Бизнес на колесах, или Почему больше нельзя выпить стакан кофе возле драматического театра в Мариуполе

Бизнес на колесах, или Почему больше нельзя выпить стакан кофе возле драматического театра в Мариуполе, Працкова Анна

3-4 года назад кофемания, которая уже давно захлестнула страну, докатилась и до Мариуполя. Кофемашины и «Fооd truk» (кухни на колесах) стали появляться в разных концах города. Это неплохой вид бизнеса для старта – небольшие вложения и быстрая окупаемость. Буквально за несколько лет в Мариуполе появилось множество точек, где прямо в автомобиле готовят вкусный кофе. Однако то, к чему мы все так быстро привыкли, может исчезнуть. Уже сейчас горожане, прогуливающиеся по Театральному скверу, лишены возможности выпить кофе на улице. Городские власти убрали оттуда и кофемашины, и полюбившийся кофейбус. Что происходит и почему, мы и пытались разобраться.  

Деятельность без документов

Еще 2 года назад для того, чтобы стать владельцем кофемашины и начать свой бизнес, фактически ничего не нужно было. Мариуполец покупал автомобиль, переоборудовал его, регистрировался как ФЛП (физическое лицо-предприниматель), платил взятку в горсовет, чтобы "не замечали и не цеплялись", становился на удобную для него парковку и начинал торговать.

В проходных местах бизнес на кофе стал очень выгодным – стакан кофе в Мариуполе стоит от 15 грн. Его закупочная стоимость – около 5 грн (это стаканчик, кофе, вода, сахар). А если взять в расчет, что мариупольцы очень любят кофе с молоком, топпингом, корицей и сливками, то процент накрутки увеличивается. В самых топовых местах кофемашина способна приносить около 5 тысяч гривен дохода в день, а  это 150 тысяч гривен в месяц. Считается, что такой вид бизнеса полностью окупается за 6-8 месяцев, а дальше – чистый доход.

С «Fооd truk» ситуация аналогичная. Уличная еда - гамбургеры, шаурма, хот-доги, сендвичи  - стоят недорого, вкусные, их особенно любит молодежь.  

Бизнес на колесах, или Почему больше нельзя выпить стакан кофе возле драматического театра в Мариуполе, фото-1

Вся эта деятельность долгое время велась без документов на землю, то есть фактически полулегально. Аргумент предпринимателей был понятен – у них нет постоянных мест дислокации, они не МАФы. Зачем им земля, если они работают на автостоянках?

Городские власти долгое время ничего не предпринимали.  Стоит на парковке автомобиль, правил ПДД не нарушает, какие к нему претензии? У полиции - точно никаких.   Если такую кофемашину увезти на штрафплощадку, то это вполне могло считаться угоном…

С другой стороны, и контролировать качество работы передвижных торговых точек городские власти не могли.

Легализация бизнеса

1,5 года назад городские власти сделали шаг навстречу предпринимателям. По словам предпринимателя Владимира Зипира, в феврале 2017 года состоялась комиссия, на которой предпринимателям предоставили договоры паевого участия.

 «Я одним из первых заключил договор на точки возле драмтеатра и «Арбата», - рассказал предприниматель.

То есть фактически предприниматели, заключившие подобные договоры, стали работать легально. Они ежемесячно платили городскому совету за право торговать в определенном месте и считали, что их деятельность вполне законна.

Особенно популярным местом для кофемашин стала Театральная площадь. На парковках по обе стороны разместились точки с кофе, позже открылся кофейбус. (Один из предпринимателей приобрел автобус и переделал его под кафе). Жителям города он нравился. Очень удобно в холодное время года купить чашку кофе и погреться за столиком автобуса, и все это прямо на Театральной площади.

Бизнес на колесах, или Почему больше нельзя выпить стакан кофе возле драматического театра в Мариуполе, фото-2

Что же касается платы, которую брали с предпринимателей за стоянку их бизнес-точек, она зависела от квадратуры. К примеру, за участок в 9 квадратных метров приходилось платить около 800 грн в месяц.

Казалось, что это выход для всех: город получает деньги, предприниматели -выгодные места для своего бизнеса, правила дорожного движения не нарушаются. И жители довольны.

Такая идиллия длилась лишь до начала реконструкции пр. Мира. После того, как Театральный сквер закрыли на несколько месяцев, бизнес на колесах покинул эту территорию. Предприниматели продолжали платить за свои места, надеясь, что после Дня города вновь туда вернутся, но этого не произошло.

«Позиция городской власти была четкой – на Театральной площади не должно быть ничего, – говорят предприниматели. – Они считают, что рядом есть много кафе, где можно выпить кофе и перекусить и без кофемашин».

