
Почему всеобщее избирательное право - очень плохая демократия
У нас принято ругать безответственных политиков, которые дают обещания и не выполняют. Но демократический процесс – это ведь не только политики. Это еще и избиратели. Но как-то совершенно не принято ругать избирателей за безответственный выбор. А собственно говоря почему?
Я против всеобщего избирательного права. Между ним и демократией невозможно поставить знак равенства. Демократия – это политическая система коллективного участия в принятии решений. Но это совсем не означает, что коллективное – значит всеобщее. На родине демократии, в Афинах, избирательное право было ограниченное. Там голосовали только граждане–мужчины, обученные грамоте. Безграмотные люди, женщины, рабы и иноземцы (феты) не голосовали.
А еще там существовал имущественный ценз для избирательного права. Нужно было построить для государства корабль и содержать его либо купить коня для армии и содержать его. То есть в Афинах нужно было быть не просто богатым, чтобы участвовать в политическом процессе, а иметь такое имущество, которое приносит пользу государству. И только в этом случае ты можешь голосовать.
Неимущим, люмпенам право голоса дали впервые древние римляне. Они называли таких людей пролетариатом. Представители пролетариата за душой не имели ничего и на выборах голосовали не в интересах государства, а в своих собственных интересах. Такую демократию Аристотель называл «плохой». Более точного термина он не придумал. Зато рекомендовал в своих научных трудах отказаться от такой демократии и придерживаться системы «ограниченной правоспособности», сохраняя при этом избирательное право за «средними людьми». В современной терминологии – за средним классом.
Греческий историк Полибий обозначил «плохую демократию» конкретным термином - охлократия.
Это понятие сегодня применимо ко многим политическим системам в Европе и мире. К украинской в том числе. Если вы прочитаете, какое охлократии дает определение Википедия, у вас не останется сомнений.
«Охлократия - вырождающаяся форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. В наше время под охлократией понимают власть общественно-политических групп, в реальной политике руководствующихся популистскими идеологемами, апеллирующих к подсознанию населения. Такой тип власти ориентируется и опирается на деклассированные, люмпенизированные и маргинальные слои, динамично реагирует на общественные настроения, прибегает к провокациям для побуждения массовых страстей и волнений». Чем вам не точное описание политических процессов, происходящих в Украине?
Масса людей, живущих очень бедно, огромная прослойка, полностью зависимая от социальной помощи государства. За кого голосовали и будут голосовать эти люди? Естественно, за тех, кто обещает бОльшие пособия, выплаты, социальные льготы. И не важно, что это может убить экономику страны, что это лишает ее ресурса для развития. Для элиты в охлократии не это главное. Для нее чем больше бедных, зависимых от государства людей, тем легче удерживать власть. Это и есть сегодня всеобщее избирательное право.
Оно пришло к нам совсем недавно на самом деле. Дольше всех права голоса были лишены женщины. Это в стране советов их сразу же уравняли в выборных правах с мужчинами, правда, превратив сами выборы в фикцию. А вот во Франции и Италии женщинам разрешили голосовать в 1945 году, в Бельгии – в 1948-м, а на родине демократии, в Греции, только в 1951 году.
В некоторых странах и сегодня действует ограниченное избирательное право. Например, в некоторых штатах США не имеют права голосовать заключенные, в азиатских странах – женщины.
В Эстонии до сих пор существуют неграждане – люди, которые не сумели сдать тест на минимальное знание государственного языка. Они голосуют только на местных выборах, но не имеют права выбирать государственную власть. Эстонцы считают, что если бы после развала СССР и восстановления независимости своей страны они не включили языковой фильтр для подтверждения гражданства, то сегодня независимой Эстонии не существовало бы из-за обилия русских, которыми насильственно заселяли Эстонию, начиная с 50 годов прошлого века.
В Дании не голосуют граждане, которые больше двух лет не проживают на территории страны.
В странах, где никаких избирательных ограничений нет, постепенно понятие гражданин подменяется понятием житель. Если ты житель – значит, автоматически гражданин.
Если вы, читая эти строки, возмущенно спросили себя, «а в чем разница?», значит, такая подмена понятий у нас уже произошла.
Гражданин – это человек, который обладает определенным набором знаний, осознает себя частью государства и несет личную ответственность не только за себя, но и за свою страну. Житель такого самосознания не имеет. Житель – это представитель «народных масс». Его волнуют вопросы только личного благополучия. Для него главный принцип существования - уравниловка (не важно, кто ты и чего достиг, главное, чтобы твои права были одинаковыми с теми, кто достиг многого).
Год от года слово «гражданин» теряет свою ценность, судьбу государства определяют «народные массы», демократия превращается в охлократию.
Философы еще сто лет назад предупреждали об опасности, которая подстерегает государства, где право выбора отдается «народным массам». Например, основатель социальной психологии Гюстав Лебон писал, что когда в результате роста промышленности и роста городов маргинализированные слои населения начинают определять стиль жизни общества и характер социальных процессов, цивилизации приходит конец. Лебон одним из первых предрек упадок европейской цивилизации. Он писал об этом в 19 веке. А в 21-м Европа переживает глубочайший кризис, одним из проявлений которого является Brexit.
Представьте, если бы британские политики не играли в популистов, а честно сказали своим гражданам: мы хотим выйти из состава ЕС. Это даст нам больше самостоятельности. Мы сможем остановить поток мигрантов в нашу страну. Нам не нужно будет согласовывать свои решения с европейскими институциями. Но прим этом у нас начнутся серьезные проблемы в экономике, у нас возникнут проблемы в Северной Ирландии, нам придется восстановить границы и, возможно, начнется конфликт между католиками и протестантами. Теперь вы все знаете - выбирайте!
Каким бы был выбор британцев при таком честном разговоре, как думаете?
Об украинских политиках и говорить нечего. Чем беднее страна, тем сильнее в ней расцветает популизм.
Мы уменьшим цену на газ, мы поднимем вам зарплату до 1000 евро, мы пошлем куда подальше МВФ…
Для того, чтобы разобраться в этих вопросах и понять, насколько реалистичны эти обещания, нужно как минимум, иметь базовое экономическое образование, ориентироваться в международном праве, быть немного политологом, иметь внутреннюю блокировку против психолингвистического кодирования со стороны российских пропагандистов…
Наш избиратель элементарно профессионально не готов быть избирателем. Это правда. Не надо на нее обижаться. И речь не только о пожилых людях (о них почему-то в разрезе ограниченного избирательного права думают в первую очередь). Как раз среди них очень много грамотных, мудрых, образованных, подготовленных людей. Речь обо всех нас, вне возрастов.
Еще одна неприятная правда, в которой мы должны признаться себе: очень многим людям в нашей стране избирательное право в принципе не нужно. В Мариуполе на выборы в этом году пришли 59% горожан, и это считается очень высокой явкой. Остальным – не нужно. А если бы этим 59% на законодательном уровне предложить: у вас есть возможность проголосовать либо взять 1000 грн? Сколько человек согласились бы на деньги?
Наверняка, многие. И ничего страшного в этом нет. Потому что те немногие, кто отказался бы от денег, на выборах делали бы совершенно ответственный выбор с мыслью о будущем государства, а не о своем личном благе.
Вообще, есть немало предложений, каким образом можно было бы повысить качество избирательного процесса. Например, можно предложить всем без исключения сдать простой тест на знание государственного языка и истории страны. Кто прошел – тот и избиратель. Или ввести правило, по которому голосует за будущее страны тот, кто платит налоги (логика такая: участвуешь в формировании бюджета – значит, и стратегию распределения этих денег можешь выбирать).
Конечно, никакое из этих предложений сегодня реализовать невозможно. Ни одни политик не посмеет даже начать такую дискуссию, потому что моментально убьет свой рейтинг. А вот общественные организации могли бы.
Отношение в обществе к ограниченному избирательному праву крайне негативное. Стоит только заговорить об этом, и сразу прилетает ответка: «Да как вы можете! Это наши родители! Это наши граждане! С людьми надо разговаривать, убеждать!»
Все так. Но если поставить вопрос по-другому, например, так: «Должен ли определять будущее твоей страны серийный убийца Довженко?», то угол общественного мнения меняется кардинально. 76% респондентов, которым мы задали этот вопрос на сайте, ответили на него «нет, не должен». Должна ли голосовать женщина, выбросившая своего новорожденного ребенка в мусорный бак? 82% - нет, не должна.
Но – должна ли голосовать женщина, работающая неофициально, которая не платит налоги, но при этом получает государственную субсидию (уточним: субсидия формируется из наших налогов, а женщина налоги не платит). Ответ: 78% - да, должна голосовать.
Чувствуете перекос? Не платить налоги государству, но претендовать на государственную помощь большинство не считает преступлением. И эти люди ходят на выборы и голосуют.
90% наших респондентов ответили, что считают право выбирать – обязанностью. А я убеждена, что это должно быть привилегией, почетной миссией, к которой граждане должны стремиться и дорожить ею. И тогда нас не будет так лихорадить перед каждыми выборами.
Анна Романенко
Читайте по теме: «Не влезай, а то убьет!» ПДД для мариупольского избирателя