Станет ли в Мариуполе легче дышать. Анализируем законы

Фото Ирины Горбасевой для Радио Свобода

Мы часто киваем на Европу: там заводы стоят в центре города - и ни пылинки вокруг. В Мариуполе тоже так может быть, когда Украина выполнит взятые на себя обязательства в рамках Соглашении об ассоциации Украина-ЕС. Проблемам экологии в документе отведен отдельный большой раздел. Экологические стандарты, принятые в ЕС, должны работать и в Украине. Почему до сих пор не работают, что именно должно измениться в оценке качества атмосферного воздуха, и когда это произойдет, разбираемся, изучая законы и текст Соглашения.

Как в Европе

В странах Европейского Союза наивысшая ценность - это жизнь и здоровье каждого гражданина. Именно поэтому экологические стандарты - это не второстепенные, а основополагающие требования к любой деятельности.

Хочешь работать в Европе - выполняй правила. Вот почему заводы Рината Ахметова в Италии принципиально отличаются от заводов, находящихся в Мариуполе.

Италия, фото с сайта Метинвеста

Мариуполь, фото  - ММК им. Ильича

В Европейском Союзе любое нарушение экологических нормативов влечет за собой колоссальные штрафы - такие, которые могут разорить нарушителя.

В Украине, согласно Соглашению об Ассоциации, тоже должны ввести и новые нормативы, и новые огромные штрафы, однако пока что ни того, ни другого нет.

Почему?

Потому что металлургическое лобби в парламенте очень сильно. Возьмем один только Мариуполь. Из трех депутатов от Мариуполя - все трое связаны с металлургией. Четвертый депутат - не от Мариуполя, но регулярно оказывающий руководству города различные услуги лоббирования - также тесно связан с металлургическим бизнесом. Достаточно вспомнить, что бывший директор одного из мариупольских метзаводов, Юрий Зинченко, был назначен советником этого депутата.

А в интересах металлургического лобби - никаких новых нормативов не принимать, новых штрафов не назначать. Тем не менее, рано или поздно решать эти вопросы придется

Как сейчас

Самое опасное, что может быть в атмосферном воздухе, это пыль мелких фракций - РМ 10 мкм и РМ 2,5 мкм. Причем чем мельче пыль, тем она опаснее. Пыль фракции 2,5 мкм способна проникать сквозь поры кожи и вызывать необратимые последствия в организме.

Кроме пыли, особо опасными веществами считаются мышьяк, ртуть, кадмий и некоторые другие.

В ЕС разработаны очень жесткие нормативы, сколько этой гадости может находиться в воздухе, чтобы не представлять опасности для человека.

Например,

для PM 10 среднегодовое значение содержания — 40 мкг/м3, 24-часовое граничное значение — 50 мкг/м3 (при этом такой показатель не может наблюдаться больше, чем 35 раз на протяжении календарного года;

для PM 2.5 целевое и граничное значение на первом этапе — среднегодовые 25 мкг/м3; на втором этапе - среднегодовые 20 мкг/м3 .

Для мышьяка среднегодовая предельно допустимая норма — 6 нг/м3;

Для никеля - 20 нг/м3

Для кадмия — 5 нг/м3

Для бензопирена — 1 нг/м3

Эти нормы - очень жесткие. И есть только один способ добиться их выполнения от загрязнителя - мониторинг каждой точки выброса и огромные штрафы.

В настоящее время и с тем, и с другим есть проблемы.

Даже относительно новая лаборатория “Атмосфера”, которую не так давно купили в Мариуполе за бюджетные деньги, не измеряет пыль по фракциям. А если нет измерения, то нет и штрафов. То есть если бы завтра Верховная Рада приняла европейские нормативы, выполнять их в Мариуполе не смогли бы. Такая ситуация очень устраивает загрязнителей. Они-то знают, что европейские нормативы не выполняют.

Согласно мониторингу 0629, среднесуточные показатели загрязнения по пыли обеих фракций достаточно часто превышают норму. Например, 19 августа из 24 часов 8 - показатели по особо опасно пыли РМ 2,5 в районе площади Кирова превышали в 4,5 раза европейскую ПДК, и еще 8 часов - в 2 раза. И только оставшиеся 8 часов в дневное время ПДК по пыли были в норме.

Не верите мониторингу 0629? Давайте посмотрим на результаты стационарных мониторинговых постов, установленных в Мариуполе департаментом экологии Донецкой областной администрации.

На скринах - среднесуточные показатели загрязненности в Левобережном и Кальмиусском районах Мариуполя. Все, что выделено оранжевым - превышение даже нынешних ПДК, не говоря уж о европейских.

Если бы в Украине уже приняли новые нормативы и новые штрафы, огромные суммы были бы доначислены в бюджет города и области за такие вещи. Но дело даже не в бюджете.

Штрафы - это не наказание. Штрафы - это стимул для собственника модернизировать оборудование

Модернизироваться должно быть финансово выгоднее, чем заплатить экоинспекции за то, что она закроет глаза на нарушения, выгоднее, чем заплатить штраф. Только тогда система заработает.

Но пока принятие решения зависит от тех, кто заинтересован в том, чтобы ничего в сфере экологии не менялось.

Тем не менее, этот аморальный, с нашей точки зрения,  “статус кво” продолжаться бесконечно не может. Выполнять Соглашение об Ассоциации Украина должна, поскольку подписала документ. Рано или поздно каждый владелец предприятия-загрязнителя окажется перед выбором: либо модернизировать, либо платить. И не по 2-3 тыс. грн, как сейчас, а миллионы гривен.

Что нужно сделать, и в какие сроки

В части атмосферного воздуха Украина обязалась выполнить четыре директивы, действующие в Европейском Союзе.

“Передбачається, що посилення природоохоронної діяльності матиме позитивні наслідки для громадян і підприємств в Україні та ЄС, зокрема, через покращення системи охорони здоров’я, збереження природних ресурсів, підвищення економічної та природоохоронної ефективності, інтеграції екологічної політики в інші сфери політики держави, а також підвищення рівня виробництва завдяки сучасним технологіям”, - говорится в Соглашении об ассоциации.

Подробный перечень мероприятий содержится Дополнении ХХХ к Соглашению. Мы внимательно изучили документ и предлагаем вам выжимку самого основного, касающегося атмосферного воздуха.

Что должна сделать Украина и когда

1.Разработать и принять законодательство про определение зон агломерации (то есть зональное деление страны, но не по региональному принципу, как сейчас, а по степени экологического загрязнения)

Срок - осень 2017 года

Состояние: не выполнено

2. Определение зон агломерации

Срок - осень 2018 года

Состояние: не выполнено

3. Установление системы информирования общественности

Срок  - осень 2018 года

Состояние: принят закон “Про оцінку влпиву на довкілля”, и это является частью системы информирования общественности. Но задача решена не полностью.

4. Установить верхние и нижние границы предельных значений для основных загрязняющих веществ, определить цель об уменьшении наиболее опасной пыли мелкой фракции РМ 2,5

Срок - осень 2017 года

Состояние: не выполнено

5. Внедрение планов улучшения состояния атмосферного воздуха для зон агломерации

Срок - осень 2019 год

Состояние: не выполнено

6. Принять национальное законодательство по регулированию содержания в воздухе ртути, мышьяка, никеля, кадмия и бензопирена.

Срок - осень 2017 года

Состояние: издан приказ МВД от 28 февраля этого года №154 про утверждение порядка мониторинга мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полицикличных ароматических углеводородов 

7. Установление предельно допустимых концентраций этих опасных веществ

Срок - осень 2017 года

Состояние: ПДК определены тем же приказом

8. Установление зон агломерации в зависимости от загрязнения этими веществами.

Срок - осень 2018 года

Состояние: не выполнено. Есть распоряжение Кабинета Министров от 15 апреля 2015 р. № 371-р “Про 93 схвалення розроблених Міністерством екології та природних ресурсів планів імплементації деяких актів законодавства ЄС”, План імплементації “Директиви 2008/50/ЄС Європейського Парламенту та Ради Європи від 21 травня 2008 р. про якість атмосферного повітря та чистіше повітря для Європи”. Однако дальше этого дело не двинулось. Зоны по-прежнему не определены.

9. Внедрение системы оценки качества атмосферного воздуха и реализации мероприятий по его улучшению

Срок - осень 2019 года

Состояние: не выполнено

10. Ограничение выбросов летучих соединений (разработка законодательства, утверждение пороговых значений, маркировка товаров, содержащих летучие соединения соответствующим образом, а также ограничение их содержания в лакокрасочной продукции)

Срок  - 2019 год

Состояние: не выполнено. В настоящее время разработан технический регламент, есть проект, однако это и все. 

11. Уменьшение содержания серы в жидком топливе.

Срок - до конца 2016 года установка эффективной системы замеров количества серы. До конца 2020 года - запрет на использование тяжелого дизельного топлива, газа и нефти с содержанием серы, превышающей ПДК.

Состояние: не выполнено

12. Внедрение европейских стандартов качества бензина и дизельного топлива, запрет на продажу этилированного бензина.

Срок - осень 2017 год

Состояние: с 1 января вступила в силу норма технического регламента о запрете использования мазута для производства бензина с содержанием серы больше 1%. Однако системы мониторинга исполнения технического регламента нет. Как выполняется норма и выполняется ли вообще - пока не известно.

“Следует отметить, что по состоянию на сегодня Украина сильно выбивается из графика имплементации”, - говорит Лина Плющакова, технический директор Украинского научного института технической экологии.

И особенно сильно бьет по украинцам отсутствие новых санитарных нормативов.

“На сегодняшний день в украинском законодательстве отсутствуют санитарные нормативы качества воздуха. Нормативы СССР ликвидированы, новые не приняты. Европейские нормативы качества воздуха более жёсткие. Европейское законодательство предусматривает постепенное достижение нормативов качества воздуха посредством реализации ряда мероприятий, которые должны снизить негативное воздействие на атмосферу. В Украине, на мой взгляд, существует очень сильное промышленное лобби, которое препятствует реализации соглашения об ассоциации. И единственный способ преодолеть это влияние - штрафные санкции со стороны ЕС в виде непредоставления финансовой помощи Украине”, - считает эксперт.

Мариуполь экология Соглашениеобассоциации Украина ЕС
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Пока еще никто не оценил
Я рекомендую
4 человека рекомендуют

Комментарии

Власть
Министерство электронной трансформации запускает пока тестовом режиме   мобильное приложение "Дія" с электронными сервисами, первыми из которых станут доступны электронные водительские права и цифровой технический паспорт на авто. Об этом сообщает Фейсбук министра цифровой трансформации Михаила Федорова.  Сервис запускается 16 декабря. "Сегодня начинается набор тестировщиков, который продлится 5 дней – до момента запуска", - говорится в сообщении. Тестиров...
Общество
В Мариуполе некая Оксана обзванивает мариупольских предпринимателей, говорит, что она менеджер по рекламе сайта 0629.com.ua и готовит рекламный проект «Свадьба».  Женщина просит перечислить деньги за размещение рекламы в спецпроекте. В редакцию звонят обеспокоенные клиенты сайта и спрашивают, что это за проект, и кто такая Оксана, почему она выступает от имени сайта. Официально заявляем: никаких специальных проектов сайт не готовит, а женщина, которая звон...
Происшествия
В Мариуполе потушили условный пожар в Донецком юридической институте. Об этом сообщает пресс-служба 3-его государственного пожарно-спасательного отряда ГУ ГСЧС Украины в Донецкой области. Сегодня, 11 декабря по проспекте  Лунина в Приморском районе прошли противопожарные учения. Тренировка по тактическим умениям специальным навыкам экстренных служб состоялась в здании факультета ДЮИ № 2.  По тактическому замыслу учений, во время учебного процесса возник по...
Новости компаний
Остались считанные дня до наступления самого ожидаемого и волшебного праздника  - Нового Года! Уютная атмосфера дома, подчеркнутая элегантность офиса или праздничное убранство ресторана, эксклюзивные подарки ручной работы с элементами хвои и живых цветов – все это возможно реализовать с помощью дизайнеров-флористов бутика цветов BELLE . Если вы уже обратили внимание на новогоднюю продукцию и сувениры, предлагаемые в массмаркете, вы наверняка заметили несоо...
Новости компаний
В то время, как на прилавках магазинов уже шесть лет продаются телевизоры, позволяющие показывать контент в качестве 4К, самого контента с таким разрешением крайне мало. Во всем мире на данный момент нет и 100 каналов в качестве 4К, причем большая часть существующих транслируется в странах Азии. TRINITY – одни из немногих в Украине и первые в Мариуполе предоставляют возможность использовать современные телевизоры на максимум, предлагая телеконтент в 4К. Уж...
Общество
Вслед за транспортом, социальной водой, вывозом мусора и рядом других направлений, городские власти решили сделать коммунальным и  аптечный бизнес. Как выяснилось, не для заработка, а ради стабилизации рынка и спасения обнищавшего населения. Сегодня, 11 декабря, на открытии первой коммунальной аптеки в Детском консультативно-диагностическом центре МТМО, городской голова Вадим Бойченко заявил, что в отремонтированные лечебные учреждения больше не будут пуск...
Фб-блогеры MRPL
Блог Петра Андрющенко Пришло время Мариуполю пожинать плоды своей недальновидности. Что мы имеем? Мы имеем абсолютную моноэкономику, когда основной работодатель работает исключительно в одном секторе экономики – в металлургии.  Весь исторический опыт буквально кричит, что при таком положении рано или поздно наступает кризис, и все карточные домики мнимого благосостояния превращаются в тыкву. И единственный шанс предотвратить это – диверсифицировать экономи...
Происшествия
Меньше чем за неделю в Мариуполе произошло более десяти случаев наркотического отравления. Из-за передозировки люди находились в бессознательном состоянии, на грани жизни и смерти. Как рассказали 0629 медики, только вчера, 10 декабря, они спасли четверых человек.  35-летнему мужчине потребовалась помощь прямо в кафе на ул. Казанцева. Придя в себя после антидота, он от дальнейшей медицинской помощи отказался. Еще трое человек были настолько плохи, что их пр...
Криминал
Мариуполец ударил машину на стоянке  и решил покинуть место ДТП. Об этом сообщает пресс-служба патрульной полиции Донецкой области. Это произошло вчера, 10 декабря. За с помощью к патрульным обратился владелец автомобиля "Москвич". Мужчина рассказал, что  оставил свое авто на территории гаражного кооператива, а когда вернулся, обнаружил повреждения на кузове. Патрульные просмотрели видео с камер наблюдения и обнаружили автомобиль виновника. Уже через час п...