• Головна
  • Мариупольцы не хотят жить в железнодорожном тупике (Результаты опроса. Диаграммы)
15:00, 8 лютого 2012 р.

Мариупольцы не хотят жить в железнодорожном тупике (Результаты опроса. Диаграммы)

Завершился опрос жителей Мариуполя на тему «Отношение мариупольцев к актуальным проблемам развития города».

Данное исследование, в основном, было посвящено проблеме состояния междугороднего транспортного сообщения и, в частности, намерениям железной дороги отменить ряд пассажирских поездов по станции "Мариуполь" с заменой их на скоростные электропоезда до Донецка. Опрос проводился для того, чтобы выяснить отношение мариупольцев к данной идее и изучить востребованность железнодорожного сообщения. Помимо прочего, респонденты оценили уровень развития междугородней и внутренней транспортной инфраструктуры, а также предложили свои варианты ее улучшения.

Об этом 0629 сообщил Денис Подъячев, руководитель проектов "Украинского социологического стандарта".

В ходе исследования было опрошено 520 жителей города, строго репрезентирующих население всех четырех районов города Мариуполя в возрасте от 18 лет и старше. Погрешность составила 3,07%.

Как показывают полученные данные, почти 70% жителей совершают дальние поездки чаще, чем один раз в год. (Диаграмма 1)

диаграмма 1

диаграмма 1



Почти 80% используют при этом железнодорожное сообщение, что убедительно опровергает аргументы о низкой востребованности в Мариуполе данного вида транспорта (Диаграмма 2).

диаграмма 2

диаграмма 2

Хотя примерно половина опрошенных ответила, что пользуется автобусом для поездок за пределы города, анализ данных о корреляции (взаимозависимости) данного признака и признака дальности последней поездки (Диаграмма 4), убедительно показывает, что у междугороднего автобуса своя отдельная ниша перевозок.

диаграмма 4

диаграмма 4

Если показатели тех, кто ездил в последний раз в соседнюю область, еще более или менее близки к среднему (52,63% из их числа предпочитают ездить автобусом, а 78,95% - поездом), то среди ездивших в областной центр (Донецк) автобус предпочитают 72,55% горожан, поезд – 56,86%.

В остальном же видно, что, чем дальше отправляется человек, тем чаще он выбирает поезд. Авиасообщение при этом мариупольцы использовали лишь для поездок в страну дальнего или ближнего зарубежья. Показатель предпочитающих авиасообщение, безусловно, был бы выше, если бы в городе развивалось это направление.

Анализ полученных данных показал, что для мариупольцев важными факторами являются, во-первых, возможность доехать до места назначения без пересадки, во-вторых, стоимость проезда (Диаграмма 3). Комфорт поездки - на третьем месте в списке приоритетов.

диаграмма 3

диаграмма 3



Относительно невысокий показатель, приходящийся на фактор длительности пути, показывает – мариупольцы привыкли к тому, что дальняя поездка не может занимать мало времени. Из анализа видно, что те, кому важны стоимость поездки и отсутствие пересадок, чаще совершают поездки на поезде; в то время как длительность пути в большей мере важна тем, кто предпочитает автобус.

Результаты опроса показывают, что потеря Мариуполем пассажирских поездов окажется для него болезненной. До 40% опрошенных свою последнюю поездку совершили вовсе не в областной центр Донецк, а в удаленный регион страны, для чего большей частью использовали пассажирский поезд. Данный показатель вполне нормален, учитывая, что Мариуполь - крупный приморский город с полумиллионным населением. Данные опроса подтверждают, что участок пути «Донецк – Мариуполь» в значительно большей мере является транзитным, нежели периферийным и пересадочным.

Из ответов на вопросы о том, как давно респондент выезжал из города со станции "Мариуполь" и как часто это делает (Диаграмма 5), можно сделать вывод, что в сознании среднестатистического жителя города дальняя поездка в первую очередь ассоциируется с железной дорогой.

диаграмма 5

диаграмма 5

Высочайшая степень информированности граждан об идее «Укрзалізниці» отменить мариупольские поезда – на уровне почти 85% - также свидетельствует о значимости для горожан этой темы (Диаграмма 6).

диаграмма 6

диаграмма 6

 

При этом независимо от того, знал респондент об этом или нет, вызывает негативную реакцию (Диаграмма 7).

диаграмма 7

диаграмма 7

Более 86% высказались резко негативно. Сторонников однозначной позитивной реакции вообще не нашлось, что представляет собой исключительно редкий в социологических исследованиях случай. В любом случае, даже если число сторонников этой точки зрения больше нуля, то оно находится в пределах статистической погрешности.

Респондентам было предложено аргументировать свой ответ в открытой форме. Мы распределили по частоте упоминаний наиболее часто встречающиеся фразы-ответы мариупольцев:

- «Необходимость делать пересадку (тем более, с багажом) создаст физические неудобства и потерю времени» (137 ответов).
- «Необходимость делать пересадку увеличит общую стоимость поездки» (125 ответов).
- «Мариуполь достаточно большой и значимый город, чтобы его жители терпели такие неудобства; терпели такое унижение; жили в закрытой зоне (промышленном гетто и т.п.); переживали такой абсурд и т.п. (всего 97 ответов)
- Другие варианты (63 ответа).

Любопытный результат показало распределение ответов на вопрос о настроениях граждан и их готовности участвовать в протестных акциях в том случае, если «Укрзалізниця» все-таки решится отменить поезда (Диаграмма 8).

