• Головна
  • Протест по-мариупольски: что и кто может вывести наших земляков на митинги и пикеты
Субботний разговор
09:00, 10 грудня 2011 р.

Протест по-мариупольски: что и кто может вывести наших земляков на митинги и пикеты

Субботний разговор
Протест по-мариупольски: что и кто может вывести наших земляков на митинги и пикеты, фото-1

Если поискать, то 10 декабря в календаре можно отыскать такой праздник, как День прав человека. Появился он в 1950 году, а двумя годами ранее именно 10 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Согласно этому и другим документам, прав у людей, населяющих планету Земля, множество. Среди них есть и право на протест. Вокруг него часто возникают дискуссии, кто-то даже расширяет его границы до «права на революцию», но «демократический минимум» в виде демонстрации, забастовки, митинга и пикета за украинскими гражданами признают и наше законодательство, и (на словах) все политики. Мы не будем сегодня анализировать перспективы протестных настроений в Украине. Мы не будем ссылаться на зарубежный опыт борьбы за свои права (как цивилизованный, так и не совсем). Давайте просто вспомним, как, когда и против чего протестовали мариупольцы. И подумаем, что может заставить их выйти на какие-то акции.

ЗА ПРАВО НА ИМЯ, ЗА ПРАВО НА ВОЗДУХ

«Наливался тучами закат,

Перестройку начали с рассветом»

Первые акции протеста в нашем городе (тогда ещё Жданове) начались благодаря перестройке. До нее ни о чем подобном и мечтать не приходилось: какой-нибудь пикет в 1982-м на проспекте Ленина был не менее фантастичным, чем жизнь на Солнце. Но прошло каких-то лет пять, и на том же проспекте появились люди, протестовавшие против имени города. Своё несогласие они выражали сбором подписей за переименование Жданова в Мариуполь. И были объединены в движение, которое так и называлось: «За Мариуполь!». Имя Жданова стало символом худшего – сталинского – периода советской власти с его кровавыми репрессиями. Критика всего строя начиналась именно с критики этого периода его истории.

Но если воздух свободы в городе (благодаря перестройке и гласности) появился, то с обычным воздухом дела обстояли плохо. Два металлургических комбината и коксохимзавод, а также ряд производств поменьше, безбожно отравляли атмосферу. Мариупольцы начинают бороться за воздух (за экологию), движение «За Мариуполь!» переименовывается в «За чистый Мариуполь!», а лейтмотивом протестных акций в городе становится тема защиты окружающей среды – среды обитания мариупольцев. Среди активных борцов за экологию в те годы и работники крупных промышленных предприятий, которые вовсе не переживают по поводу возможной оптимизации этих производств и потери рабочих мест. Формула «Завод нас травит, но он и кормит – нужно терпеть» для мариупольца времён перестройки неприемлема, он надеется, что хотя бы дети и внуки будут жить в чистом городе. Большая мариупольская мечта тех лет: «Наш город может стать чистым, он будет курортом и привлечёт туристов». Мечта настолько сильна, а решению экологических проблем придается такое значение, что на выборах в Верховный совет УССР от Мариуполя одним из пяти депутатов избирают преподавателя металлургического института демократа Задорожного, который «за экологию».

Правда, экология в те годы – это не только мариупольская «фишка». После Чернобыля народ во всеукраинском масштабе понимает, чем и как его травят, и выражает по этому поводу повсеместное искреннее недовольство. Лозунг «Пусть живет КПСС на Чернобыльской АЭС!» на акциях 26 апреля в конце 80-х разворачивают во многих городах. Мариуполь не исключение.

 

ОТ АНТИКОММУНИЗМА К ДЕМОНСТРАЦИЯМ ПОД КРАСНЫМИ ЗНАМЕНАМИ

«Були при владі комуністи – не було що пити й їсти

Прийшли до влади демократи – не стало нам чим с…ти»

(из народного фольклора)

Период поздней перестройки. Если раньше акции протеста были точечными – против сталинщины в лице ждановщины, против «экологической политики» партии, то теперь главным виновником народных бед определён режим в целом, советская власть, коммунисты. С ними и борются.

Митинги, которые проводят в сквере у драмтеатра, похороны коммунизма, да все акции Демократического союза, Гражданского форума Мариуполя, Народного Руха и других организаций направлены против системы в целом. Их поддержка народом растет прямо пропорционально снижению уровня жизни. Полки в магазинах пусты, дефицит неистребим, начинаются стихийные бунты, как это было в универсаме «Кировском».

Множатся ряды тех, кто недоволен властью КПСС. Причины разные (несогласие с позицией в национальном вопросе или расстрелом царской семьи, экология, экономика, личные счеты), а враг один. Развязка наступает в августе 1991-го. В Москве – путч, в Киеве – Акт о независимости, в Мариуполе те, кого прессовало КГБ, сами опечатывают горком ненавистной партии.

Эйфорический 1991-й заканчивается, президентом Украины избирают партаппаратчика Кравчука, начинается эпоха тотальной шизофрении: если раньше во всём были виноваты коммунисты, то теперь они сами винят во всех негараздах демократов (которых в парламенте меньшинство), ну, а демократы винят во всем оставшуюся у власти номенклатуру. Крайних нет, и у каждого свой повод для протеста.

Мариуполь, как и вся Украина, обречён на протестные акции. Во-первых, это теперь можно, а во-вторых, как не выступить, если жизнь-то не улучшается. В 1992-м в Мариуполе по очереди бастовали врачи, педагоги, связисты, транспортники и даже продавцы книжных магазинов. А местная организация «Демократические женщины за права женщин» устроила акцию, требуя закрытия радиаторного завода. Кстати, одну из последних экологических акций того периода. Об экологии постепенно забывают, на первом плане – экономические проблемы.

В 1992-м в городе впервые не было первомайской демонстрации. Зато маёвку организовал Социалистический союз трудящихся Мариуполя (КПСС-КПУ была запрещена). Митинг проходил под красными флагами и лозунгом «За единство действий против развала экономики и обнищания народа!». 7 ноября тоже митинг. Теперь на акции протеста выходят под красными флагами.

 

НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО

«Над седой равниной моря где-то реет буревестник?»

В мае 1994-го в Мариуполе проходит первомайская демонстрация, организованная народным депутатом Василием Терещуком. С этого момента начинается десятилетие коммунистических протестов, именно эта вновь разрешённая партия проводит большинство протестных акций и регулярно портит нервы властям. С одной стороны, её электорат, а это, в основном, пенсионеры – на взводе: пенсии задерживают и не выплачивают, коммунальные тарифы растут. С другой – благодаря «умелому хозяйственнику» Михаилу Поживанову на акции коммунистов выходят и люди помоложе. И наконец, сам Терещук – образец оппозиционной активности: не только ежегодные митинги 23 февраля, 8 марта, 7 октября, демонстрации 1 мая и 7 ноября, но и внеочередные акции под окнами горсовета с перекрытием движения, разбитием стёкол буржуйских иномарок и скандированием бабушками под окнами уже нынешнего мэра: «Товарищи, смелее – прогоним Хотлубея!». Именно благодаря Терещуку, уже в относительно благополучном Мариуполе в период роста экономики массовые акции протеста продолжались. Вот и не верь после этого в роль личности в местечковой истории! После Терещука, столь буйных лидеров в мариупольской оппозиции не было. Не дотягивали: кто - по буйству, кто – по интеллекту, а кто – по совокупности того и другого. Или просто время другое пришло, в которое буйство того же Терещука (даже в статусе нардепа) может быстро и надолго прерваться посещением следственного изолятора.

 

А ВПЕРЕДИ ПЕРВОМАЙСКОЙ КОЛОНЫ – ЮРИЙ ХОТЛУБЕЙ…

«Искусство управления и приспособленчества –

есть важнейшее из искусств»

Таких массовых акций протеста, как, например, в Донецке, в Мариуполе не было. У нас не бастовали крупные предприятия, как это делали в соседних городах шахтеры. У нас, на юге, вообще всегда, уровень жизни был несколько выше, чем у них, в центре и на севере области. А социальная расслоённость – ниже. А ещё у нас было, есть и будет (несмотря на заводы и браконьеров) море, а вот голода не было. А ещё у нас был ильичёвский социализм Владимира Бойко, который своим примером и других заставлял вести социально-ориентированную политику. А еще (пусть второстепенный, но тоже фактор) у нас был (до 1994-го) и есть (с 1998-го) городской голова Юрий Хотлубей. Как бы кто не оценивал годы его правления, но один факт очевиден всем – Юрий Юрьевич умеет сглаживать конфликтные ситуации и минимизировать риски протестных настроений (не пошёл же он в ноябре на очередное повышение тарифов). Говоря нормальным языком: если бы на месте Хотлубея был другой человек, то акций протеста в городе могло бы быть больше. Но вовсе не потому что жизнь была бы хуже, просто Юрий Хотлубей умеет не только управлять, но и максимально понимает каждую ситуацию.

В работе над этим материалом мне помог проект сайта 0629 «Мариуполь. 20 лет в условиях независимости». Приведу две цитаты. Август 1991 года: «Прозорливый Юрий Хотлубей уже тогда почувствовал, в каком направлении дует этот ветер. Он — коммунист! – дал разрешение на то, чтобы над зданием горсовета, рядом с официальным флагом республики, был установлен жёлто-голубой флаг Украины! По тем временам шаг очень смелый!»

Ноябрь 1992 года: «День Октябрьской революции прошёл в Мариуполе так же тихо, как и Первомай — без демонстраций, но уже с ностальгией по прошлому. Коммунисты все смелее разворачивают свои красные флаги. На митинге выступает Юрий Хотлубей. Участники празднования Октября исполняют хором песню «На бой кровавый...»

Позднее Юрий Юрьевич перестанет ходить под красными флагами. А с 1998 года возглавит первомайские колонны, которые уже ни против чего не протестуют. Но в индивидуальном общении наш мэр может быть разным: поддержать националиста, пришедшего к памятнику жертвам голодомора, вспомнив, что и в его роду были репрессированные; понять коммуниста, припомнив положительный опыт советского пришлого. Сгладить ситуациию, снять напряжение. В то же время, именно во время второго срока Юрия Хотлубея горсовет принял решение, ограничивающее число мест в городе, где можно проводить митинги и другие протестные акции.

 

НЕЗАВИСИМЫЕ ПРОФСОЮЗЫ: ДВА ТАКИХ РАЗНЫХ «ПОКОЙНИКА»

«На «Азовстали» - сокращений лавина

От Рабкомитета очищен комбинат.

И лишь в горсовете голодает Чуприна –

Комитетчик, коммунист, депутат».

По идее, в протестных акциях регулярно должны быть замечены прфсоюзы. Но официальные профорганизации мариупольских предприятий, в основном, посылают своих представителей митинговать в Донецк и Киев. А в Мариуполе протестуют независимые профсоюзы. В новом 21-м веке их было два, оба действовали на металлургических комбинатах и оба уже почили в Бозе/ Но насколько разные биографии! «Рабочий комитет» на «Азовстали» создан в январе 2003-го. Почва благоприятна: после прихода на комбинат донецкого собственника начались массовые сокращения, не повышается зарплата, не выполняются условия колдоговора. Самой массовой (до двух тысяч участников) протестной акцией этого независимого профсоюза стало пикетирование горсовета под лозунгом недопущения новых сокращений. С раздражителем спокойствия разобрались быстро – на самой «Азовстали». В 2003-м «Рабочий комитет» создали, в 2003-м же всех его членов либо уволили с комбината, либо убедили раскаяться. Последний аккорд - в марте 2004-го депутат горсовета, председатель независимого азовстальского профсоюза коммунист Александр Чуприна объявил голодовку под кабинетом городского головы. Протестовал против незаконного увольнения рабочих комбината, и его в том числе.

Кстати, это третья по счету из известных в Мариуполе голодовок. В конце 80-х первым был мужчина, установивший палатку возле горисполкома, с требованием решения квартирного вопроса (и вопрос вроде решился), потом в 1990-м пятеро мариупольцев голодали в поддержку киевских студентов (тогда в отставку отправили правительство Масола). Требования Чуприны никто не выполнил. А после его ухода с политической сцены и вовсе завершилось то самое десятилетие коммунистических протестов. На смену идеалистам в местной КПУ пришли прагматики, с которыми властям было и спокойнее, и приятнее.

А вот Независимый профсоюз на комбинате имени Ильича «прожил» несколько лет и исчез только после прихода на предприятие донецких. Столь длительное существование должно было, видимо, символизировать демократичность ильичёвской республики в сравнении с давно донецкой «Азовсталью». Какими-то массовыми акциями этот профсоюз не запомнился, зато его связывали с появлением недешёвых лайтбоксов с антибойковскими лозунгами на центральных улицах Киева. Кроме того, члены профсоюза вели судебные тяжбы с комбинатом, связанные с вопросами акционирования. В сентябре прошлого года, в день собрания акционеров несколько активистов попытались провести пикет, акция стала последней. Было известно, что руководителей профсоюза задерживали, возбуждали уголовные дела, но о приговорах (подтверждающих вину либо оправдательных) в отношении этих людей до сих пор ничего не слышно. Как и о них самих.

 

ИСКРЕННИЙ ЗАСЛОН РЕЙДЕРАМ

«Всё равно мы победим – комбинат не отдадим»

Если роль Независимого профсоюза в попытке «рейдерского захвата» комбината имени Ильича вряд ли когда-нибудь будет установлена, то протест общественной организации «Искренность» в отношении действий «рейдеров» – факт общеизвестный. Причём протестовали они тогда первыми и без санкции руководства предприятия, пребывавшего в некоторой растерянности. Можно вспомнить их  участие в бело-голубом Майдане, и заслон рейдерам, и активность ее членов на СООМовских митингах минувшей зимой, и засветка лидера организации Валерия Онацкого на всеукраинских протестных акциях в Киеве. Кстати, СООМ в последние полгода дистанцировался от «Искренности» и её лидера и практически отказался от массовых акций.

