Город вымирающих маршруток
Официального подтверждения того, что с 1 марта проезд в городском транспорте подорожает до 8 грн, пока нет. Решение на исполкоме городского совета еще не принято. Однако это не просто разговоры. Проезд в Мариуполе скоро станет одним из самых дорогих в Украине. Нам будут внушать, что на это повлиял рост цен на ГСМ, увеличение минимальной заработной платы. Но цены на бензин снизились, и сегодня литр 92-го можно приобрести за 26 грн, а не за 32, как это было в конце 2018 года…
По факту, все хотят зарабатывать. Бизнес, даже коммунальный, должен приносить прибыль. Город закупает новый транспорт, город хочет получать доходы от своих вложений. Все логично. Возможно, с этим можно было бы согласиться, если бы в реальности в Мариуполе решились транспортные проблемы. Пока же проблемы лишь накапливаются.
Коммунальный транспорт
Транспортная система Мариуполя за последние годы претерпела изменения. Во-первых, в городе увеличилось количество коммунального транспорта. Появились трамваи из Европы, новые автобусы и троллейбусы. Низкопольные, с большой вместительностью. Казалось, что транспорт обретает вторую жизнь. Однако, даже на ключевых маршрутах не хватает техники. Утром в час пик доехать с 21 ЖМР в центральную часть города проблематично.
По словам жителей, транспорт едет переполненным. Ситуацию не облегчает даже коммунальный маршрут 12-А. И это в центральной части города, где количество транспорта всегда было максимальным.
В отдаленных районах проблем еще больше.
«В последнее время стало невыносимо ездить, хоть и открываются новые маршруты, но при этом закрывают старые, но очень нужные, - написал в редакцию 0629 мариуполец. – В последнее время закрылись коммунальные автобусные маршруты №13 ( мкр. Западный - пос. Песчанка), №20 (23 мкр - ул. Осовиахима), № 23 ( Правый берег - ЖД вокзал), № 34 (пер. Днепропетровский - пос. Южное), № 50д ( развозка детей в школу), троллейбусный маршрут №1 (пл. Освобождения - пос. Кировка)».
Также ухудшилась работа троллейбусного маршрута №4, сокращен трамвайный маршрут №1 ( ул. Казанцева - Энергоучасток), отменен трамвай №15 (по кольцу Левобережья). Трамвай № 8 тоже работает плохо. После 15:00 остаётся 1 трамвай, который ездит до 17:00. И всё.
Читайте также: Транспортный коллапс. По Приморскому бульвару курсирует только один троллейбус
В результате такого подхода целые поселки и районы остались без транспортного сообщения. Так почему же это произошло?
Давайте вернемся в 2015 год. Тогда Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление находилось на грани вымирания. Долгое время город дотировал МТТУ, не закупал новый транспорт и фактически сделал предприятие убыточным и умирающим. Но тогда в городе работали маршрутчики, и они справлялись с основным потоком пассажиров, которые платят. Троллейбусы и трамваи возили льготников.
Смена власти и желание возродить МТТУ изменило ситуацию.
По данным директора Мариупольского трамвайно-троллейбусного управления, инвестиции в развитие предприятия за три года составили более 300 млн гривен. Закуплено 113 единиц транспорта: 60 трамваев, 24 троллейбуса и 29 новых автобусов.
Однако, и этого оказалось мало – нерентабельные маршруты стали закрываться. Раньше мы думали, что муниципалитет развивает коммунальный транспорт именно потому, чтобы убрать перекосы, созданные маршрутчиками, когда популярные направления развивались, а непопулярные были как транспортная пустыня. Сейчас нам говорят, что разницы между частником и городом не будет: город тоже хочет зарабатывать, первоочередная задача МТТУ - не работать себе в убыток, потому МТТУ, как и маршрутки, работать на убыточных маршрутах не намерено.
Есть и другая проблема – зарплату водителям ТТУ подняли до 10 тысяч гривен, но нехватка персонала все равно существует. Городу не хватает 50 кондукторов и 20 водителей.
В 2019 году МТТУ надеется решить этот вопрос за счет транспорта большой вместимости. Предприятие планирует закупить порядка 70 единиц троллейбусов и порядка 60 единиц автобусов. Для этого ведут переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
«Уже сейчас мы занимаемся этим вопросом. Новый маршрут 15 автобуса существенно решает проблему по микрорайону Восточный, а 12 маршрут - по поселку Курчатова. При поступлении новой техники подобные проблемные места будут закрываться», - заверил он.
Проблемные маршрутки
Появление нового транспорта ударило и по маршрутным перевозкам в городе. Заниматься этим бизнесом стало не выгодно. Многие предприниматели решили уйти. Причина банальна – старый транспорт нужно ремонтировать, новый – покупать. Платный пассажир постепенно пересаживается на коммунальные автобусы, которые практически всегда совпадают с маршрутами частных перевозчиков. В часы пик пассажиров много, а вот в дневное время – очень мало. Маршруты становятся нерентабельными.
Сначала «умерли» маршруты №128 (Восточный – ЖМР «Черемушки»), №160 (Восточный – АС-2), №126 (Кальмиусский район – ЖМР 17), №100 (Восточный- Кальмиусский район), затем не осталось желающих работать на маршруте №201 (Восточный – ЖМР 23). Под угрозой закрытия маршруты 107 (Черемушки-Жд-вокзал), 123 (Кальмиусский район- Жд-вокзал), 157 (Восточный –ТФД).
Также у жителей постоянно возникают вопросы по работе маршрутных такси №25т (ездит не по графику), №108 (время ожидания занимает до 40 минут), №105 (практически отсутствует в зимнее время), №112 (прекратил работать после 21.00), №154 (жители поселка Песчаный не могут добраться домой), №131 (приходится очень долго ждать), №211 и №114 (ужасное состояние транспортных средств).
Если говорить о конкретных случаях, то буквально 2 дня назад водитель маршрутки №211 высадил пассажиров и заставил их идти пешком в гору, так как переполненное транспортное средство попросту не могло этого сделать…
И решения этой проблемы нет. Еще 2 года назад перед тем, как заключать договора на перевозку пассажиров, город установил требования: оборудовать весь транспорт системой GPS и привести автобусы в надлежащее состояние. Первое требование выполнили, а вот со вторым все оказалось намного сложнее. С того времени было приобретено всего несколько автобусов, остальные так и остались старыми и потрепанными. Этим развалюхам нет альтернативы - денег на новые машины у частников нет. За исключением самых популярных маршрутов.
Кто страдает больше?
Если говорить о районах, которые испытывают самое большое количество проблем, то это, в первую очередь, отдаленные поселки Моряков, Гуглино, Мирный, Западный. Страдает и Новоселовка. С одной стороны, прекратил работу маршрут №126 (по ул. Митрополитской), с другой – 201, который курсировал по ул. Бахмутской. Добраться к БСМП на общественном транспорте стало невозможно.
Жители Левобережья испытывают другие неудобства. К примеру, они не могут без пересадок добраться к парку им. Гурова или плавбассейну «Нептун», добраться на железнодорожный вокзал или в микрорайон «Черемушки». А ввиду того, что на маршруте №157 курсирует всего один автобус и только в будние дни – Левобережье практически потеряло транспортное сообщение с Приморским районом.
Сам Приморский район оказался еще в более сложной ситуации. В вечернее время суток там прекращает курсировать транспорт. Добраться даже с центра города после 20.00 можно только на такси.
В зимнее время отрезанным от мира оказался и Приморский бульвар. Это говорит лишь об одном – все непопулярные маршруты медленно умирают. И решать эту проблему городская власть не хочет - не выгодно.
Безусловно, свою роль в транспортной проблеме сыграли льготники. Еще несколько лет назад правительство перестало дотировать льготный контингент. Позднее было принято решение монетизировать льготный проезд, правда, за счет местного бюджета. Городские власти в свою очередь приняли решение, что будут возить льготников бесплатно.
Естественно, льготный контингент должен иметь возможность льготного проезда. Однако, решить эту проблему можно было бы иначе. Например, чтобы льготники имели право проезда в любое время, кроме часов пик. Или же создав специальные проездные, которые давали бы 2 поездки в день. Самым же лучшим способом являлись бы живые деньги - монетизация льготы. Но это дорого для бюджета. Поэтому, намного легче увеличить стоимость проезда, сначала уровняв коммунальные автобусы с маршрутками, а затем подняв до 8 и даже до 9 грн.
Вместо послесловия
Нужно отметить и положительные моменты. К примеру, электронное табло и приложение для телефонов. Они позволяют узнать, когда именно придет нужный транспорт и стоит ли ждать его вообще. Это безусловное преимущество.
Решится ли транспортная проблема в Мариуполе будет зависеть от многого. От того, дадут ли городу деньги на новый транспорт. От правильного управления МТТУ. От цели, на которую будет направлена работа предприятия, то ли это увеличение дохода, то ли это возможность довозить пассажиров даже в самые отдаленные районы. Одно ясно точно, достаточно скоро частных перевозчиков в Мариуполе останется совсем мало. Такова цель городских властей. Мэр Вадим Бойченко не раз заявлял, что хочет транспортную модель, как в Европе, где нет частных маршруток, а есть коммунальный транспорт. Вопрос лишь в том, во сколько это будет обходится горожанам и сможет ли решить их насущные потребности.
В августе 2018 года в Мариуполе презентовали транспортную модель. Более полугода ее разрабатывала консалтинговая компания «A+С Украина», в рамках сотрудничества с международной финансовой корпорацией IFC. Считается, что транспортная модель позволит комплексно подойти к решению логистических проблем внутри города.
Читайте также: Транспортная модель Мариуполя: 76% горожан удовлетворены работой общественного транспорта
4-х шаговая транспортная модель уже есть в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Ужгороде и во многих европейских городах. В ходе разработки были учтены движения всех видов транспорта, как частного, так и общественного. Создан и описан трафик сети города, с указанием разрешённых манёвров, скоростей, количеством полос, пропускными способностями и прочими атрибутами.
"ТТУ сейчас перерождается и стоит на пороге грандиозного проекта на 33 млн евро, включающего строительство нового коммунального предприятия на 600 рабочих мест, 135 единиц техники, логистика, смарт-управление и так далее. Это будущее нашего ТТУ", - заявлял мэр Мариуполя Вадим Бойченко во время интервью.
Новая транспортная система должна не только покрыть город оптимальной транспортной сетью, но и предусматривает полное обновление транспортного состава. Есть надежда, что проблема с транспортом таки начнет решаться.