• Головна
  • Подводные камни «Острова удачи»
SOS!
16:49, 5 листопада 2009 р.

Подводные камни «Острова удачи»

SOS!

Четверо мариупольских моряков удерживаются в Конго. Трое из них – арестованы.

Сообщение о том, что экипаж судна « Island of Luck » задержан в порту Матади (главный порт Демократической республики Конго) по подозрению в том, что, якобы, выбросил за борт нескольких нелегалов, проникнувших на судно, в конце октября облетело практически все ведущие Интернет СМИ Украины и России.

Тогда было известно только то, что на борту судна находится 15 украинцев, 4 россиянина и по одному гражданину Индии и Ганы и двое граждан Мианмару. Известно было также и то, что трое членов экипажа арестованы властями Конго.

Спустя две недели, в этом деле ясности становится все меньше, оно обрастает новыми фактами и новыми домыслами. Кроме того, нарастает напряжение в семьях арестованных и задержанных моряков. Они уверены, что над их близкими нависла реальная угроза, а конфликт перерастает из обычного для африканских берегов «недоразумения с местными властями» в настоящее противостояние, заложниками которого стали моряки - и те, кто сейчас находится на судне, и те, кто арестован. К слову, все арестованные - мариупольцы.

Из официального

Официальная версия властей Конго такова. Моряки « Island of Luck » выбросили за борт проникших на судно нелегальных беженцев, один из которых, якобы, в результате этого погиб. Но совсем другую историю рассказывают сами моряки.

0629 связался с женой капитана « Island of Luck », мариупольчанкой Ириной Янбаевой, которая поддерживает связь с судовладельцем (греческой компанией) и семьями моряков. По ее мнению, все дело – в деньгах. Итак, по порядку.

Все претензии – к… рису

Судно « Island of Luck » перевозило рис из Вьетнама. Условия перевозки, обусловленные маршрутом следования (за сравнительно короткий промежуток времени свой путь судно проходит в условиях меняющихся положительных и отрицательных температур воздуха, влажности и т.д.). Так было и на этот раз. 14 октября по завершению выгрузки получатель груза – компания Congo Futur Matadi – обратилась к капитану с требованием компенсировать убытки на 103 тысячи американских долларов за часть испорченного в пути груза. Страховая компания судовладельца - Swedish Club – приняла эти требования к удовлетворению. Но вдруг - по неизвестным пока причинам – сумма искового требования была существенно увеличена – до 180 тысяч долларов (с банковской гарантией на выплату этой суммы). На эти требования страховщик не согласился, поскольку полагал, что обо всем стороны уже договорились.

19 октября судно уже полностью закончило выгрузку и, в ожидании лоцмана, было переведено на внутреннюю стоянку в порту Матади – в 30 метрах от берега. Агент (компания PACIFIC TRADING MATADI) сообщил, что судно может сниматься с Матади 20 октября, в 10.00 под банковскую гарантию в 103 тысячи долларов (с которой в конце концов согласился получатель груза).

Стоп-машина!

Но на следующий день, 20 октября, компания-оператор судна - Victoria Oceanway – получила сообщение от Агента, что, якобы, накануне, 19 октября, в 19.00 восемь нелегальных пассажиров были сброшены экипажем в реку, двое из «зайцев», якобы, были найдены на берегу в двух милях от судна. Кроме того, Агент в своем сообщении предполагал, что остальные «нелегалы» утонули, поскольку не умели плавать.

В тот же день, 20 октября, на судно прибыли представители местной власти и стали проводить расследование прямо на борту. Вместе с властями прибыл и – как они его представили – потерпевший, которого, как заверили власти, они нашли в двух километрах от судна. «Потерпевший» указал на 11 членов экипажа и сказал, что эти люди выбросили его и еще шестерых «нелегалов» за борт.

(Сколько было нелегалов и были ли они на самом деле – неясно. Да и власти Матади, по всей видимости, и не пытаются это установить. Сообщения Агента противоречивы – то 8 человек, то 4 и один погибший, «потерпевший» говорит о семерых).

Тем не менее, местные власти изъявили о своем желании продолжить расследование на борту судна на следующий день, 21 октября.