Самой сложной оказалась судьба у Кофейбуса. Предпринимателю строго-настрого запретили размещаться у драмтеатра, хотя срок договора аренды истекает только 31 октября.

Из-за непонимания ситуации предприниматели стали обращаться в СМИ и даже пригрозили митингом, который планировалось устроить под стенами административного здания на ул. Митрополитской, где сейчас размещается горсовет.

«Мы платим деньги, а нам не дают работать…» - говорит Владимир Зипир.

Решение для порядка или новый передел?

Городские власти решили не доводить ситуацию до точки кипения. На сессии горсовета, которая прошла на этой неделе, были внесены изменения в решение городского совета об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности.

Эти изменения касаются двух пунктов – требований к размещению автокафе и перечня мест для осуществления деятельности.

Бизнес на колесах, или Почему больше нельзя выпить стакан кофе возле драматического театра в Мариуполе, фото-3

Среди требований – автокафе должно работать в соответствии с законами, на кузовах автокафе должна быть нанесена краской четкая надпись, указывающая наименование, адрес субъекта хозяйствования, номер точки передвижной торговой сети и номер телефона предприятия. Автокафе должно быть оборудовано сертифицированным оборудованием, обеспечивающим хранение сырья, необходимого для одной рабочей смены, приготовлени блюд, свежесваренного кофе и напитков на основе кофе, утилизацию пищевых отходов, пластиковой тары, отработанного кофе, воды и т. Автокафе должно быть оснащено стационарным светом, обеспечено питьевой и технической водой, местами для мытья рук, оборудованием, комплектом моющих и дезинфицирующих средств.

Что касается размещения, то город определил 16 точек, где могут ежедневно работать кафе на колесах.

По словам владельца «Fооd truk» Александра Любимова, только половина из этих мест – рабочие.

Согласно проекту решения, 4 точки расположены на пляже Левобережного района, 1 – на городском пляже, 1 – на аллее "Якорь". Все эти места безлюдны в холодное время года. А ведь именно холодное время года является самым ходовым для кофейного бизнеса.

Что странно – в сессионном зале владельцы автокафе хлопали принятому решению. Однако решение депутатов их не удовлетворило полностью. Это не совсем то, на что рассчитывали предприниматели. Изначально они подавали в комиссию заявку на примерно 30 точек, из которых оставили только часть. Остальные места комиссия добавила на свое усмотрение.

Именно потому предприниматели не намерены сдаваться – они уже подали список из 17 мест, где хотят размещаться. Рассматривать их будет комиссия в ноябре. А вот одобрит или нет – большой вопрос.

Бизнес на колесах, или Почему больше нельзя выпить стакан кофе возле драматического театра в Мариуполе, фото-4

Представители городской власти со своей стороны считают вопрос с автокафе решенным.

«Раньше «Fооd truk» не попадали ни под что. Они все стояли нелегально, - говорит заместитель городского головы Михаил Ивченко. - Они что-то платили, как бы размещались, но на заседаниях комиссии мы их как бы не проводили, поскольку у нас не было оснований их размещать и выделять им места. Сейчас мы определили  эти места для того, чтобы люди могли стоять на законных основаниях».

Почему городские власти не считают договора паевого участия, которые сами и выдавали, основанием для размещения – непонятно. Но прямого ответа на этот вопрос Ивченко не дал.

При этом он четко заявил, что Театральная площадь – это закрытая территория для предпринимателей, и никто им размещаться там не даст.

«Вы представляете, если сейчас мы наставим эти объекты! – говорит Ивченко. - Нужно создавать среду вокруг драмтеатра».

В качестве компенсации с предпринимателями договорились, что кофемобили и «Fооd truk» будут принимать участие в ярмарочной торговле на площади.

«Планируется, что каждые выходные пр. Мира от драмтеатра до подземного перехода будет пешеходной зоной и нам дадут возможность там работать», - рассказал 0629 предприниматель Александр Любимов.

А вот кофейбус на площадь уже не вернется.

«31 числа у него истечет договор, и дальше ему никто его продлевать не будет», - заявил Ивченко.

Таким образом закон оказался двояким – с одной стороны, желание все упорядочить и создать правовое поле для осуществления предпринимательской деятельности, а с другой – нарушение городским советом своих же решений.

И почему на Театральной площади запрещено продавать кофе? Почему нельзя продавать кофе возле ТЦ «Обжора», а на "Арбате" - можно? Почему власть решает за мариупольцев, где им покупать кофе - в кафе или на улице?

Таких вопросов без ответов слишком много. Но абсолютно очевидно, что малый бизнес ущемлен.

А что думаете вы, читатели?

Анна Працкова

Мариуполь бизнес кофе кофемобиль кофейбус кофемашина
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии