• Головна
  • Приазовье стало христианским на 1000 лет раньше Киевской Руси
08:33, 28 липня 2011 р.

Приазовье стало христианским на 1000 лет раньше Киевской Руси


Сегодня Украина в очередной раз отметит православный и в 4 раз - национальный праздник - День Крещения Киевской Руси.

Вот уже более 1000 лет минуло с того момента, как нашим предкам повезло заменить мрачную религию идолов и человеческих жертвоприношений на светлую христианскую истину, которая легла в основу демократических традиций государственного строительства, современного права и морали по всему миру.

Но задумываемся ли мы, что Мариуполь в этот день может праздновать двойной праздник? И не только потому, что христианство пришло на наши земли еще на тысячу лет раньше, чем в Киев. Ведь территория Приазовья тысячелетие тому вплотную соседствовала с зоной влияния Ромейской (Византийской) империи, а сам великий отец Церкви Иоанн Златоуст упоминает в IV веке, что скифы и сарматы знакомы со Словом Божьим, переведенным на их родные языки. Подпись епископа Босфорании стоит под фундаментальным Никейским Символом Веры (325 г.), каждое утро читаемым всеми православными христианами, а подписи епископов Скифии скрепляют акты церковных соборов вплоть до Халкидонского.

Блаженный Иероним, современник Златоуста, пишет, что "Гунны изучают псалтырь, хладная Скифия проникается пламенем истинной веры, рать (белокурых) Гетов (крымских готов) носит с собою походные церкви". В уставе греческого императора Льва Философа (886–911 гг.) "О чине митрополичьих церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому", на 60-м месте поименована церковь Русская (?????), под которой понимают епархию в Тмутараканском славянском княжестве (город Россия отмечен на древних картах в устьях Дона).

Есть в вопросе крещения Руси и другая интереснейшая сторона: третья по численности стотысячная национальная группа Донецкой области - греки, в большинстве своем и ныне носящими имя румеев/урумов (то есть "граждан Римской империи") и есть, по сути, потомки тех византийцев, кто встречал князя Владимира в Херсонесе Таврическом для крещения, священников, служивших у крестильной купели князя, тех кто делегировался оттуда в Киев для распространения новой христианской веры.

Божьим промыслом два с половиной века тому крымские греки из разрозненных поселений всего Крыма были сконцентрированы в нашем регионе с центром в современном Мариуполе, где в благоприятных условиях компактного расселения в национальных населенных пунктах как раз и сохранили свою национальную идентичность. А, спустя века, и Приазовье и Крым вместе с Киевом оказались в составе новой молодой державы Украины, осененной государственным гербом – трезубцем – давним христианским символом Херсонеса, ведущим историю от сосланного в Крым четвертого Римского папы Климента, и тот же Мариуполь стал благодатной почвой для греческого национально-культурного возрождения.

К сожалению, во второе десятилетие третьего тысячелетия мариупольские греки вступают не менее оторванными от родительской веры, чем украинцы, русские и белорусы. А кризис духовности влечет разруху в головах, и в повседневной жизни.

Хочется надеяться, что такое печальное состояние вещей - ненадолго, а огонь веры просветит и согреет сердца всех наших соотечественников: и тех, кому логичнее праздновать 28 июля День Крещения Руси, и тех, кому на роду написано праздновать "День крестителей Руси". Все перспективы для этого заложены, остается с максимальной энергией подойти к организации празднования в нашем родном городе.

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію

live comments feed...