Но…

Но на следующий день на борт судна никто из властей так и не поднялся. Вместо этого команда получила сообщение о намерениях вызывать на допрос в портовские помещения 18 членов экипажа – партиями по 6 человек. Компании-оператору удалось добиться письменных гарантий от властей, что все вызванные на допрос члены экипажа вернутся на борт судна в тот же день, и что сам допрос будет проводиться в присутствии адвоката.

Ничего не предвещало…

«Последнее сообщение от мужа я получила накануне всех этих событий,- рассказывает 0629 Ирина Янбаева, жена капитана, - и он ни словом -ни полсловом не обмолвился ни о нелегалах, ни о проблемах. Наоборот, сообщил, что у него все в порядке, что готовятся к отходу из порта. Ничего! Если бы было что-то не так, я бы это точно поняла. А так – все нормально. На сегодняшний день члены экипажа практически ежедневно выходят на связь с кем-нибудь из своих родственников и уверяют, что никаких нелегалов на борту не было вообще! Но то, что они пережили в день допроса на берегу, 22 октября, не дай Бог никому пережить».

22 октября: Допрос. С пристрастием

Когда первые шесть членов экипажа сошли на берег для допроса, то увидели там настоящее шоу – толпа местного населения, телевидение. Крик, визг, характерные жесты пальцем вдоль шеи. «Портовские помещения» - хибары с открытыми окнами - туда постоянно заглядывали, улюлюкая, «местные».

После допроса в портовских помещениях, капитана судна Рустама Янбаева забрали в офис капитана порта для допроса другими следователями. А в это время экипаж ждало другое представление – им «вдруг» продемонстрировали лодку, которая на веревке тащила за собой мертвое тело. Это тело было представлено как «нелегальный четвертый пассажир, выброшенный за борт судна». После этого следователь принял решение посадить Рустама Янбаева в тюрьму. А с ним – моряка второго класса Валерия Сергеева и буфетчика Александра Кателюха. Адвокату отказали в предоставлении каких бы то ни было документов – ни протокола допроса, ни официального обвинения – ничего.

Судно же задержали в порту Матади – «до выяснения», мотивируя это тем, что экипажу может быть вынесено уголовное обвинение.

Как говорят родственники, экипаж сейчас практически арестован, поскольку у всех забрали паспорта. Трое членов экипажа – в тюрьме. «Им просто не повезло - тем, кто пошел вместе с капитаном. Капитан по должности за все ответственен – ему логично предъявлять претензии (хоть в данном случае это звучит чудовищно, ведь все сфабриковано!). А для ареста остальных нет даже формальных поводов – ни опознаний, ни протоколов, ни официальных обвинений. Интересно, что тело, которое таскали на лодке, по-быстренькому захоронили, не предъявив к осмотру следствию, адвокатам. Захоронили по приказу мэра городка, в котором жил умерший. Захоронили вопреки решению провести исследование тела для выяснения причин смерти. А в местной газете был напечатан материал, в котором описывалось, что на теле погибшего были следы пыток, на горле – ножевая рана. Несмотря на то, что тело невозможно идентифицировать, вину за гибель человека хотят возложить на экипаж « Island of Luck », и обвинения прозвучали из уст министра внутренних дел провинции Конго господина Davide Kuku даже без - хотя бы формального решения хотя бы местного суда »,- ужасаются жены моряков.

На берегу. «В меру возможностей»

0629 связался с исполняющим директором агентства «АйнаТрейдинг» Николаем Мартыненко (именно эта компания нанимала мариупольских моряков на судно « Island of Luck »). Он подтвердил, что трое арестованных украинцев – мариупольцы. «Мы действуем в меру своих возможностей,- сказал Николай Мартыненко,- написали письма в адрес Карпачевой и Януковича. Связываемся с представителем судовладельца с просьбой, чтобы он не менял там экипаж, не уводил судно и не бросал арестованных моряков, поскольку для них это будет равнозначно приговору. Я не возьму на себя смелость прогнозировать развитие ситуации, но скажу, что моряки отказываются идти работать на это судно, хоть мы по просьбе судовладельца и предлагаем такую возможность другим морякам».

