Новини компаній
11:05, 2 грудня 2019 р.

Денег нет! Лифты, держитесь!

Новини компаній

 На сегодняшний день лифтовое хозяйство многоквартирных жилых домов города Мариуполя насчитывает 1904 лифта. Нормативный срок службы лифтов – 25 лет, после достижения этого срока лифты должны выводиться из эксплуатации или пройти обследование специализированными организациями с целью определения сроков и условий их дальнейшей безопасной эксплуатации (экспертное обследование). Количество лифтов, которые эксплуатируются 25 и более лет составляет 1522 ед., что составляет 80% от общего количества. Таким образом, лифтовой парк города технически устарел, а лифтовое оборудование и металлоконструкции подверглись значительному физическому износу.

Техническое состояние большинства лифтов не может в полном объеме обеспечить их безопасность и надежность при эксплуатации. Из-за этого многократно увеличивается вероятность наступления аварийных ситуаций, прямое (и неизбежное!) следствие которых – возможное травмирование пользователей, несущее, соответственно, потенциальный вред не только их здоровью, но и жизни!

Решением Мариупольского городского совета № 7/18-1455 от 24.05.2017 г. утверждена Программа капитального ремонта лифтов многоквартирных жилых домов на 2017-2021 гг.

ОСМД имеют право получить статус участников Программы, если по результатам экспертного обследования лифт требует выполнения капитального ремонта или замены. Экспертное обследование проводится специализированными организациями за деньги, выделяемые из городского бюджета, после проведения тендера.

И вот тут начинается самое интересное. Оказывается у нас в городе, судя по заключениям этих самых специализированных организаций, с пассажирскими лифтами, установленными в жилых домах, дела обстоят не так плохо, как кажется. В подавляющем большинстве обследованные лифты, по их мнению, находятся в нормальном рабочем состоянии и никаких капитальных ремонтов и тем более замен делать не нужно. Более того – с каждым годом количество лифтов, которым необходим капитально-восстановительный ремонт или замена, резко сокращается. В 2018 году, согласно данным с сайта Мариупольского горсовета, проведено 22 капитально-восстановительных ремонта и 25 замен лифтов, а в 2019 году предусмотрена замена всего 9 лифтов и никаких капитально-восстановительных ремонтов, т.е. наши лифты имеют тенденцию к улучшению своего технического состояния год от года. Странно, не правда ли, если учесть, что первые два абзаца этой статьи практически слово в слово взяты из вышеуказанной Программы. Без сомнения, жители многоэтажек поспорили бы с утверждениями специалистов относительно «удовлетворительности» состояния лифтов в их домах.

Экспертное обследование, на основании нормативных документов, должно проводиться с участием владельца лифта или его уполномоченного лица, но данное требование специализированными организациями игнорируется. Пример – проведение экспертного обследования пассажирских лифтов в 2019 году, установленных на двух наших домах по пр. Металлургов. Соответствующее обследование было проведено «в тихую», без привлечения представителей ОСМД, никто, включая председателя, не был уведомлен о том, что такое обследование планируется и в какие сроки.

С точки зрения экспертов, это можно объяснить: владелец может возмутиться необъективностью экспертных заключений на стадии проведения экспертного обследования. Соответственно, потребовать пересмотра выполненной работы до того, как заказчик – Мариупольский горсовет – рассчитается со «спецами». А так – работа выполнена, необходимое заключение оформлено, акты выполненных работ подписаны, деньги получены, а владелец лифта поставлен перед фактом – УЗБАГОЙТЕСЬ, у вас всё хорошо! Таким образом, владельцы лифтов лишаются праваполучить статус участников программы по замене лифтов.

Одному из чиновников Мариупольского горсовета, имеющему непосредственное отношение к пассажирским лифтам многоэтажек по долгу своей службы, в личной беседе был задан вопрос: почему так происходит? На что был получен ответ: на всех денег не хватит. По какому принципу при этом определяют дома, требующие «особого внимания», то есть «достойные» ремонтов (которые вообще-то полагаются всем просто по факту истечения тех самых пресловутых 25 лет), не понятно. Видимо, вопрос «приближенности» к власти и угодности ей же в Мариуполе по-прежнему открыт.

Не правильнее было бы, хотя бы на уровне ОСМД, проводить независимое экспертное обследование по прямым договорам с организациями, имеющими соответствующие полномочия, с обязательным привлечением представителей ОСМД? Что позволило бы получить истинную картину и самостоятельно принимать решение о дальнейшей судьбе своих лифтов, имея на руках объективное заключение об их техническом состоянии.

На основании вышеизложенного напрашивается вывод, что сама система решения вопроса по замене и капитально-восстановительному ремонту лифтов жилого фонда города Мариуполя требует серьёзного пересмотра. Не выдерживает никакой критики тенденция к уменьшению капиталовложений в лифты со стороны государственных органов власти. По имеющейся информации в городе Днепр на 4130 лифтов (в Мариуполе – 1904) выделено более 400 млн. грн. (в Мариуполе – 9 млн. грн.). Понятно, что город должен быть красивым, что в нём должны проводиться различные развлекательные мероприятия, но нельзя забывать, что те, для кого это делается, хотят получать от этого удовольствие, находясь в добром здравии и хорошем состоянии духа, а не лечиться от увечий, которые можно получить, пользуясь неисправными и небезопасными лифтами. Кстати, в Днепре местные власти пришли к решению о выделении такой приличной суммы на лифты после череды случаев травмирования людей в них. Может, не надо нам проходить через это, а упредить возможные трагедии? В то же время не хотелось бы, чтобы бюджетные деньги были освоены так, как это делают городские власти Днепра, а в полном объёме были использованы по назначению.

Правда, при имеющемся состоянии дел в лифтовом хозяйстве Мариуполя, рассчитывать на это можно с большой долей опасения. Ведь осваивают эти средства, практически, те, кто довёл эти самые лифты до такого состояния, а именно – специализированные организации по техническому обслуживанию и ремонту лифтов. Кстати, экспертные организации – победители соответствующих тендеров, которым и поручается впоследствии обследование лифтов с истекшим сроком службы – они же и проводят техническое обслуживание и ремонт этих же лифтов. То есть, конечно, величаются они как-то иначе, только вот учредители/владельцы у них почему-то «однофамильцы»? Наводит на определённые размышления, не правда ли? Это объясняет, почему экспертные заключения по техническому состоянию лифтов, в подавляющем большинстве, положительные.

Использование средств, направляемых на поддержание и улучшение лифтового парка нашего города должно быть абсолютно прозрачным и доступным для контроля любому горожанину, который заботится о жизни и здоровье своём и других людей, тогда общими усилиями можно добиться того, чтобы наши лифты стали нашими помощниками, а не убийцами.

Ассоциация ОСМД «БРАМА»

Александр Фабрикатов

Сергей Полупанов 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...