• Головна
  • Суровое воспитание в мариупольских школах
Субботний разговор
11:00, 11 вересня 2010 р.

Суровое воспитание в мариупольских школах

Субботний разговор

Учительница ударила линейкой по рукам или, что еще хуже, головой об стол; вывела в центр класса, заставила снять штаны и сказала, что «надерет задницу» перед всем классом… Интернет пестрит статьями об учителях, пишущих первоклассникам оценки на лбу, узнав, что они забыли дневники. Слышала истории о том, как педагог прилепил девочке жвачку к волосам, еще один скинул ученика со стула, третий запирал первоклашек в шкафу. Можно продолжать до бесконечности.

При этом «под руку» педагогам попадаются младшие школьники, для которых учитель не просто женщина возле доски, а настоящий небожителель.

Богдан

Уже почти две недели прошло с того момента, как стартовал новый учебный год, а Богдан Фролов так и не переступил порог школы. Он просто не смог туда зайти.

Как вспоминает бабушка Богдана, 1 сентября все радовались празднику, а ребенок до крика и слез отказывался идти в класс. Говорил, что он боится всех - от учителей до директора.

Под предлогом переезда в другой город родители еще в прошлом году забрали документы, но, как выяснилось в этом году, так и не переехали. Сам же Богдан постоянно плачет и отказывается учиться в этой школе. Говорит, что учитель его бьет.

В управлении образования этот факт комментируют неохотно. Они сами провели служебное расследование и выяснили, что учитель, якобы обидевший ребенка, ни в чем не виноват – «учительница подвигала стул и задела ребенка».

В свою очередь управленцы сами предлагают ребенку сменить место учебы и уже подыскали школу, находящуюся в этом же районе…

Лера

Но предыдущий случай не всплыл бы на поверхность, не будь еще одного, произошедшего в этой же школе и с этим же учителем еще раньше.

…11-летняя спортсменка Лера Люлько – член сборной по прыжкам в воду  - плохо выступила на последних соревнованиях, а все потому, что у девочки сильно болела шея.

Тренер девочки Федор Захарченко объясняет это тем, что юная спортсменка просто не успела как следует подготовиться, и этому мешала как физическая, так и моральная травма.

А все дело в том, что накануне в школе она получила от учительницы на уроке труда подзатыльник. Как рассказывает сама Лера, удар был такой силы, что ей пришлось держаться за соседние парты, чтобы не упасть.

А подзатыльник она получила просто за то, что помогала однокласснику подклеить книгу.

После случившегося мама обратилась к правозащитнику Мариуполя Галине Голубовой, которая отметила, что факт избиения ребенка – уголовно наказуемое деяние, справедливость должна установить прокуратура.

Но по данному факту Ильичевской прокуратурой было отказано в возбуждении уголовного дела. Сейчас здесь проводится дополнительная проверка с целью расширения круга свидетелей и установления истины.  

Как рассказала в интервью журналистам зам. начальника управления образования Ильичевского района Неля Пак, за двадцатилетний стаж работы за этим педагогом ничего подобного замечено не было. «Что же касается сложившейся ситуации, то на парте был разлит клей. Когда учительница попросила девочку выйти из-за парты, та не послушалась. Учительнице пришлось вывести ее. Именно этот факт родителями был расценен как применение физической силы», - подытожила она.

Сама же учитель в ответ готова подать на обидчиков в суд и считает, что ее незаслуженно оклеветали.

Не надо молчать

Согласно Конституции Украины, любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются по закону. Что же делать родителям, когда их ребенка ударили?
Елена Мурза советует объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе. В то же время не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем.
Если педагог превысил полномочия, надо выяснить, какова в этом конфликте доля вины ребенка. Написать заявление на имя директора школы, зафиксировать побои у врача, а моральный вред - у психолога, если вред и побои налицо.

Вспомним прошлое и поговорим о будущем

Обида, нанесенная ребенку учителем в начальной школе, бьет больнее родительского наказания, потому как для младших школьников, прежде всего, учитель – образец справедливости.


Вспомним, как было в советской школе, где любые конфликты в стенах класса решались коллективно.  
Ученика могли вызвать на пионерские сборы или заседание комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию… Но сейчас таких мер никто не применяет, и еще неизвестно, хорошо это или плохо - коллективное порицание.

Но неизбежно возникает вопрос, почему не сдерживаются сами учителя? С какой целью они приходят на такого рода беспокойную работу?

Просмотрев не один ролик об учительской жестокости в Интернете, снятые самими же учениками на мобильный телефон, можно с уверенностью сказать, что пока учитель в ходе урока разбирается с обидчиком, остальные дети орут и смеются, ходят по классу… И здесь опять виноват учитель, ведь урок провален и с точки зрения дисциплины, и методически.

Да, не буду спорить, нынче дети «беспредельничают» на уроках по полной программе. И это также подтверждается на видеозаписях. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Кто покажет им эти границы?

Для современной школы на первый план выходит такая проблема на уроке, как поддержание дисциплины.

Она стоит впереди основного процесса получения знаний, и удерживать класс для учителя - настоящее искусство. Ему нужно быть одновременно фокусником, чтобы удивлять и шокировать интересными подробностями своего предмета, цербером, чтобы наводить страх на школьников, чтобы они даже не пикнули, да и еще своим «в доску», чтобы завоевать авторитет «своего человека» у подростков.

Скорее, талантливые педагоги, на уроках которых тишина, применяют известные методы, в частности, нейролингвистического программирования (НЛП) или, проще говоря, умеют входить «в постройку».

И в этой связи я могу вспомнить своего педагога по алгебре и геометрии Людмилу Романовну, которая в отличие от других педагогов никогда не кричала. Уж не знаю, знала ли она что- либо об этой науке, но очень часто ездила в Германию.

Это теперь, вооруженная знаниями по психологии, я понимаю, что она просто применяла к нам особый подход. Во-первых, устанавливала с нами контакт на уровне глаз, когда только входила в класс и несколько секунд пристально смотрела всем в глаза. И только этот один трюк уже делал нас одним «управляемым целым».  

В то же время стоило нам только разбушеваться, как она начинала говорить с нами на одном уровне, да так, что ее голоса за нашим гулом было даже неслышно, затем резко обрывала нашу «песню», сказав одно слово на два тона выше и, тем самым, разрывала подстройку. А затем, выполнив главный прием, она начинала говорить привычным голосом, и класс начинал идти за ней, как зачарованный.

Был в нашей школе и еще один тип педагога, с дисциплиной на уроках которого всегда была порядок. Ничего особенного она не выдумывала: она просто держала учеников в постоянном страхе.

Сам ее образ, появляющийся на горизонте, уже вызывал оцепенение. Зато предмет - химию – даже отъявленные хулиганы старались учить и сидели за партами тише воды, ниже травы. Что и говорить, по итогам 11 классов все ученики знали химию настолько хорошо, что все могли бы без труда сдать ее при поступлении, если бы поступали в медицинский вуз. Но клятву Гиппократу из нас дала, почему-то, только одна ученица.

Еще один показатель «за» суровое воспитание. Если наша математичка за весь период своей работы так и не была удостоена клички, то  прозвища "химички", как реликвия, бережно передавалась из поколения в поколение.

Конечно, если кричать в ответ на агрессию учеников, то ничего кроме агрессии это породить не сможет. Есть, конечно, еще выход на начальном этапе подготовки учителей – введение в педагогических вузах отдельного предмета - управление классом, кстати, такая практика есть за границей. Но сможет ли наш педагог, зная схемы и методы управления, идеально подстроитсья под современных учеников, еще неизвестно…


Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...