«Мы отправили уже пять писем по разным адресам, в том числе – и к омбудсмену Нине Карпачевой и Петру Порошенко, министру иностранных дел. Хотели обратиться к Президенту и Премьеру, но в компании «Айна» нас отговаривают, - рассказывают 0629 жены моряков, мариупольчанки Дарья Коваленко и Ирина Янбаева. - Мы хотим привлечь внимание общественности к этому факту! Пожалуйста, не оставляйте наших мужей в беде. Условия в африканской тюрьме за гранью человеческих представлений. Наши арестованные моряки содержатся в вопиюще ужасных условиях, им не дают возможности общаться с адвокатом, он только лишь изредка передает для них воду и еду. Пожалуйста, услышьте нас!».

От редакции :

Редакция 0629 намерена завтра, во время визита премьер-министра Юлии Тимошенко в Мариуполь, передать ей этот материал как официальное обращение с просьбой о помощи нашим морякам. Очень будем надеяться, что ситуация будет под контролем и мировой общественности – по словам жен моряков, в Матади вылетели юристы Международного профсоюза моряков ( ITF ), работают и представители сторон, участвующих в споре.

«Наши мужья задержаны по грубо сфальсифицированному обвинению. Власти Конго используют надуманные обвинения для давления и лоббирования своих материальных претензий. В этой стране такие случаи массовы. Там – полное беззаконие. Если наших мужей оставят там, а судно снимется с якоря и уйдет, то последствия могут быть самыми трагическими. Неужели те деньги – это цена жизней наших близких. Пожалуйста, помогите», - обращаются жены моряков.

Сейчас в Конго

Моряки, оставшиеся на судне, выходят на связь со своими родственниками. По их словам, психологическая обработка со стороны местного населения несколько поутихла, и страсти немного улеглись. По меньшей мере, вокруг судна уже не кружат лодки с разъяренными людьми, демонстрирующими готовность перейти к более решительным действиям. Но не все хорошо на судне с провизией. «Если экономить на воде и еде, то продержаться мы сможем неделю», - сообщают моряки своим родственникам и уверяют, что сейчас ищут снабженца для пополнения запасов воды, продовольствия и горючего». Кроме того, по информации, переданной сюда, в Мариуполь, капитана, которого прислали на смену арестованному Рустаму Янбаеву, и нескольких моряков-сменщиков не пускают на борт судна – они находятся в гостинице.

Чем закончится вся эта история для моряков судна с романтическим именем «Остров удачи», не знает никто. Какие подводные камни еще припасла для них коварная река? Но здесь, на берегу, за наших моряков молятся те, кто их ждет. Молится о том, чтобы дождаться.

Для справки: список членов экипажа « Island of Luck »

1.Капитан Янбаев Рустам Мансурович - Украина
2 Матрос Сергеев Валерий Борисович - Украина
3 Буфетчик Котелюх Александр Васильевич - Украина
Все трое – арестованы.

Остальные члены экипажа (17 человек) находятся на борту судна « Island of Luck».
4. Старпом Душин Виталий - Россия
5. 2й помощник Коломоец Антон Юрьевич - Украина
6. 3й помощник Рипаков Александр Владимирович - Украина
7. Ст.механик Руденок Владимир - Россия
8.2й механик Чернов Андрей - Россия
9.3й механик Бочка Александр - Россия
10.4й механик Перчеклий Владимир Владимирович - Украина
11.Ст.матрос Климов Александр Васильевич - Украина
12.матрос Крушенок Василий Прокопьевич - Украина
13.матрос John Binto - Индия
14.матрос Дмитренко Иван Викторович- Украина
15.моторист Радченко Юрий Николаевич - Украина
16.моторист Манжола Николай Васильевич - Украина
17.моторист Zaw Win Myint - Мианмару
18.моторист Phyo Wai Soe - Мианмару
19.сварщик Dzikunu Cyril Amuzu – Гана
20. кок Ревенко Алексей Валентинович– Украина
21. боцман Золотоус Николай Алексеевич - Украина
22 ст.моторист Оглоблин Владимир Викторович - Украина
23. электромеханик Набережнев Юрий Алексеевич – Украина.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...