В Мариуполе подорожает проезд. Цена вопроса пока не определена
Сегодня в большом зале Мариупольского городского совета кипели страсти. Представители автоперевозчиков и пассажиров (КСН, ветеранские и общественные организации) пытались найти компромисс и решить, повышать или не повышать проезд, и если да, то насколько.
Характеризуя ситуацию, сложившуюся с транспортом Мариуполя, начальник отдела транспорта и связи Владимир Шевченко констатировал, что и коммунальный, и частные перевозчики сегодня – на грани выживания. Огромное число льготников, пользующихся бесплатным проездом, резко возросшие цены на горючее, запчасти, расходные, материалы и т.д. – все это вынуждает мариупольских транспортников вновь говорить о необходимости повышения тарифов.
«Нас забросали такими просьбами, и сегодня давайте выслушаем обе стороны и подойдем к принятию решения, которое бы помогло развязать проблему», - обратился к собравшимся зам. городского головы Валерий Ксенофонтов, ведущий совещание.
К слову, вести его было непросто. Потому что «диалог» все время норовил вырваться из рамок цивилизованного. Причем крик и хамство позволяли себе как автоперевозчики, так и представители пассажиров.
Впрочем, и тех, и других можно понять – каждый отстаивал свое право на существование. Автоперевозчики заявили, что при стоимости проезда 1,75 они просто остановятся, а пассажиры пытались доказать, что нельзя одним выживать за счет других.
«Мне к зиме надо поменять всю резину на «Богданах», - заявил директор «Азовпасстранс» Александр Коник (маршрутки 118, 124, 153,145 – прим.авт.), - ее цена на одно колесо – 1300 грн., в автобусе 6 колес, а в автопарке – 34 машины. Плюс масло, запчасти, горючее, зарплата. К слову, она у водителей – минимальная. Где брать деньги?»
Ну, о зарплате водителей маршруток директору, конечно, лучше бы не упоминать. Это вызвало взрыв недовольства среди пассажиров, да и налоговой , наверное, тоже стало интересно, почему водители соглашаются работать за 600 с небольшим гривень ( а нет ли здесь факта ухода от налогов?).
Недовольство мариупольцев автоперевозчиками выливалось во вполне конкретные жалобы на отсутствие билетов, отказ перевозить льготников, грязный салон, хамство, шансон, сигаретный дым. Впрочем, водителям, сидящим в задних рядах большого зала горсовета, такие претензии были непонятны – «опять принялись за мораль». Они до сих пор не поняли, что в отличие от советских лет, работают в сфере оказания частных услуг населению, а значит за деньги, которые они просят, должны оказывать качественную услугу. Тем более, что просят немало – 2,50 грн.
Цифра повергла присутствующих в еще больший шок.
«Вы поймите, - стал убеждать собравшихся Григорий Беспечный, участник боевых действий и хозяин 156, 123, 124, 112 маршрутов, - 2,5 грн. – это порог рентабельности. Мы, конечно, понимаем, что таких денег нам не дадут, но мы хотим, чтобы вы хотя бы понимали, на какой грани мы работаем сейчас. Нас душат цены. Конечно, ремонт – это наши проблемы. Но вы просили обоснования – и мы пытаемся вам объяснить. Диск сцепления, без которого невозможно плавное торможение (отсюда и падения, и травмы в транспорте), стоит 2700 грн. Конечно, можно купить и турецкий за 500, но они так сделаны, чтобы их меняли постоянно. Это только один пример. Я понимаю, всем тяжело. Но давайте примем взвешенное решение. Со своей стороны я гарантирую, что мы выполним план по льготным перевозкам. К слову, мои автобусы и сегодня возят всех без исключения льготников. Кроме того, в каждом автобусе есть телефон, куда можно обратиться с жалобой – звоните, принимаю ваши обращения».
Справедливости ради стоит сказать, что помимо обоюдных претензий, сегодня в зале звучали и конкретные предложения, которые могли хотя бы в чем-то сгладить давно существующий между автоперевозчиками и пассажирами конфликт. Например, ввести дифференцированную стоимость проезда в зависимости от расстояния, раздавать талоны льготникам, чтобы правом бесплатного проезда пользовались только те, кто имеет на это право. Были и другие предложения. Однако окончательное решение будет приниматься не сегодня. Все эти идеи и предложения предстоит обсудить на заседании исполкома, которое состоится 14 октября. Вот тогда мы и узнаем, насколько тоньше станут наши с вами кошельки. В том, что они похудеют, сомневаться не приходится. Вопрос только в конечной цифре.
Напомним, последнее подорожание проезда в мариупольских маршрутках было в феврале. Тогда цена проезда увеличилась на 25 коп. – с 1,5 до 1,75 грн.