Организованные банды, сокращение персонала в 18 раз и российские кредиторы. Как «Азовмаш» борется за жизнь, и кто ему мешает

Одно из некогда успешных предприятий Мариуполя, ОАО «Азовмаш», переживает глубочайший кризис. Огромные долги по заработной плате, долги перед Пенсионным фондом и фискальной службой, долги перед кредиторами. Все это мешает привлекать заказы, запустить производство, начать зарабатывать, чтобы отдавать долги. Замкнутый круг.

В 2016 году владелица предприятия, Светлана Савчук, создала корпоративное объединение – «Азовмаш Груп», назначив директором Игоря Прасолова. Его задачей было выведение предприятия из кризиса. И некоторые позитивные подвижки были. По крайней мере, так казалось в 2016 году, когда мы говорили с Игорем Прасоловым.

Однако что-то пошло не так. Согласно данным из открытых реестров, в августе этого года Игорь Прасолов сложил полномочия. На его место пришел Андрей Малюга. Однако для «Азовмаша» это ничего не изменило. Кредиторы по-прежнему изымали всю прибыль, которую зарабатывали предприятия Группы. И на сегодняшний день ситуация продолжает оставаться критической.

На днях на предприятии состоялось совещание, инициированное главой военно-гражданской администрации Александром Куцем. Эта встреча помогла разобраться, что же сейчас происходит на «Азовмаше», и есть ли у него шансы выйти из кризиса.

Кто чем владеет, и кто кому должен

50% плюс 1 акция ОАО «Азовмаш» принадлежат государству. Остальные акции принадлежат «Азовмашинвестхолдинг» (офшорная кипрская компания), конечным бенефициаром которого является Светлана Савчук, жена бывшего владельца и президента компании Александра Савчука.

Об этом на совещании сообщил Максим Пампура, начальник регионального отделения Фонда госимущества в Донецкой области.

Однако он не упомянул еще одну структуру – «Кайзен Холдинг», зарегистрированный в Эстонии. Именно «Кайзен» с 2016 года является единственным владельцем «Азовмаш Груп», куда по факту входят те же предприятия, что и в «Азовмашинвестхолдинг». Конечный бенефициар – тоже неизменный: Светлана Савчук.

В свое время это новое предприятие создавалось для того, чтобы уйти от долгов «Азовмашинвестхолдинга». Схема такая запутанная, что создается впечатление, что даже представитель Фонда госимущества не совсем понимает, чем же на самом деле владеет государство в «Азовмаше».

Одно установлено совершенно точно: эти государственные 50% плюс 1 акция не подкреплены никаким имуществом. Ни одного здания, станка или кирпича, ни одной отвертки нет в этих акциях. Только корпоративные права, которые распространяются на четыре предприятия Группы, два из которых – банкроты.

Что ни говори, но люди в Партии регионов знали толк в махинациях с акциями.

И не только с акциями. Люди из Партии регионов знали толк и в финансовых аферах.

Долги перед кредиторами – это схема?

11 миллиардов гривен – таков на сегодняшний день общий размер долга «Азовмаша». Из этих денег 9 миллиардов –кредиторская задолженность перед четырьмя российскими банками (кредиты были взяты в 2013 году).

По утверждению генерального директора ЧАО «Азовобщемаш» Сергея Хаджинова, на эти 9 миллиардов не приобреталось никакое имущество. Просто деньги ради денег. Что дало основание Александру Куцю предположить, что деньги были элементарно выведены владельцем на свои нужды.

Судьба предприятия, которое теперь вынуждено платить по счетам, не беспокоила владельца раньше, не беспокоит и сейчас. Светлана Савчук благополучно проживает в Монако. На телефонные звонки не отвечает, на сообщения и письма тоже.

В Фонде госимущества уверены: было бы желание владельца, предприятие можно было бы вывести из кризиса.

«Решить вопрос без кредиторов невозможно», - убежден Максим Пампура.

Что происходит на предприятии сегодня

Перебои в работе предприятия начались еще до начала войны. Однако основные проблемы в «Азовмаше» пришлись на 2016 год, когда Россия аннулировала сертификаты соответствия на мариупольские вагоны.

«Все было подчинено Российской Федерации. Когда Россия аннулировала наши сертификаты, предприятие потеряло свою возможность поставлять вагоны в страны СНГ. И «Азовмаш» фактически остановился. На то время было более 18 тысяч работников на предприятии. Сейчас осталось 1300 человек, а с учетом работниц, находящихся в декрете, и того меньше – 1221 человек», - говорит Сергей Хаджинов.

По его словам, если раньше «Азовобщемаш» выпускал 120-180 вагонов в месяц, то в 2017 году – 34 вагона, в 2018-м – 40 вагонов.

Каждую копейку, которая попадает на счета предприятия, сразу же изымают кредиторы. Денег не хватает даже на то, чтобы выплатить зарплаты оставшимся работникам в полном объеме, не говоря уже о долгах.

Территория концерна практически не охраняется.

«Предприятие – это 116 гектаров площади. Это же надо как минимум охранять! То, что творится сейчас, – это ужас. Ужас! Организованные банды по 5-10 человек с тракторами, газорезчиками заходят каждую ночь – все хотят что-то отрезать и сдать на металлолом. У нас на заводе есть площадка Б, так там и рельсы повырывали», - говорит Сергей Хаджинов.

Он обращался к владельцу предприятия с просьбой помочь хотя бы сохранить имущество, но получил ответ: «Это наше личное дело».

Но несмотря на это, «Азовмаш» пытается работать и очень обижается на мариупольские металлургические заводы, «Азовсталь» и ММК им. Ильича, которые отказываются помогать своему бывшему партнеру заказами.

«И ММК им. Ильича, и «Азовсталь» заказали конвертеры в этом году в Краматорске, а не у нас, хотя все конвертеры, которые работают на этих предприятиях сейчас, построили мы. У нас есть заказы из Индии, Словакии, Венгрии, Боснии, а украинских заказов нет – ни от Метинвеста, ни от Укрзализныци», - говорит гендиректор «Азовобщемаша».

Несмотря на трудности, на предприятии формируют пакет заказов на следующий год и даже ожидают незначительный рост производства.

Однако, если не решить вопрос с кредиторами, этот рост не будет иметь никакого смысла.

Идея для решения патовой ситуации

Ситуация вокруг ОАО «Азовмаш» кажется абсолютно патовой. Тем не менее, губернатор области Александр Куць считает, что искать решение надо.

«Государство заинтересовано в этом предприятии. Другое дело, что оно не может вкладывать свой ресурс, когда такая ситуация с собственником и такая ситуация с долгами», - считает он.

По мнению Александра Куця, нужно найти такое решение, которое позволит обеспечить предприятие заказами, защитит «Азовмаш» от кредиторов и одновременно – от владельца.

«Надо не допустить вмешательства собственников, которые, видя, что предприятие ожило, начнут тут появляться каждый день и говорить: здравствуйте, как хорошо вы начали работать, давайте нам деньги».

В настоящее время есть только один видимый путь решения проблемы – добиться признания сделки с банками (а это российские Сбербанк, ВТБ, Альфабанк и Кредобанк) никчемной.

«Если мы сможем доказать, что существовала фиктивная договоренность для получения кредита и признаем кредитный договор никчемным, и возвратим имущество, то тогда все долги лягут не на предприятие, а непосредственно на собственника. И тогда банки будут искать пани Савчук и с нее взимать кредиты», - считают в фискальной службе.

Возможно, есть и другие решения. В областной администрации собирают всю возможную информацию, после чего будут консультироваться с профильными юристами.

Мы будем следить за развитием ситуации на «Азовмаше».

Анна Романенко

Мариуполь Азовмаш
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Происшествия
Сегодня, 20 октября, на Запорожской трассе, при повороте на ул. Солнечную, столкнулись две иномарки. Как рассказали 0629 очевидцы происшествия, "Форд" поворачивал на ул. Солнечную, и в этот момент машину ударил большой автомобиль, предположительно китайский внедорожник Great Wall. Авария произошла около 16.00. Внедорожник уехал в направлении поселка Старый Крым. В обстоятельствах происшествия разбираются сотрудники полиции. Напомним, сегодня днем в Кальмиу...
Происшествия
Сегодня, 20 октября, на пешеходном переходе возле торгового центра "ПортСити" столкнулись три  иномарки. Как сообщили 0629 очевидцы происшествия, в автомобиль "мицубиси" врезалось "рено", а само "рено" ударил фольксваген.  Водитель фольксвагена после столкновения покинул место происшествия. В настоящее время на месте аварии работает полиция. По предварительным данным, никто не пострадал.
Происшествия
Сегодня, 20 октября, около 13 часов в Кальмиусском районе Мариуполя такси врезалось в фуру, которая перевозила масло. Как сообщили 0629 очевидцы происшествия, авария произошла на пересечении проспекта Металлургов и Никопольского проспекта. Автомобиль "Шевроле" врезался в зад фуры с маслом и сломал кран. По предварительной информации, никто в аварии не пострадал.
Политика
В течение недели силы и средства подразделений Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) из состава Объединенных сил обследовали 63 гектара территории и обезвредили 689 взрывоопасных предметов. Об этом сообщает пресс-центр ООС со ссылкой на информацию ГСЧС. Сообщается, что в настоящее время продолжаются аварийно-восстановительные работы жилых домов в населенных пунктах Марьинка, Красногоровка, Гранитное, Бердянское и Чермалык. За неделю восстанов...
Воскресная почта
Что-что, а строить воображаемые замки мы умеем. Последние семь дней и наступающая семидневка будет у нас проходить в ожидании десанта волшебников, которые прилетят в Мариуполь совершать чудеса. И пока мы ждем чуда… Важные новости …Президент пытается развести войска в Петровском и Золотом. А источники в штабе ООС говорят, что разрабатывается и более длинная линия отведения, которая затронет поселки под Мариуполем. С поселковым головой одного из них мы пообщ...
Общество
19 октября, вооруженные формирования Российской Федерации и ее наемники 15 раз нарушили режим прекращения огня. Сообщает Штаб ООС. Противник, в основном, обстреливал позиции подразделений Объединенных сил из стрелкового оружия и гранатометов разных систем. Также, около Золотого- 4, зафиксировано применение запрещенных Минскими соглашениями минометов калибра 120 и 82 мм В районе ответственности оперативно-тактической группировки "ВОСТОК" противник осуществ...
Общество
Мариупольская заводчица котов Галина Ясенева смогла превратить свое многолетнее хобби  - изготовление модульных домиков  для  хвостатых любимцев - в реальное производство.  Владелица ЧП "Markissa" , Галина поставляет свою продукции в Европу, Америку и Азию. Хотя изначально не все  было так радужно.  К примеру, ей было сложно доказать инвесторам, что такого рода  зообизнес будет хорошо развиваться в Украине. Когда  она  более 15 лет назад начинала заниматьс...
Общество
Главный Колодвор – место с таким романтическим названием первым встретит вас в хорватской столице – Загребе. Kolodvor – это  вокзал по – хорватски, он весьма приличен и опрятен.  Даже контейнеры для мусора – раздельные, для разных видов отходов.  Правда, хорваты бросают мусор в один контейнер, тот,  который поближе.  А разные поставили,  потому что у словенцев так же.  А хорваты не хотят ни в чем отставать от своих более богатых соседей - чистоплюев. Раз...
Общество
Как  и чем живут сегодня жители Широкино в Мариуполе, решил выяснить  британский журналист Рис Линч. Он уже более полугода живет в Мариуполе, ездит на передовую, но жительями посёлка встретился впервые. Документалисту удалось пообщаться с тремя женщинами. Среди них была и Галина, которая одной из последних покидала своё жильё, когда уже была ранена... Свой рассказ Рис ведёт от первого лица. Предлагаем текст в переводе (стиль автора сохранен). «Дорога из Ма...