Кофейный бизнес: почему городская власть не дает развиваться владельцам кофемашин
Владельцы кофемашин в Мариуполе хотят работать на законных основаниях, но им не дают. Почему городская власть не дает развиваться малому бизнесу и что ждет мариупольских предпринимателей? Мы разбирались в ситуации.
Появление кофемашин изменило культуру в городе. 10 лет назад мариупольцы гуляли по центру Мариуполя с бутылками спиртного в руках. Алкоголь продавался на каждом шагу. Первым кофейным авто приходилось непросто. Люди поначалу не понимали, что это за штуковина такая - машина по производству кофе. Понадобилось время, чтобы произошел сдвиг в сознании, и сегодня вместо бутылки пива жители, прогуливаясь, держат стакан кофе.
Казалось бы, что плохого в новом виде даже не мини, а микробизнеса? Но городская власть нашла минусы и здесь. Разобравшись, насколько это возможно с МАФами, представители муниципалитета взялись за владельцев автокофеен. Цель была одна – легализовать и структурировать их работу. Однако столь пристальное внимание со стороны администрации постепенно привело к тому, что этот бизнес сжимается. Люди уходят.
Владимир Зипир одним из первых переоборудовал автомобиль под кофемашину и стал прививать культуру пить кофе на улицах Мариуполя. Поначалу бизнес шел туго, но спустя время клиентов стало очень много. У предпринимателя было несколько точек, включая места у драматического театра. Сегодня осталась одна…
«Этот бизнес постепенно умирает, приходится распродавать кофемобили», - признался предприниматель.
Позиция власти
Как ранее писал 0629, изначально кофемашины и «Fооd truk» располагались в городе на парковках и там, где им заблагорассудится. Когда городская власть решила упорядочить взаимоотношения, с этим согласились все. Предприниматели подписали договора паевого участия и продолжили свою работу. Все изменилось во время реконструкции Театральной площади, на которой прежде располагались сразу несколько кофемобилей. Им запретили там работать. Совсем.
Вместо этого городская власть предложила предпринимателям совместно разработать карту мест, где они могут располагаться. После этого провести конкурс и заключить договора.
В октябре на сессии городского совета были внесены изменения в решение городского совета об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности. Эти изменения касаются двух пунктов – требований к размещению автокафе и перечня мест для осуществления деятельности.
Город определил 16 точек, где могут ежедневно работать кафе на колесах.
Однако это решение не обрадовало владельцев автокофеен и «Fооd truk». Мало того, что из 16 мест реально рабочих оказалась лишь половина, так еще и проект был опубликован с изменениями. Он оказался совсем не таким, каким был представлен изначально.
Рядом с каждым адресом (местом, где может располагаться автокафе) появилась графа, в которой определено, в каком из мест можно торговать только кофе, а в каком допускается и работа «Fооd truk» (торговля кофе и готовыми блюдами).
По словам предпринимателя Александра Любимова, опубликованное решение полностью изменено – оно не соответствует проекту решений, который был опубликован на сайте, не обсуждалось в комиссиях и на координационном совете. Да и депутаты голосовали за друге решение.
В результате из 16 выделенных точек работа «Fооd truk» разрешена только в 7-ми. При этом 4 из них сезонные – на Левобережном пляже. Все это существенно ограничивает возможности предпринимателей.
То есть городская администрация агрессивно вмешивается в дела бизнеса и фактически в ручном режиме определяет, кому как и где можно вести микробизненс, чем торговать, а чем - нет.
Требования предпринимателей
Объединившись, владельцы кофемашин и «Fооd truk» составили список требований к городской власти. В частности, они считают, что предприниматели имеют право располагать свой объект на всех парковках, стоянках, заездных карманах, там, где это не будет нарушать правила дорожного движения (поскольку их объекты являются транспортными средствами).
Кроме того, они хотят, чтобы заявление по расположению автокафе принимали в ЦНАП еженедельно, а вопросы по созданию новых точек рассматривались не реже, чем раз в месяц. Также они хотят, чтобы на место, которое уже отработано предпринимателем (если он работает без нарушений) не мог претендовать никто другой. Из положения, опубликованного на сайте горсовета, должна исчезнуть колонка, которая диктует, где можно торговать кофе, а где – еще и едой.
Составив список требований, предприниматели отправились на встречу с секретарем горсовета Степаном Махсмой, заместителем городского головы Михаилом Ивченко и другими представителями горадминистрации.
Договорится не получилось. Степан Махсма подчеркнул, что город совсем недавно очистили от МАФов, и он никак не хочет, чтобы их место заняли автокофейни.
«Возьмут предприниматели, которые владели МАФами, и понастявят автокофеен на каждом углу! Этого не будет», - заявил Махсма.
То, что таким образом администрация не дает развиваться малому бизнесу, направление диалога не изменило. Чиновники стояли на своем – мест выделено 16, и этого достаточно для того количества предпринимателей и по-другому не будет. Если станет больше предпринимателей, то увеличение количества мест возможно, но их будет все равно меньше, чем желающих - "чтобы была конкуренция".
Махсма уверен, что конкуренция очень нужна, а потому закреплять места за конкретным предпринимателем никто не будет. Договора будут заключаться на год, а дальше – новый конкурс.
Не сработал и аргумент о росте цен на кофе. Ведь если предприниматель будет вынужден платить за место больше (что само по себе подразумевает конкурс), то и цены на кофе нужно будет поднимать.
«Вы же знали риски, когда входили в бизнес. Это ваши проблемы», - заявил Махсма.
Также городская власть не намерена убирать графу, разделяющую торговлю кофе и готовыми блюдами. По их мнению, «Fооd truk» занимает много места, а потому не везде уместно его ставить.
Читайте также: Бизнес на колесах, или Почему больше нельзя выпить стакан кофе возле драматического театра в Мариуполе
В какой-то момент стало понятно, что общение ни к чему не приведет – представители городской власти заявили назвали предпринимателей игроками, а затем сравнили их желание работать с желанием открыть публичные дома: "...если кто-то хочет, чтобы в городе открылись публичные дома, это не значит, что все с этим будут согласны".
Получается, что автокафе не нужны городу, поскольку рядом находятся множество кафе и ресторанов. И кто в этом случае подумает о мамах с колясками, о людях, гуляющих с питомцами, и просто о тех, кто не хочет тратить 200 грн. на чай с десертом и вполне может обойтись стаканом кофе за 20 грн?
К чему пришли
В пятницу состоялось заседание постоянной комиссии, на которой рассматривался вопрос выделения места для автокафе. На удивление заседание прошло очень спокойно.
Были рассмотрены заявки предпринимателей. Комиссия одобрила 6 мест, где будут продавать только кофе и 2, где будут продавать и готовую еду. Также был получен 1 отказ и 1 вопрос был отложен ввиду отсутствия предпринимателя на заседании комиссии.
В частности, одному предпринимателю отдали две точки для работы кофемашин на аллее «Якорь» и у железнодорожного вокзала. Другой предприниматель получил добро на работу кофемашины возле магазина «Лотос» на пр. Металлургов, 47. Правда, во время реконструкции проспекта, которая намечена на 2019 год, договор будет приостановлен.
Следующий предприниматель получил согласие на работу кофемашины на стоянке магазина «Продуктэль» на пересечении пр. Мира и ул. Куинджи. Также он заключил договор с 1 мая по 30 сентября на работу кофемобиля на Левобережном пляже в районе кафе «Наш куточек». Предприниматель пока не понимает, насколько рабочей окажется данная точка и взял ее в качестве пробной.
Еще одна кофемашина будет работать на ул. Нильскона, 39 (ориентир «Арбат»). Что интересно – на это место было подано сразу 2 заявки. Однако, конкурс не состоялся – один из них отказался от места, заявив, что подал туда заявление по ошибке. На деле же предприниматели просто договорились друг другу не мешать и не претендовать на точки, которые годами нарабатывал кто-то другой.
Также было дано разрешение на работу двух «Fооd truk» - на Кирова в районе магазина «Брусничка» и пр. Мира в районе кафе «Акватория». Последнее место выделили с условием, что на время реконструкции, которая должна начаться уже весной, договор будет временно приостановлен.
А вот место на пр. Металлургов в районе кафе «7 Goats» под «Fооd truk» не отдали, мотивируя тем, что здесь очень много магазинов, и места на парковке под микроавтобус с едой просто нет.
Отказ также получила предприниматель, которая хотела установить автокафе в микрорайоне «Восточный». Однако ее трейлер располагался на зеленой зоне, что само по себе противоречит всем правилам.
Подводя итоги
Довольны ли таким исходом событий предприниматели? Нет. Они готовы работать по установленным правилам, но не намерены отступать от своих требований. Они хотят развиваться в этом виде бизнеса и надеются, что городская власть пойдет им навстречу и позволит работать в полную силу.
Стакан кофе с бутербродом в парковой зоне - хорошая альтернатива бутылке пива с сигаретой. Не так ли?
Анна Працкова