Шедевры со свалки. Истории о том, какие сокровища хранит культурный Мариуполь

Страшные времена переживало искусство во времена атеизма и духовного опустошения. Взрывались храмы, уничтожались иконы, старинные полотна выбрасывались на помойку. Это происходило по всей стране, но восток Украины, кажется, потерял больше  других. Так считает глава Львовской национальной галереи Тарас Возняк. Он говорит, что значительная часть коллекций львовских музеев собирали на мусорках. Зато сегодня эти спасенные шедевры позволяют организовывать грандиозные выставки и зарабатывать большие деньги.

«Хорошо львовянам, у них есть что выставлять. Есть на чем зарабатывать. Не то что в Мариуполе…», - так считает большинство наших земляков. И ошибаются. Мариуполь, конечно, утратил несколько настоящих художественных реликвий. Но, тем не менее, в городе сохраняются настоящие шедевры  - и в музеях, и в частных коллекциях.

«В Мариуполе немало похожих на львовские историй о том, как интересные артефакты находили на  свалках, в сараях и на  местных барахолках», - говорит Александр Чернов.

Шедевры со свалки. Истории о том, какие сокровища хранит культурный Мариуполь, фото-1

Чернов – известный коллекционер-исследователь, искусствовед, галерист. По образованию инженер, а в душе – художник. Когда-то пробовал рисовать сам, но когда понял, что гениальных полотен вряд ли создаст, сосредоточился на том, что ему близко, что он знает, любит, понимает лучше всего – на коллекционировании. 

«Коллекционировать я начал лет этак с семи, когда пошёл в школу. Сначала собирал спичечные этикетки, потом почтовые марки, значки и монеты. Даже такую экзотику, как яйца птиц собирал», - вспоминает Чернов.

В старших  классах стал увлекаться книгами по искусству. Носился по книжным магазинам, блошиным рынкам и букинистам в поисках фолиантов. И читал, читал, читал. Учился по книгам.  

В 80-е годы по совету одного знакомого начал собирать коллекцию советского фарфора. Сейчас это одно из самых больших собраний в Украине. 

«В те годы я покупал на наших местных барахолках по нескольку статуэток в день. И это были прекрасные образцы советской пластики, - вспоминает Чернов. - Мало кто их ценил. Сейчас рынок уже вычищен. Если раньше почти в каждой семье были статуэтки, то теперь это большая редкость. Теперь только у коллекционеров можно купить редкие экземпляры».

Свою первую картину Александр Чернов купил в Одессе, куда попал по распределению после окончания вуза. На знаменитом Староконном рынке в 70-е годы прошлого столетия.

«Картину продавала милая одесская старушка, - вспоминает он. - Долгие годы она хранилась на чердаке, вся была в птичьем помёте, покрывавшем обратную сторону холста и старинную раму.. А вот лицевая сторона полотна была покрыта темным слоем лака, сквозь который просматривался морской пейзаж в духе Айвазовского. Когда я «помыл» работу и показал её работникам одесских художественных музеев, те сказали, что это работа второй половины ХIХ века и, скорее всего, принадлежит одному из учеников или последователей Айвазовского. А возможно и самому мэтру маринистики, но тут нужна хорошая экспертиза».  Как говорится, новичкам везет.

С тех пор вот уже более 40 лет Александр Чернов коллекционирует живопись и графику. И кажется, он знает об этом всё. Особенно о тех знаменитых художниках, которые каким-то образом были связаны с Мариуполем.

Шедевры со свалки. Истории о том, какие сокровища хранит культурный Мариуполь, фото-2

- Скажите, Мариуполь действительно беден на культурные ценности, как принято считать в нашей некомпетентной, далекой от искусства среде?

- Ну что вы, нет конечно. Обыватель культурную ценность, как правило, определяет в деньгах. А это в корне не верно. Безусловно, город на протяжении своей истории очень пострадал от различных социальных потрясений и войн. В 20-30-е годы прошлого столетия был уничтожен цвет мариупольской творческой интеллигенции. Так называемая «греческая  операция», проведенная подручными НКВДистами Сталина, отправила на тот свет местных поэтов, художников, артистов, закрыла выходившие газеты и журналы, разгромила мариупольскую типографию, педагогический техникум и Греческий театр. Уничтожались церкви, а с ними их служители и богатое  церковное убранство. Мариуполь в эти годы пострадал как ни один другой город на Донбассе. А ведь в мариупольских соборах хранились очень ценные иконы, привезенные греками из Крыма во время их переселения в конце 18 века. Например, икона «Георгий Победоносец» была византийской реликвией ХI века и хранилась в Харлампиевском соборе. В 1960-е годы киевские искусствоведы забрали её на реставрацию и больше в Мариуполе её не видели. Сейчас она украшает экспозицию Национального художественного музея в Киеве. Потом была еще икона «Богородицы Мариупольской» в серебряном окладе, украшенном драгоценными камнями. Очень ценная. Она исчезла в 20-х годах и до сих пор судьба ее не известна.  В те годы и много позже «гуляли» в Мариуполе и картины самого знаменитого нашего земляка — Архипа Ивановича Куинджи. По рассказам моего друга искусствоведа Николая Аджавенко, в 30-е годы на мариупольской барахолке отчим известного советского искусствоведа Виталия Манина (автора монографии о Куинджи) купил несколько работ Архипа Ивановича. Будучи у него в гостях в московской квартире, Аджавенко видел на стене эскиз Куинджи к «Чумацкому тракту в Мариуполе».

