Новые правила для медиа. Что придумали в Кабмине

В Комитете Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики представили концепцию нового закона «О медиа». Это еще не законопроект – только концепция. Тем не менее, она уже вызвала много дискуссий в профессиональной среде.

Зачем нужен закон

Причин для принятия нового закона о СМИ две.

Во-первых, старый закон разрабатывался в 90-е годы и не соответствует современным реалиям. В нем в принципе отсутствуют он-лайн СМИ, блоги, социальные медиа. Да и старые медиа существуют сейчас в совершенно иных реалиях, не учитывать которые невозможно.

Во-вторых, унификации с европейским законодательством в вопросах медиа  требует подписанный Украиной Договор об ассоциации с ЕС.

Закон, который синхронизировал бы украинское законодательство в сфере медиа с европейским был разработан еще в 2017 году и подан в ВР Викторией Сюмар. Он называется «Закон про аудиовизуальные сервисы». В нем было очень много норм, которые коренным образом меняли правила работы на медиарынке, что вызвало протест со стороны участников индустрии.

Новая команда взялась доработать законопроект Виктории Сюмар.

Кто разрабатывал?

Ответ на этот вопрос остается за кадром. Депутаты ВР, участники профильного комитета на своем заседании впервые узнали, что законопроект уже разработан. По словам присутствовавшей на презентации концепта главы Наблюдательного совета Национальной общественной телерадиокомпании Украины Светланы Остапы, на комитете фактически проголосовали за начало работы над законопроектом, который по факту - уже разработан. 

Представляли концепцию закона председатель комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко вместе с председателем подкомитета по вопросам информационной политики Никитой Потураевым.

В чем суть закона

«Новий закон про медіа напрацьовується на базі закону про аудіовізуальні сервіси, який був зарегістрований в 2017 році Вікторією Сюмар. У Кабміні його взяли и переробили відповідно до нової євпропейської директиви і розширили новими нормами. Збільшили повноваження для національної ради з питань телебачення і радіомовлення (закон містить закон про Нацраду), і додали туди закон про пресу, норми про інтернет і он-олайн сервіси і все решта. І тому він вийшов такий величезний. Його в дужках називають медіакодексом», - рассказала 0629 глава Наблюдательного совета Светлана Остапа. 

Если коротко, суть закона – сделать медиа прозрачными, а собственников максимально удалить от возможности влияния.

По словам Ткаченко, закон должен регулировать следующие вопросы: требования к каждому виду субъектов; критерии принадлежности субъектов к юрисдикции Украины; прозрачность структуры собственности и контроля, порядок отчетности о структуре собственности; лицензирование и регистрация; контент (квоты европейского и национального продукта, язык, защита несовершеннолетних); Национальный совет (статус, задачи, состав, организация деятельности, финансирование, полномочия, порядок проведения проверок); члены Национального совета (порядок отбора и назначения, досрочного прекращения полномочий); механизмы сорегулирования в сфере медиа; порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере медиа; санкции за нарушение законодательства в сфере медиа (штрафы, аннулирование лицензии, отмена регистрации, запрет распространения); ограничения, связанные с вооруженной агрессией, военным и чрезвычайным положением; правовой статус журналистов, их права и обязанности.

Сам закон не содержит контролирующих функций, поскольку они возложены на другие структуры и есть в других законах.

Важный вопрос для он-лайн медиа – будет ли лицензирование, на каких условиях оно будет проводиться и может ли использоваться как инструмент давления на он-лайн СМИ.

Светлана Остапа говорит, что лицензирования сайтов законом не предусмотрено. Только регистрация.

«Щодо сайтів. Ліцензування не передбачається, але планується вводити обов’язкову реєстрацію. Тобто, як у цивілізованому світі – буде створений реєстр, де будуть внесені відомості про сайт: адреса, місцезнаходження, власник.  Це робиться для того, щоб нарешті почати боротися з тими зливними бачками – сайтами, які не мають ні адресу, ні офісу, ні контактів і які розповсюджують фейкі», - пояснила Светлана Остапа.

«Форма реєстрації ще обговорюється. Можливо вона буде добровільною: всі, хто вважає себе медіа, зареєструються. Скасування реєстрації буде можливо тільки через суд. І уж точно це буде не питання регіональної влади», - подчеркнула эксперт.

Еще один важный закон, который презентовал на комитете министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский,  – борьба с дезинформацией. Она подается как необходимое условие существования СМИ в условиях воюющей страны.

 Объективно – в Украине немало СМИ, которые фактически ведут подрывную деятельность и распространяют не информацию, а российскую пропаганду.

С другой стороны, в условиях  коррумпированной судебной системы и полного отсутствия доверия к правоохранительным органам, криминальная ответственность за дезинформацию развяжет руки тем, кто хочет бороться с оппозиционными СМИ, позволит оказывать давление на них. Закон о борьбе с дезинформацией может навсегда убить свободу слова в Украине.

И именно этот закон на сегодня вызывает наиболее горячую дискуссию в медиасфере Украины.

Читайте по теме:  Узда для медиа: чем грозят свободе СМИ законопроекты команды Зеленского

закон о медиа
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии