Кому принадлежит «Азовмаш», и что необходимо для вывода предприятия из кризиса. Интервью с Игорем Прасоловым - 0629.com.ua

Кому принадлежит «Азовмаш», и что необходимо для вывода предприятия из кризиса. Интервью с Игорем Прасоловым

Машиностроительное предприятие «Азовмаш» не работает почти 2 года. Тысячи людей без зарплаты, бюджет Мариуполя - без налогов, социальная инфраструктура, которая находится на балансе предприятия — в запустении. О необходимости запустить завод говорили многие. Сначала на парламентских, а позже и на местных выборах в Мариуполе обещание обеспечить «Азовмаш» заказами стало популярным предвыборным трендом среди кандидатов. Однако, завод стоял, заказов не было, а по городу ползли слухи, что оборудование режется на металл и вывозится в Россию.

Но в феврале было объявлено о создании корпоративного центра «Азовмаш Груп». Его гендиректором был назначен Игорь Прасолов. Он не любит слово «кризис-менеджер», но судя по всему, его задача на предприятии именно антикризисная: спасти, запустить и... отпустить.

Мы встретились с Игорем Прасоловым, чтобы расспросить, насколько все печально на заводе и каковы перспективы выхода из кризиса одного из градообразующих предприятий Мариуполя.

- Игорь Николаевич, скажите, кто вас нанял на работу, и какова нынешняя структура собственности «Азовмаша»?

- Меня наняла на работу Светлана Савельевна Савчук. Единственным владельцем предприятия «Азовмаш Груп», куда я назначен Генеральным директором, является компания «Кайзен Холдинг» из Эстонии. Эстонская компания на 100 процентов принадлежит Светлане Савельевне. В новой группе компаний она единственный бенефициар. Других акционеров нет.

Сейчас «Кайзен Холдинг» является собственником предприятия, и он наделил меня очень широкими полномочиями.

- Тысячи мариупольцев, потерявших работу, смотрят на вас с большой надеждой. Скажите, насколько серьезна ситуация на предприятии, в каком состоянии оборудование, проводили ли вы техническую ревизию?

- В целом, я изучил ситуацию на «Азовмаше». Состояние критическое, но не безнадежное. Слухи о том, что оборудование вывезено, станки порезаны на металлолом - это все не правда. Оборудование на месте. Я не знаю, кто запускал этот вредный для предприятия слух. Он очень мешает вести диалог с партнерами и клиентами.

Конечно, мы будем проводить полный технический аудит. Но знаете, аудит - это такое дело… Сегодня его сделали, а завтра кабель вырезали, и станок уже не запускается. Мы, конечно, проведем полный техаудит, но это больше для наших потенциальных заказчиков, которых отпугивают разговоры об отсутствии оборудования. На самом деле, самый лучший технический аудит — это запуск производства. Вот когда запускается производство, включаются станки, тогда и проявляется вся правда об оборудовании и его техническом состоянии. Я решил идти по такому пути.

Сейчас на предприятии страшное безденежье. В минувшем году предприятия холдинга «Азовмаш» заработали немногим больше 200 миллионов гривен. А сумма долгов... Точную цифру сейчас не назову, все подсчитывается. Но это примерно 700 миллионов долларов. Вот и сравните — 200 млн. гривен и 700 млн. долларов, как говорят в Одессе, две большие разницы. Очень большие. При этом, в 2012 году выручка составила более 10 миллиардов гривен. Отсюда мы делаем вывод о том, что нам нужно наращивать производство.

Мы очень резко потеряли российский рынок. 85-95% своей продукции мы отправляли в Российскую Федерацию.

- Вы связываете потери с войной?

- Не только. Вот смотрите. Есть фактор разрыва торгово-экономических отношений с РФ и Таможенным союзом в целом, и он определяющий. В Россию в 2013 году мы поставили около 8 тысяч вагонов и 2 тысячи – в Казахстан. Второй фактор — падение экономики вообще, и украинской, в частности. Украинская экономика падает, перевозки сокращаются, увеличивается количество излишнего подвижного состава, отсюда падение потребности в вагонах.

- Какой выход для мариупольского предприятия?

- Мы работаем над расширением поставок на украинский рынок, особенно в связи с острой необходимостью обновления подвижного состава. Мы также ищем другие рынки — в первую очередь ближневосточные, азиатские. Ведем сложные переговоры. Колея там другая, но это решаемо. Меня радует, что там знают «Азовмаш», и что он производит качественную продукцию.

Конечно, большой интерес представляет для нас европейский рынок, но на него очень трудно зайти. В среднем цены на вагоны в два раза выше, чем в странах СНГ.

- Пытались выходить в ЕС?

- Да, прошли первые встречи. Охотнее обсуждают не размещение заказов, а кооперацию.

Если же говорить о ближневосточном и центрально-азиатском рынках, все заинтересованы в одном — они не хотят финансировать производителей чужих стран. Они ведут разговор о совместном производстве, хотят использовать наш опыт, технологические наработки. Нас это тоже устраивает.

Я хочу так построить производство, чтобы у нас была долгосрочная программа на несколько лет вперед. Нестабильность производства — это то, что сегодня нам очень мешает. Под этим я подразумеваю, что запустили, например, «Азовэлектросталь», три месяца поработала она, и снова остановили. Это плохо для людей. Это плохо для оборудования. Все это связано с технологией. Печь должна работать постоянно, чтобы сталь была качественной.

Помимо вагоностроения, есть еще одно направление, по которому мы работаем сейчас, — тяжелое машиностроение. Мы можем производить конвертерное, доменное оборудование, проводить ремонтное обслуживание заводов во многих странах мира. И мы очень рассчитываем на заказы в этом сегменте рынка.

- Вас позиционируют как человека, близкого к Ахметову, вы стояли у истоков СКМ, это знакомство может помочь вам получить заказы от металлургических заводов Ахметова?

- У меня нет договоренностей с Ринатом Ахметовым. Но мы действительно рассчитываем на заказы от металлургических заводов, в том числе, входящих в группу СКМ. Потому что «Азовмаш» может предложить уникальное оборудование для этих заводов.

Мы ищем клиентов. Все хотят так: вы сделайте нам поставку, мы посмотрим, а потом заплатим. Но в таких условиях у нас возрастает значительная потребность в оборотном капитале. Поэтому мы параллельно ищем возможности привлечения денег у банков и частных инвесторов, которые бы согласились под деловое слово дать нам деньги.

- То есть под ваше имя?

- Да, есть люди, которые меня давно знают и согласились помочь.

Это сильно нам поможет, особенно в условиях текущих переговоров с кредиторами. За последние два года резкий спад производства и продаж, а также падение курса гривны существенно ухудшил финансовое состояние предприятия. Но у нас выбора нет. Мы должны работать так, чтобы у нас хватало денег и на обслуживание долгов, и на развитие производства.

Есть еще один аспект в нашей работе, я хочу это подчеркнуть. Если мы сегодня остановимся только на том, что мы делаем, то да, мы сейчас выживем, но через какое-то время мы опять начнем чахнуть. Нам нужно модернизировать производство, а главное - развивать новые направления. Они у нас есть, и мы постепенно будем их развивать.

- Какова ситуация с кадрами? Многие ли уехали? И что происходит с погашением задолженности по зарплате?

- Да, действительно, очень многие инженеры и специалисты уехали в Россию и другие страны. Я не могу сказать, что все вернутся, но многие подтвердили: если вы начнете стабильно работать, мы вернемся.

Самое главное, что костяк инженеров и специалистов сохранен. К сожалению, предприятие работает с нестабильной загрузкой и это порождает задержки с выплатой зарплаты. Вопрос заработной платы — очень важный. У меня сейчас первоочередная забота — сделать так, чтобы было из чего платить. Поэтому я сосредоточен на поиске заказчиков.

Мы предпринимаем все усилия, чтобы загрузить производство и после этого начать ликвидировать задолженность по зарплате. Это моя главная задача.

- Заказы от Минобороны — это реальность или снова обещания? Есть конкретные договоренности?

- В целях загрузки производства мы заинтересованы в заказах от Министерства обороны. Как Вы знаете, завод посетило руководство Министерства. Мы готовы сотрудничать в производстве военной техники и некоторой продукции двойного назначения. Это то направление, которое сейчас отрабатывается технически и технологически.

В заключение нашего разговора хочу сказать, что у нас прекрасный трудовой коллектив, с которым можно решать задачи любой сложности. Я полон оптимизма, желания и сил для возрождения  «Азовмаша».

Записала Анна Романенко

Азовмаш Прасолов
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

продолжение темы
Гражданин Польши по имени Олек, который  стал хорошо известен жителям Левобережья, решил вернуться домой. Как рассказала жительница дома Елена, которая во время его пребывания в Мариуполе успела с ним подружиться, Олеку помог друг. "Житель Харькова купил Олеку билет в купе поезда, а потом и билет на самолет", - рассказала женщина. Сейчас Олек находится в Познани. Говорит, купил новую куртку и... собирается снова приехать в Мариуполь. Напомним,  38-летний г...
Общество
В Мариуполе в течение 2018 года было выявлено 5 нелегальных пунктов обмена валют. Об этом сообщила пресс-служба Национального банка Украины В 2018 году регулятор совершил 1103 проверки пунктов обмена валюты. Было выявлено 78 обменников, которые работали нелегально в Киеве, в Закарпатской, Харьковской, Донецкой, Львовской, Ивано-Франковской, Черкасской, Черновицкой, Николаевской, Ровенской и Днепропетровской областях. В Донецкой области незаконные пункты об...
Общество
В Мариуполе определили 38 мест для ярмарочной торговли. Такое решение было принято сегодня на заседании исполкома Мариупольского горсовета. На 38 локациях будут располагаться 403 субъекта торговли. Среди них будут предприниматели, которые торгуют регулярно (1 раз в неделю), сезонно и в праздничные дни. По данным руководителя департамента экономики Евгения Бодягина, все места согласовывались с предпринимателями и КСН. Главная задача - отказ от возможности т...
Происшествия
В хозяйстве, расположенном на развилке дорог на Белосарайскую косу и Ялту в Мангушском районе не так давно  произошло ЧП. В вольере были застрелены дикие кабаны. Об этом на своей странице в  Facebook  сообщил хозяин развлекательного комплекса  Геннадий Прохоров. Как стало известно, несколько охотников в нетрезвом состоянии зашли в вольер и на расстоянии вытянутой руки выстрелили в животных. "В моём случае это была не охота - это было хамство, наглость и вс...
Общество
В Мариуполе мэрия выделит из городского бюджета около 2 млн грн на подписку газеты   "Приазовский рабочий", принадлежащей компании "СКМ" Рината Ахметова. В распоряжении городского головы Вадима Бойченко указано, что подписку оплатят за счет средств, предусмотренных городским бюджетом на социальную защиту населения. "Направить денежные средства общей суммой 1999819 грн на предоплату газеты "Приазовский рабочий" на 2019 год за счет средств, предусмотренных в...
Новости компаний
Понятная инструкция для пользования зарядными станциями Электромобили стремительно набирают популярность среди украинцев, а на дорогах все чаще можно увидеть бесшумные машины без вредных выхлопов. Еще несколько лет назад электрические авто заряжали в любом месте, где есть электросеть, используя, в основном, подручные средства. Однако сейчас по Украине появляется все больше специальных зарядных станций. Остается один вопрос: как правильно ими пользоваться,...
ТЕСТ
Столько событий, столько эмоций подарил нам всем 2018 год (да и предыдущие годы тоже). И каждое из этих событий разделял с нам городской голова Вадим Бойченко. Радость, грусть, восторг и деловитость, огорчение и негодование...  А смогли бы вы по одному только выражению лица мэра определить, какое именно событие он освятил своим присутствием? Сыграйте в нашу игру и вы узнаете, насколько вы осведомлены о городских событиях.
Криминал
В Мариуполе правоохранители просят опознать утонувшего в реке мужчину.Об этом сообщает пресс-служба полиции города.По информации правоохранителей, тело мужчины было поднято из реки Кальчик 16 июля 2014. Он был обнаружен на отрезке между проспектом Металлургов и ул. Карпинского в городе. До сих пор его личность не установлена. Приметы погибшего мужчины: рост 177 см, волосы русые. Возраст от 50 до 60 лет. Был одет в майку красного цвета с желтыми вставками,...
Общество
С марта 2019 года украинцы смогут получать денежные выплаты на субсидии. Для этого Кабмин намерен изменить систему монетизации субсидий. Об этом сообщила пресс-служба Министерства социальной политики. "Было совещание у президента Украины при участии премьер-министра, ряда министров, таких заинтересованных сторон, как "Укрпошта", "Нафтогаз", Пенсионный фонд, общественных организаций, представителей ОСМД. Было принято политическое решение о том, чтобы тем лю...