
Мариуполь объединился вокруг проблемы ж/д сообщений. Попытка растащить вопрос по политическим квартирам не удалась

Мариупольцы намерены вырваться из транспортной блокады, в которую загоняет город “Укрзалізниця”. Депутаты Мариупольского горсовета, представители политических партий и общественных организаций готовят совместное обращение в администрацию Президента, Кабмин, администрацию железной дороги с требованием восстановить пассажирские перевозки со станции "Мариуполь" в том объеме, в котором они существовали до сентября 2009 года.
Сегодня, в ходе 18 сессии горсовета, обсуждение транспортной проблемы стало ключевым и вызвало целую волну резких высказываний в адрес железной дороги. Зам. начальника ДЖД Александру Зарубе пришлось отбиваться от сыпавшихся градом вопросов. И он был явно к этому не готов. Оперируя цифрами статистики, администратор ДЖД был неубедительным и не смог привести мариупольским депутатам аргументы, убеждающие в правоте позиции руководства “У/з”.
В частности, Александр Заруба заявил об убыточности пассажирских перевозок со станции "Мариуполь", о низкой наполняемости мариупольских поездов. Заруба вспомнил ныне “покойный” поезд "Мариуполь - Львов". По данным ДЖД, только 17% пассажиров выезжали на нем из Мариуполя до конечной станции, 48% - из Донецка, остальные пассажиры - из других городов по пути следования поезда. В то же время, сказать, сколько мариупольцев ехало на этом поезде не до конечной остановки, а до промежуточных станций, Заруба не смог. Это дало основания депутатам подвергнуть сомнениям статистику ДЖД в целом.
Мариупольцы обвинили "Укрзалізницю" в том, что она сознательно манипулирует продажей билетов. Депутаты Любченко, Варламов, Печеришный и многие другие в один голос утверждают: мариупольцев обманывают, говоря, что все билеты проданы. “Мне нужно было ехать в Киев из Мариуполя. Я не смог купить билет за 2 недели. На вокзале сказали, что билетов нет. На своей машине приехал в Донецк, поставил ее на стоянку и там без проблем сел на наш же, мариупольский, поезд”,- приводит пример депутат Парасюк.
Депутат Печеришный вспомнил, как он "с группой товарищей" не смог купить билеты в Киев на мариупольском вокзале. Ему предложили заказать билеты из Донецка - с доплатой.
Для верности мариупольские депутаты даже провели эксперимент и попробовали заказать билет на Киев на официальном сайте “У/з”. Опыт показал: со станции "Мариуполь" и со станции "Донецк" информационная база железной дороги выдает разные сведения о наличии свободных билетов.
Александр Заруба в это верить отказался и отрицал саму возможность подобных манипуляций. “Все операции по продаже билетов компьютеризированы. Никаких квот и ограничений для Мариуполя нет. Все делается автоматически”, - заверил он.
“В таком случае мариупольцев дискредитируют в автоматическом режиме”, - заявил депутат Сергей Магера.
Когда у депутатов вопросы к Зарубе исчерпались, слово - правда, в письменном виде - предоставили общественности, которая смогла ворваться в зал заседаний. Как оказалось, людей волновали те же проблемы. Но из записок мариупольцев прозвучали не только вопросы, но и конкретные предложения. В частности, предлагалось решить проблему наполняемости поездов из Мариуполя за счет прицепных вагонов.
Но вместо того, чтобы всерьез рассматривать это предложение, Александр Заруба заговорил о “некомпенсированных” льготниках и других финансовых составляющих деятельности ДЖД.
Заруба предложил горсовету самому закупить поезда и электрички, чтобы обеспечить работу пассажирских направлений, в которых заинтересован город. Депутаты восприняли это как попытку “У/з” решить свои сугубо личные экономические задачи за счет местных бюджетов. Представители власти были резки. Тем не менее, в обращении, которое подготовила Партия регионов, все формулировки были весьма лояльны и сдержанны. “Мы надеемся, что решение о сворачивании ж/д сообщений не окончательно и будет пересмотрено”, “мы верим, что ж/д сообщение будет возобновлено” и так далее. Обращение, подготовленное коммунистами, было более категоричным и содержало слова “требуем”, “взять под контроль”, “ж/д блокада”. Хотя по сути оба обращения были идентичны и нацелены на одно: решить вопрос с ж/д сообщением в интересах горожан.
Депутаты от “Фронта змін” в этой связи призвали отказаться от политики и подготовить совместное обращение - от всего города. Эту идею поддержал и мэр Юрий Хотлубей. Он подчеркнул, что в едином обращении будут учтены не только требования, изложенные политическими партиями, но и резолюция, подготовленная на митинге горожан 22 апреля. Механизмы, как доставить обращение адресатам, в Мариуполе есть, заверил Юрий Хотлубей.
А вот будет ли от этого обращения толк, есть большие сомнения. Ведь и вопрос депутата Подъяблонского, “какова вероятность повлиять на уже принятое по Мариуполю решение?”, обращенный к Александру Зарубе, так и остался без ответа.
Тем не менее, вопрос был проголосован единодушно. Принято решение:
1. Подготовить совместное от Мариуполя обращение в администрацию Президента, Кабмин, руководство “Укрзалізниці”.
2. Предложить железной дороге партнерское соглашение, в котором предусмотреть финансовую помощь от городского бюджета, мариупольских градообразующих предприятий Донецкой железной дороге в обмен на сохранение пассажирских поездов.
3. Создать рабочую группу, куда войдут представители железной дороги, эксперты-транспортники Мариуполя, представители местных органов власти.
По убеждению депутата областного совета Сергея Матвиенкова, комиссия должна тщательно изучить финансовую составляющую проблемы, получить достоверные данные о наполняемости поездов из Мариуполя, их рентабельности. Необходим тщательный анализ, прежде чем делать выводы. И пока этих выводов нет, вопросы, которые задают мариупольцы, будут оставаться без ответа.