ПРОТЕСТЫ ПО ЗАКАЗУ

«Не за Кучму выступаешь?

Ты – враг народа! Ты это знаешь?!»

Пытаясь как-то классифицировать мариупольские протесты (а этот материал всего лишь робкая попытка), нужно не ограничиваться парадигмой «против чего», а еще и отвечать на вопрос «в интересах кого?». Бывают, конечно, абсолютно стихийные выступления. Но большинство планируемых акций является симбиозом протестных настроений людей и использования их в интересах каких-то политических сил или конкретных людей. Самый яркий пример – та же Компартия (бартер очевиден – она зовет людей на борьбу, люди за неё голосуют, но их интересы совпадают!). Но есть ещё одна категория протестов, которые иначе как заказными не назовёшь. Причём, касаться они могут не только политической, но и других сфер жизни.

В апреле 1999-го в Мариуполь приехал патриарх Филарет, чтобы освятить строительство храма Киевского патриархата на Левом берегу. Но там его ожидали прихожане Московского патриархата, и хотя до кровопролития дело не дошло, но локальные стычки имели место. Это ведь тоже протест, к тому же организованный и радикализированный при попустительстве силовых структур (наивно предполагать, что при желании и наличии соответствующей команды силовики не пресекли бы столкновения). Результат известен: Мариуполь тогда ославился на всю страну.

Но вернёмся к политике в чистом её виде. Помните акцию «Украина без Кучмы!»? В Мариуполе тоже проходил пикет горсовета с участием ее сторонников. Но куда более массовым был митинг на площади Ленинского комсомола, на который автобусами со всех предприятий города свозили в рабочее время людей, которые должны были выразить свой протест действиям подлых ренегатов-оппозиционеров, стремящихся очернить светлое имя Леонида Даниловича. В результате этого протеста приняли соответствующую резолюцию, а вечером наложил на себя руки один из директоров школ, которому в этот же день, по слухам, на митинге сделали замечание то ли по поводу низкой явки, то ли ещё из-за каких-то организационных неувязок.

А сколько разговоров о заказушном характере тех или иных акций идёт в последние годы!

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«У самих револьверы найдутся?»

В этом материале о многом не написано. Сколько было ещё этих мариупольских протестов! Летняя голодовка по поводу музыкальной школы и блокирование в январе 1995-го проезжей части площади Кирова учениками и родителями ОШ № 36, протестовавшим против её закрытия. Пикеты против незаконного строительства и вырубки зелёных насаждений. А сколько протестов было связано с рынком, предпринимателями и налогами! Ещё в июле 1997-го решением местного совета были увеличены в полтора раза — стоимость рыночного сбора и в 2 раза — цена патента. Тогда предприниматели вышли на акции протеста и добились отмены новых расценок.

В последние годы в городе большинство акций протеста носит точечный характер: то, против чего выступают их участники, касается одной или нескольких социальных групп. Пока что нет повода для массовых волнений а-ля Тунис и Египет. Почему? Ситуация не настолько критична для всего населения, как это было перед распадом Союза, когда КПСС и сытую номенклатуру невзлюбили все. Это раз. Мариупольский избиратель, хотя и видит, что живётся хуже, но не может пока признаться себе, что именно он выбрал эту власть. Это два. Мы – терпеливая нация. Это три.

В то же время протестная активность в Мариуполе будет расти по следующим причинам:

1) Протестовать есть против чего, и киевская (читай – донецкая) власть «постарается» расширить круг недовольных (ещё много кого можно лишить льгот с целью пополнения бюджета).

2) Принудительное создание ОСМД на местах может привести к конфликтам.

3) Реформа медицины может вызвать недовольство не только среди врачей, но и среди пациентов.

4) Власть демонстративно борется с нарушителями закона на высшем уровне, а мариупольским избирателям надо предъявлять разоблачения мариупольских коррупционеров. Анекдот со взяточничеством зампреда Приморской райадминистрации, которого демонстративно исключили из партии, сняли с должности, но не судили, а перевели на другой участок ответственной чиновничьей работы – не в счёт.

Ещё одна, куда более опасная сторона протестов: многие люди не хотят участвовать в акциях, которые проводятся в чьих-то интересах, или убеждены, что все протестные организации контролируются спецслужбами (что в определённой мере соответствует действительности). В таких условиях они могут прибегнуть к безсистемному (индивидуальному) протесту.

Реализация права на протест нужна всем в обществе. Народу, чтобы заявить о своей позиции и своих проблемах; власти – чтобы своевременно реагировать на эти проблемы, решать их и не допускать перерастания цивилизованного митинга или пикета в бунт; и даже силовикам – чтобы демонстрировать свою востребованность в роли контролёров-наблюдателей, а не кровавых палачей режима. А ещё без права на протест людям будет очень трудно отстаивать все остальные свои права.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...