделать троллейбусные перевозки частными. Однако частные троллейбусы продержались недолго: в 2007 году эти 5 машин таки были переданы на баланс ТТУ.

В 2016 году началось активное обновление троллейбусного парка. Были куплены 13 б/у троллейбусов MAN SL 172 HO из Золингена (Германия). Троллейбусы прошли капитальный ремонт в Днепре, после чего прибыли в Мариуполь и вышли на работу с пассажирами. 

Также, начиная с лета 2016 года в город массово начали приходить троллейбусы Дніпро Т-103 и к сентябрю 2017 года их было уже 11. 

15 декабря 2018 года была запущена новая троллейбусная линия по улице Куприна (новый участок: автостанция № 2 — ул. Куприна — бул. Шевченко — ТРЦ «ПортCity»). До ТРЦ «ПортCity» продлены троллейбусные маршруты №5 и №12 – первое изменение троллейбусной сети в сторону увеличения за долгое время.

Но не обошлось и без неприятных, хотя и неотвратимых, событий. За период 2016 – 2018 года ушли на заслуженный отдых надежные чешские троллейбусы Шкода 14Тр. 

Куда девались мариупольские «Шкоды». 13 интересных фактов о мариупольском троллейбусе, - ФОТО, фото-5

30-летняя история эксплуатации данной модели завершилась, навсегда оставив след в истории мариупольского электротранспорта. Следом ушли и длинные «гармошки» ЗиУ-10, и их одиночные версии ЗиУ-9. Они уступили место более новым, прогрессивным моделям. 

 «Очень символично, что именно в этот юбилейный год, когда мариупольскому троллейбусу исполняется 50 лет, нас ждёт самое грандиозное обновление троллейбусного парка. Контракт на поставку 72 троллейбусов подписан, первые 12 машин уже поставлены и работают на улицах Мариуполя. Как раз на днях пришли ещё 12 машин, до конца года мы получим все положенные троллейбусы. Часть из них будут оборудованы автономным ходом на 20 км, чего в Мариуполе не было никогда! Это позволит планировать и запускать совершенно новые троллейбусные маршруты. Так что к концу этого года троллейбус снова вернёт свои господствующие позиции на дорогах Мариуполя», - написал в Фейсбук КП МТТУ Виталий Донев.

В материале использованы фото музея МТТУ.

Мариуполь троллейбус
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии