• Головна
  • "Любой суицид индивидуален". Мариупольский психолог объяснила специфику подростковых самоубийств
12:02, 5 жовтня 2018 р.
Надійне джерело

"Любой суицид индивидуален". Мариупольский психолог объяснила специфику подростковых самоубийств


Двойной суицид девочек-подростков в Мариуполе всколыхнул общественность. Школьницы шагнули с крыши многоэтажного дома в Левобережном районе, написав в предсмертных записках фразу: “Похороните нас вместе”. Это событие заставило  городские власти, правоохранителей и педагогов обратить внимание на проблемы детей.И.о. заведующей кафедры практической психологии МГУ и практикующий психолог-консультант Людмила Варава объяснила специфику подросткового суицида.

- Что такое суицид и каковы его виды?

- Психологический смысл суицида – это лишение себя жизни. Существуют различные виды суицидов: натуральный, латентный, демонстративный, случайный, аффективный. У всех разная мотивационная структура.

- Какова структура суицидального поведения?

- Самый первый этап возникновения суицидального поведения – это суицидальные мысли. И мысли эти не касаются нашего "Я". Они имеют философский характер: хорошо жить, плохо жить, жизнь – это хорошо или это сложно и т.п. Такие мысли возникают у любого человека в разные возрастные периоды. После этого может возникать суицидальное намерение. Тут уже возникает понятие "Я", соотношение Я и моя жизнь. Т.е. задается вопрос: “Мне моя жизнь нравится?”, “Она меня устраивает или не устраивает?”. Т.е в намерении возникает "Я" и тогда появляется целый ряд подтверждений. Если мы выдвигаем гипотезу, что жизнь - сложная и не успешная – мы организуем свои действия, социальное пространство и контакты так, чтобы это подтвердить.

- Суицидальное поведение возникает на фоне определенной ситуации?

- У нас нет в жизни одной ситуации. Мы живем сразу одновременно во многих жизненных ситуациях. У нас же есть множественность ролевых "Я", например Я-ребенок, Я-ученик, Я-друг, Я-брат, сестра, внук и т.п. Даже в подростковом возрасте у нас уже этих Я достаточно много. Также есть еще и широкий круг взаимодействий: с каждым учителем, с каждым учеником в классе, и это все различные ситуации. Они у нас в совокупности складываются в целостную картинку, т.к. сознание к этому стремится, но подтверждаем гипотезу об успешности или не успешности жизни в каждой конкретной ситуации, в каждом ролевом образе.

- После суицидального намерения, какая идет стадия дальше, если человек намерен свести счеты с жизнью?

- "Последний крик о помощи”. Т.е. на стадии суицидального намерения, когда жизнь оценена позитивно либо негативно, идет подтверждение гипотезы. Если негативная гипотеза подтверждается – идет обдумывание суицидального действия, т. е. выбор и способа суицидального намерения.  Последний шаг – само суицидальное действие.

- “Крик о помощи” есть всегда и его всегда можно услышать?

- Можно услышать, если быть не просто внимательным, а уметь слышать непосредственно, о чем говорит человек и о его желаниях. Мы, по большому счету, хотим слушать то, что хотим слышать. Профессиональное слушание психолога отличается тем, что он слышит не то, что думает сам, а что хочет сказать другой человек.  Может ли крик о помощи услышать любой другой? Он это слышит, но интерпретирует по-своему. Поэтому мы относимся и соотносим другого человека, как он вписывается в наши социальные нормы.

- В чем особенность подросткового суицида?

- Суицид подросткового возраста сложен всегда тем, что идет становление нашего пресловутого "Я". Мы самоопределяемся, т.е. решаем, каким "Я" хочу быть, каким мне надо быть. И противоречие очень часто лежит между тем, каким "Я" должен быть, и каким "Я" хочу быть. Родители говорят каким "Я" должен быть и редко прислушиваются каким "Я" хочу быть. А дальше целый ряд социальных ситуаций и социальных контекстов. Любой суицид индивидуален. Его нельзя ни классифицировать, ни подогнать под стандартизацию и т.п. Потому что это и эмоциональная, и содержательная сторона, особенности ситуации и личностного переживания, собственная интерпретация жизненных ситуаций и умозаключений.

- У вас есть экспертная оценка трех последних подростковых суицидов в городе?

- Нет. Я не могу дать оценку и иметь собственное мнение, т.к. я знаю об этих случаях только из СМИ. Не знаю реальности этого суицидального намерения и о социальной ситуации, в какой оно было.

- Если ли схожести в двух последних подростковых суицидах в городе, так как одинаков способ реализации?

- Способ выбора суицидального действия определяется, закончится ли оно летально либо есть хоть малейший шанс на выживание. Поэтому судить о суициде и мотиве суицида по этому аспекту точно нельзя.

- Какие могут быть средства профилактики суицидального поведения подростков?

- Если говорить, как это профилировать, то с подростками нужно обсуждать в первую очередь их возможности по отношению к будущему, давать понимать свои собственные способности, на которые, как ресурс, можно опереться уже сегодня и чтобы строить свое будущее. И если это будут даже делать родители и педагоги с осознанием того, что Здесь и Сейчас мы помогаем подростку открыть в себе те грани и те стороны, которые позволят ему сказать: “Я про себя знаю  – это мои способности, а это мои возможности. Опираясь на них, я буду строить свою жизнь”. Поэтому основная профилактика - это либо прогнозирование либо проектирование собственной жизни. Если сейчас психологи, учителя и родители начнут этим заниматься, а не обсуждать причины и следственные связи суицида, популяризируя его, тогда это, возможно, приведет к изменению тенденции.

- Если вернуться все же к последнему самоубийству девочек-подростков. Двойного подросткового суицида в городе, по моим данным, никогда не было...

“Смотрите, в позапрошлом году были суициды подростков из группировок “Синего кита”... Надо знать всю ситуацию в целом, а не делать вывод по каким-то вырванным фактам. Мотивы могут быть самые разнообразные. Если учесть, что масса СМИ сообщали, что они знакомы с глубокого детства и, в принципе, живут практически в одинаковой социальной ситуации. Тогда вопрос: чем эти социальные ситуации подвигли девочек на такой поступок? Может быть множество мотивов, причин и целый ряд обстоятельств, почему девочками было выбрано решение закончить вот так.

- На каком этапе можно подростка “вырвать” из суицидального действия и удавалось ли это в Вашей практике?

- В практике были разные варианты и на разных этапах. Чаще всего это происходит на  этапе “Крик о помощи”. Профессионал слышит этот “крик”. Самое сложное - это латентный суицид. Пример – человек заявляет, что хочет прыгнуть с парашютом, пытаешься узнать, зачем это ему надо и в консультации вдруг у него проскальзывает фраза: “А вдруг парашют не раскроется....”. Форма подачи может быть разная, к примеру, через шутку. Но в каждой шутке лишь доля шутке... Т.е. латент всплывает всегда только при индивидуальном взаимодействии и не показывается при помощи методик”.

- Школьный психолог говорил, что проводил ”социометрию”, и она не показала проблематику у девочки...

- Одна методика никогда не является конкретно тем, на что можно опираться. Любая диагностика предполагает исследование, а оно не проводится одной-единственной методикой. Либо хотя бы она должна быть многофакторной, которая содержит в себе целый ряд блоков, и эти блоки сопоставляются между собой и делается общее заключение. Социометрия не может показать ни намерений, ни желаний ни тем более отношение к определенной ситуации, и она показывает роль человека только в одной группе, а есть же еще целый ряд людей и других групп, в которых девочки принимали участие.

Читайте по теме

Двойной суицид в Мариуполе. Что толкнуло подростков к трагическому шагу
Мода на «красивую смерть». Что происходит в головах подростков, и как уберечь детей от трагедии

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #cуицид

live comments feed...