диаграмма 8

диаграмма 8

Ровно две трети опрошенных ответили, что рассматривают вероятность своего участия в протестных акциях, случись отмена поездов. Из этого числа около 40% задумаются о своем участии, если протестные акции им покажутся эффективной мерой. При этом, вопреки сложившемуся мнению о большей социальной активности людей пожилого возраста и их готовности участвовать в протестах, в нашем случае ядро протестно настроенных приходится на людей молодых. То есть, опрос показывает, что аполитичность молодых мариупольцев не следует путать с гражданской несознательностью.

Хотя с решением "Укрзалізниці" отменить поезда не согласилось бы подавляющее большинство горожан, активно протестовать в большей мере будут те, кто пользуется услугами ж/д транспорта чаще других.

Респондентам было также предложено оценить развитость междугороднего транспортного сообщения города Мариуполя по шкале от -4 до 0, где «-4» – максимально низкая оценка, а 0 означает, что транспортное сообщение находится на приемлемом (достаточном) уровне.

В результате средняя оценка составила -1,73. Это позволяет сделать вывод, что мариупольцы склонны оценивать развитость междугороднего сообщения в целом как недостаточную. Это подтвердили их аргументы в виде ответа на открытый вопрос.

Наиболее часто встречающиеся фразы-ответы мариупольцев таковы:

- «Удобство и сервис на низком уровне», «изношенный подвижной состав поездов», «грязь в поездах», «неудобные автобусы» и т.п. (101 ответ).
- «Нет прямого сообщения с некоторыми городами области», «нет сообщения со многими областными центрами», «нет ж/д сообщения с Югом Украины (в том числе Крымом)», «трудно добираться в западные области Украины» (92 ответа).
- «Мало поездов», «мало междугородних автобусов», «нет авиасообщения напрямую», «нет морского сообщения» (78 ответов).
- «Ездить автобусом по межгороду дорого», «высокая стоимость билетов» (47 ответов).
- Прочие варианты (31 ответ).

Опрашиваемые также оценивали состояние общественного транспорта внутри города Мариуполя по шкале от -4 до 0, где «-4» – максимально низкая оценка, а 0 означает, что состояние общественного транспорта находится на приемлемом (достаточном) уровне.

В результате средняя оценка составила: -1,968. Это позволило сделать вывод, что мариупольцы недовольны состоянием общественного транспорта еще больше, чем междугородним сообщением. Отчасти это объясняется тем, что с внутригородским транспортом они сталкиваются каждый день. Подтверждается это тем, что полученные от них комментарии-аргументы не слишком отличаются друг от друга. А это позволило легко выделить по частоте упоминаний наиболее проблемные для горожан условия:

- «В плачевном состоянии горэлектротранспорт», «изношенность трамваев и троллейбусов», «деградация электротранспорта» (208 ответов).
- «Часто ломаются маршрутки», «автобусы не обновляются» (81 ответ).
- «Рано заканчивают ходить маршрутки», «после 20.00 невозможно добраться в нужный район», «неудобный график» (77 ответов).
- «Непродуманная карта маршрутов автобусов», «невозможно добраться к морю без пересадки», «перестал ходить удобный мне автобус №», «приходится делать пересадку» (53 ответа).
- «Плохой сервис перевозок», «низкая культура кондукторов и водителей», «лихачество водителей» (42 ответа).
- Прочее (41 ответ).

В завершение респондентам было предложено выбрать из перечня вариантов мер по улучшению транспортной инфраструктуры города наиболее, на их взгляд, оптимальные. (Диаграмма 9).

диаграмма 9

диаграмма 9

 

Несмотря на то, что каждый третий мариуполец видит достаточной мерой смену власти (подразумевая механизм выборов на любом из уровней), можно с уверенностью думать, что в массе жители города не считают эту меру достаточной. По мнению мариупольцев, проблема лежит глубже. Именно поэтому немалый процент ответов пришелся на варианты «превращение Мариуполя из промышленного центра в курортный» (24,74%) и «придание Мариуполю статуса города центрального подчинения» (23,16%). В свой вариант ответа чаще всего вписывалось «сознательность (или воля) со стороны чиновников», «демонополизация в перевозках».

Взаимозависимость ответов на последний вопрос и ответов на вопрос о готовности протестовать, случись отмена поездов, показывает, что значительно чаще готовые незамедлительно выйти на митинг склоняются к варианту «смена власти». В то время как среди сторонников пересмотра генплана развития города значительно чаще встречаются готовые протестовать с оглядкой на эффективность протеста. Остается добавить, что к вариантам о смене власти и пересмотре генплана чаще склоняются мужчины, тогда как женщинам была ближе идея с превращением города из промышленного центра в курортный. Это перекликается с тем, что женщин, в среднем, чаще волнуют проблемы экологии.

В целом же данные убедительно зафиксировали недоумение жителей относительно самой идеи закрыть пассажирское ж/д сообщение по станции "Мариуполь". Исследование показывает, что тема является даже не проблемной, а больной для горожан, и без того всегда чувствовавших несправедливость ситуации, при которой полумиллионный город соединяется со всеми прочими всего одной железнодорожной веткой. Проект закрытия поездов дальнего следования в этой связи воспринимается как откат назад в развитии, ограничение прав всех и каждого из мариупольцев. Если же учесть, что у города всегда сохранялись амбиции на повышение административного статуса, то транспортная модель, делающая его зависимым от областного Донецка, и вовсе кажется жителям абсурдной. Для них отмена поездов вопрос не инфраструктурный, а идеологический. Педалирование этой ситуации может лишь усилить как само негодование общественности, так и запрос горожан на уравнение Мариуполя с Донецком в статусе города, напрямую подчиняющегося столице.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...