Много утрачено, что там говорить. Но, тем не менее, и в музее, и в частных коллекциях есть очень ценные картины и другие артефакты.

- И как они собирались? Откуда?

- Об этом я могу рассказывать часами (у Александра Чернова есть книга об этом - «Роман с антиквариатом»,  - прим.ред.). Когда я работал директором Центра искусств «Артлюкс», ко мне обратился немолодой мужчина и предложил купить у него картину, которой более 50 лет. Через 15 минут мы были на месте, благо он жил рядом с «Артлюксом». На стене висел портрет молодой, симпатичной девушки под слоем многолетней пыли. Но даже сквозь пыль я разглядел руку талантливого живописца. Кто автор и кто на портрете, я постарался выяснить у престарелой матери этого мужчины. Оказалось, что изображена их родственница — балерина Одесского оперного театра. Она рано умерла, детей и семьи у неё не было, вот и поделили добро между родственниками. Так картина из Одессы переехала в Мариуполь. 

Но кто автор? Когда я «помыл» полотно, то увидел монограмму художника — ЮЕ. Буквы редкие и на ум сразу пришло — неужто знаменитый Юрий Егоров? Художник, который создал свое направление и свой стиль в советской живописи. Начались поиски и через несколько лет «пазлы» сложились — оказалась ранняя работы классика.

 Или другая история, связанная с рисунками, приписываемыми великому русскому художнику Верещагину. В начале 2000-х годов я приобрел эту папку с рисунками. Их было сорок семь, все они были аккуратно наклеены на паспарту и закрывались с лицевой стороны папиросной бумагой. По всему было видно, что их бывший владелец очень ими дорожил. А владельцем этих рисунков был Николай Иосифович Никаро-Карпенко - незаурядная и экстравагантная личность послевоенного Мариуполя. Приобрел он их в начале 1920-х годов в Крыму у бывшего помещика. По словам этого помещика, принадлежали рисунки  руке Верещагина. На некоторых были изображены участники Русско-Турецкой войны 1878 года, многие были подписаны монограммой. Начались мои поиски, мне непременно хотелось установить автора этих рисунков. И я добился этого! Оказалось, что подписанные рисунки принадлежат руке забытого украинского художника  Иосифа Казимировича Буткевича. Выпускник С.-Петербургской Академии художеств вместе с группой других художников был направлен на Балканы, где шли бои русской армии с турками и там делал натурные зарисовки. О своей работе по атрибуции рисунков я сделал публикацию в «Мариупольском краеведческом сборнике». И что? Украина вспомнила своего забытого героя, выставки провела? Ничуть не бывало. А ведь его работы хранятся в Киевском русском музее, да и в нашем тоже. Правда, у нас они висят в экспозиции как рисунки В.В. Верещагина. 

- А почему не исправляют подпись?

- Этот вопрос не ко мне. Задайте его работникам музея.

-  Скажите, а Мариуполю вообще есть кем гордиться и что экспонировать? Есть какие-то громкие имена художников в нашем музее?

- Безусловно есть! Назову только выдающихся украинских и русских художников советской эпохи. Это легендарный «парижанин» Н.П.Глущенко, замечательные крымские мастера Ф.З.Захаров и М.Цветкова, это наша гордость  Т.Н.Яблонская, признанный во всем мире наш современник И.С.Марчук, это великолепные пейзажисты С.Ф.Шишко, Б.Щербаков и А.М.Грицай и многие другие. Это один из основоположников американского монументализма В.М.Арнаутов, наши выдающиеся монументалисты Л.Н.Кузьминков и В.К.Константинов, А.Г.Кечеджи и Н.К.Бендрик, Ю.Ф. Злыдень и А.А.Махотин, Л.Н.Гади и Л.И.Бондаренко. И этот список можно еще продолжить. У нас хорошо представлена закарпатская школа живописи. А какое монументальное искусство в Мариуполе! Тут первые имена — Алла Горская и Виктор Зарецкий. Но, к сожалению, обо всех этих выдающихся людях знает очень маленький процент наших горожан. На выставки ходят, как правило, одни и те же люди, нет притока молодежи.  

- Почему так происходит?

- Главная причина, на мой взгляд, - это отсутствие у людей потребности в духовном развитии. Сейчас в мире царит эпоха материального потребительства. Это погоня за новыми айфонами, престижными автомобилями, посещением низкопробных шоу, концертов и т. п. Как говорится — быть в тренде! Как с этим бороться?

Шедевры со свалки. Истории о том, какие сокровища хранит культурный Мариуполь, фото-3

Начинать нужно с семьи, прививать своим детям любовь к искусству, литературе, уважение к старшему поколению.

- Как думаете, что ожидает народ, который забывает свою культуру?

- Такой народ ожидает очень печальная участь. Он просто растворится среди других этносов, и о нем будут вспоминать только в прошедшем времени. Конечно, мне бы этого очень на хотелось бы!

Подготовила Анна Романенко

В материале использованы фотографии со страницы Фейсбук Александра Чернова

Читайте также: Лицом в асфальт или вообще без лица. Какая из двух историй «наша», - ФОТО

Мариуполь
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии