10 советов для новичков: как продавать онлайн
Как запуститься, как раскрутиться и как поддерживать и наращивать успешный бизнес в электронной коммерции? Эксперты Prom.ua сделали для вас чек-лист важных советов.
Зарегистрировать бизнес
Первое, что нужно сделать, после того, как вы решили создать интернет-магазин, - зарегистрировать себя как физическое лицо-предприниматель (ФЛП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). Второй вариант следует рассматривать лишь в случае доходности свыше 5 млн грн в год или для вашего бизнеса очень важен определенный статус. Во всех остальных случаях физическое лицо-предприниматель будет удобнее во всех смыслах: невысокие налоги, простая отчетность.
Зарегистрировать ФЛП можно с помощью сайта Онлайн дом Юстиции. Можно обратиться к помощи юриста, который сделает все последовательно и грамотно. Для регистрации потребуется паспорт и идентификационный код. Ваши данные должны внести в государственный реестр в течение трех рабочих дней после подачи документов, выдать подтверждающий документ. Затем вас регистрируют в налоговой, (органах статистики и социальных фондах - если ООО). Также вам следует открыть счет в банке для безналичных операций.
Изучить вопрос налогообложения
Существует общая и упрощенная системы налогообложения для ФЛП. Первая система состоит из трех налогов: на прибыль, единый социальный взнос (ЕСВ) и военный сбор, составляющий 41,5% от прибыли. По упрощенной системе процент налогов меньше и зависит от выбранной группы ФЛП.
Решить, какой домен зарегистрировать
Домен оформляется на сайте-регистраторе: регистрируете аккаунт, пополняете счет и покупаете имя. Есть несколько доменных зон, в Украине это com.ua, .co.ua, .biz.ua и другие, можно выбрать региональные .kiev.ua, .kh.ua, dp.ua. Домен .ua доступен только владельцам торговых марок.
Решить, какой товар вы будете продавать
Если у вас был офлайн-магазин, лучше всего переходить в e-commerce с той же продукцией. Вы ее хорошо знаете, у вас уже есть проверенные поставщики, вы понимаете, как работает спрос и предложение в этой конкретной сфере и как удовлетворить клиента. Потому переход в онлайн станет для вас всего лишь новым каналом сбыта.
В случае если у вас ранее не было магазина или вы решили изменить категорию товаров, следует основательно изучить рынок. Важно знать, что клиент ищет не продукцию саму по себе, а возможность удовлетворить свои потребности. Бизнесмены-новички могут ответить себе на 7 вопросов для начала собственного бизнеса.
Точно знать, что запрещено к продаже
Некоторые группы товаров запрещены к продаже на законодательном уровне. Мы подготовили перечень некоторых из них:
средства для нелегального получения информации (н-р, жучки, микронаушники, часы-камера)
браконьерские инструменты и оборудование (н-р, электроудочки, сети, капканы)
наркотические, психотропные средства и вещества для их производства (прекурсоры)
табачные изделия и их заменители
лекарственные средства
оружие и патроны к нему
пищевой спирт
Некоторые товары и услуги требуют сертификации на продажу и размещение. Список можно изучить в Статье 7 “Список видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию” Закона Украины “Про лицензирование видов хозяйственной деятельности”.
Изучить рынок
Приступая к онлайн-продажам, следует понять, какие категории товаров популярнее всего. Самый большой спрос сейчас на одежду, обувь, косметику, а также товары для дома и сада - и этот спрос будет держаться и увеличиваться в течение ближайших лет. Категории, которые только начали развиваться в онлайн-ритейле и имеют перспективу в будущем: это еда и напитки, подарки и сувениры, книги, изделия для хобби, инструменты. Можно использовать различные инструменты для аналитики быстрорастущего спроса, и один из таких - Google trends. Он поможет определить спрос и сезонность той или иной позиции, сможете спланировать ассортимент и сотрудничество с поставщиками.
Определить цену для товара
Одна из самых важных задач - просчитать цену. Стоимость должна быть правдивой, резонной для клиента, достаточной, чтобы покрывать расходы, приносить прибыль и развивать бизнес. Формируя стоимость, нужно учитывать мельчайшие затраты (время на изучение поставщиков, создание и загрузка контента и т.д.), потому не удивляйтесь, что розничная стоимость будет превышать себестоимость в несколько раз.
Быть лучше конкурентов
С самого начала выясните, кто ваша аудитория и какие у нее запросы - так вы сможете понять, как ваш товар поможет их удовлетворить. Например, деловой костюм могут купить ради статуса, а картину - чтобы дополнить интерьер. Разобравшись с целевой аудиторией (ЦА), вы сможете найти правильный подход к ней, что в свою очередь выделит вас среди конкурентов. Помимо этого вы можете выделиться быстрой доставкой, высоким качеством сервиса, удобной упаковкой и бонусами для клиентов. Почти 40% покупателей снова идут в тот магазин, где они совершили удачную покупку. Клиенты готовы платить за качественное обслуживание, многие также смотрят на рейтинг продавца и отзывы в интернете.
Понять, что перспективнее - отдельный сайт или онлайн-магазин на маркетплейсе
Маркетплейсы обеспечивают быстрый старт с минимальными затратами. У вас сразу отпадает необходимость финансовых вложений в создание отдельного сайта и его продвижения - они имеют удобный онлайн-конструктор сайтов, с которым легко разобраться самому. Торговые площадки также уже имеют свой рейтинг и доверие клиентов, потому они будут идти и к вам. На маркетплейсах удобнее всего знакомиться с рынком, изучать конкурентов и потребности покупателей. А после того как ваш бизнес вырастет, можно подумать над созданием отдельного сайта.
И все же, мировая электронная коммерция имеет свои тренды и не стоит о них забывать. 80% онлайн-продаж составляют небрендовые товары: покупатели стали предпочитать интересные и недорогие позиции вместо раскрученных и известных. Именно то, что могут предложить на маркетплейсах. Например, тот же Amazon разделил свою деятельность на два “поля”: онлайн-платформа для других бизнесменов и собственный бизнес. Потому, если есть возможность, развивайте два направления - сайт на базе маркетплейса и отдельную площадку.